Общие правила ораторской речи
1. Четкая дикция
Оратор – не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуется художественного чтения. Но говорить отчетливо и осмысленно он обязан. История знает ораторов, которые благодаря своей личности и дикции имели большой успех, хотя их речь звучала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов, но отчетливое произношение сделало его хорошим оратором.
Четкие движения губ и языка при произнесении слов создают четкую дикцию. У хорошего оратора во время артикулирования (произнесения звуков) активно работают губы и язык, при этом мышцы лица и шеи расслаблены. Это позволяет экономно расходовать силы во время выступления.
Многие согласные звуки похожи друг на друга, например, П-Б, В-Ф и т.д., поэтому необходимо следить, чтобы согласные звуки были четко произнесены.
2. Выразительность речи
Речь оратора должна быть выразительной, т.е. интонированной. Интонация создается силой голоса, высотой голоса, темпом и тембром. Искусный оратор в своей речи грамотно моделирует интонацию, произнося отдельные части фраз громче или тише, быстрее или медленнее, высоким или низким голосом. Интонированная речь способствует лучшему осмыслению аудиторией её содержательной стороны. Тембр помогает выражать различные эмоции: радость, печаль, одобрение, осуждение, ирония, насмешка, гнев и пр. Одни виды публичной речи, (например, агитационная речь) подразумевают значительную выразительность, экспрессивность, другие (например, академическая речь) – меньшую выразительность. Но, в любом случае монотонность недопустима, поскольку вызывает скуку у аудитории.
Ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Например:
Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);
Я едусегодня в Берлин (а не лечу);
Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);
Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург).
Оратор заранее определяет в своей речи наиболее важные места, которые необходимо отметить выразительным ударением, во избежание двусмысленности.
Выразительности речи способствует использование фраз разного объема, когда более длинные развернутые фразы перемежаются с короткими. Использование громоздких речевых конструкций в ораторской речи нежелательно, поскольку затруднено их восприятие и осмысливание слушателями.
3. Плавность речи
Следует остерегаться отрывистой манеры речи. Чрезмерная отрывистость речи в совокупности с соответствующей мимикой оратора может восприниматься аудиторией как агрессивность. Говорить следует плавно, связно, не спеша, так, чтобы слушатель мог легко воспринять информационную сторону речи. Если не встречаются особые пики ударения, то оратор поддерживает естественный темп речи.
4. Естественность речи
Можно заучить подготовленную речь наизусть, отрепетировать её с выразительной интонацией, но она не вызовет заметного отклика у аудитории по одной единственной причине – отсутствии «жизненности», естественности. Речь оратора должна быть плавной, но не лишенной спонтанности.
Английский министр Антони Идеи во время речи никогда не допускал остановок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер (газета Deutsche Allgemeine Zeitung, 24 июля 1938). Но речи его оппонента Черчилля, произнесенные далеко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.
5. Стиль речи
В современном русском языке выделяют лексику 1) книжную: аналогия, сущность, дисквалификация, понятие, сотрудник и др., 2) разговорную: подружка, пятиэтажка, читалка и др., 3) просторечную: разгильдяй, пустомеля, башковитый и др.
В публичных выступлениях используется только книжная лексика! Использование разговорных, а тем более просторечных слов в официальной обстановке недопустимо!
В русском языке выделяют следующие стили, использующие книжную лексику: научный, официально-деловой и публицистический.
Научный стиль используется при написании статей, дипломных работ, диссертаций, монографий, в выступлениях на научных конференциях и пр. Его отличительными чертами является логичность изложения, использование научных терминов и отсутствие эмоциональной окраски.
Официально-деловой стиль используется в заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах, правительственных докладах и пр. Он характеризуется неэмоциональностью, четкостью и стандартностью изложения. Стандартность выражается в наличии официального образца, которому должны соответствовать письменные документы или устное выступление.
Публицистический стиль – это стиль информационных и аналитических передач по телевидению и радио, стиль газет. Также этот стиль используется в некоторых видах публичных выступлений: митинговых, агитационных, торжественных, застольных и поминальных речах. Он предназначен для того, чтобы воздействовать на мысли и чувства слушателей, заинтересовать их или в чем-то убедить, поэтому его отличительной чертой является повышенная выразительность и эмоциональность.
6. Пантомимика и внешний вид оратора
Оратору следует обратить внимание и заранее продумать свое расположение перед аудиторией, позу, жесты, использование видео- и аудиоматериалов, презентации и пр. Если предусмотрена трибуна, то целесообразно пользоваться ею. Если трибуна не предусмотрена, то рекомендуется выступать стоя перед аудиторией, а не сидя. В этом случае необходимо продумать положение рук и ног, основные жесты и расположение мебели (стол, стул) вокруг себя. Следует избегать поз и жестов закрытости, которые могут быть интерпретированы слушателями как неопытность, застенчивость и неподготовленность оратора. На «закрытость» говорящего указывают: пересечение ног, переплетение рук на груди, соединение их впереди себя или за спиной. Недопустимо во время выступления держать руки в карманах или на поясе, сжимать кулаки. Открытая поза создается равномерным распределением веса на ноги, расположением расслабленных рук вдоль тела (в одной руке может быть текст выступления или микрофон), естественностью движений, обращенностью лица и корпуса к слушателям.
Не рекомендуется выступать стоя за столом, поскольку он «разделяет» оратора и аудиторию, тем самым, снижая силу речевого воздействия на неё. Нежелательно облокачиваться на стену, мебель или держаться за них. Если на сцене предусмотрен стол, то лучше встать сбоку от него в случае, если на нем лежат бумажные материалы, пользуемые оратором во время выступления, или оставлять стол за спиной. В случае использования наглядных материалов во время выступления целесообразно пользоваться короткой указкой, а не рукой и не пальцем.
Не рекомендуется поворачиваться к аудитории спиной. Если это неизбежно, то обращение к слушателям спиной должно сочетаться с паузой в речи.
Жестикуляция должна соответствовать эмоциональности речи. Спокойная, эмоционально нейтральная речь оратора сопровождается умеренными, небольшими по объему жестами рук. Чем выше экспрессивность высказывания, тем масштабнее жесты оратора.
Оратору необходимо продумать свой внешний вид (одежду, прическу, обувь). Главный принцип – одежда должна соответствовать месту и аудитории. Например, академическая речь предусматривает деловой стиль одежды, торжественная речь – праздничный наряд.
Грамотно используя свой внешний вид, оратор может ещё до начала произнесения речи вызвать положительный настрой у аудитории. В психологии известен тот факт, что нам нравятся те, кто на нас похожи. Если оратор в своем облике повторяет типичный образ среднестатистического представителя аудитории, перед которой он выступает, то он тем самым повышает свои шансы на успех.
Следует помнить, что неопрятность, нечистоплотность оратора, неприятный запах, также как и слишком сильный запах парфюма, как правило, вызывают негативные эмоции у слушателей.
7. Подготовка выступления
Любая речь должна быть тщательно подготовлена. Основные правила подготовки речи следующие.
Правило 1. Выдели время для подготовки речи.
Каждая удачная речь тщательно готовится оратором. Экспромт в публичном выступлении, как правило, неудачен, либо требует значительной опытности оратора.
Авраам Линкольн подолгу готовился к каждой речи несколько дней, при этом он делал записи на клочках бумаги, помещал их в свой знаменитый цилиндр и постоянно носил с собой. Затем за письменным столом составлял из них свои речи.
Правило 2. Работай систематически.
Систематичность предполагает, прежде всего, обдуманную последовательность прохождения всех этапов подготовки речи.
Тщательная подготовка речи включает следующие этапы.
1. Сбор материала (книги, газеты, журналы, нормативные акты, учебники, справочники, поисковые системы и пр.).
2. Отбор материала и его организация. Перед тем, как производить отбор материала, необходимо ответить на следующие вопросы: «В чем цель моей речи? Чего я хочу достичь?» Отбор материала должен быть ориентирован на тему речи.
3. Обдумывание материала. Этот этап подразумевает упорядочивание мыслей, определение логических связей между отдельными фактами, формирование собственного мнения. В результате прохождения этого этапа у оратора складывается цельная картина изучаемой проблемы / явления.
4. Формулирование ключевых слов. Ключевые слова образуют каркас понятий, на котором держится речь, и совокупности определяют смысловое содержание речи. Ключевые слова должны быть проверены на точность смысла.
5. Стилистическое оформление главной части, состоящей из ключевых слов. Речь состоит из трех частей: вступления, главной части и заключения. Как правило, введение и заключение формулируются после того, как определено основное содержание речи.
6. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления.
7. Общий контроль и редактирование. Этот этап включает в себя многократное прочтение речи, уточнение формулировок отдельных фраз. Обычно на этом этапе оратор сокращает речь, убирая из неё все лишнее и несущественное. Речь обретает окончательный вариант.
Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быстро исправил формулировки.
8. Освоение речи. Этот этап подразумевает чтение речи вслух, отработку интонации, пауз, темпа речи, жестикуляции, заучивание отдельных фрагментов речи наизусть. Речь оратора должна укладываться во временной лимит. Чем меньше времени отведено для выступления, тем более тщательной подготовки требует речь.
8. Контакт с аудиторией
Оратор выступает не для себя, а для слушателей. Обращенность к аудитории позволяет сохранять интерес слушателей во время произнесения речи. Для поддержания контакта рекомендуется переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Отстраненность, «пустота» во взгляде во время выступления недопустимы.
Леммерман дает следующий совет оратору: «Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если обведете всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием служит установлению контакта со слушателями. Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, чтобы заставить слушателей быть внимательными».
9. Объективность и честность
Существует три способа добиться чего-либо от другого человека: заставить, схитрить (обмануть, использовать манипуляцию[11]) и убедить. Этичен лишь последний способ. Хороший оратор – это человек, умеющий убеждать. Оратора, водящего слушателей в заблуждение, называют софистом.
Еще в античные времена в ораторской традиции существовал идеал vir-bonus (добродетельного мужа), который требовал от оратора таких качеств, как порядочность, высокая нравственность, правдивость. Этот идеал особенно актуален для представителей правовых профессий.
10. Внешние условия
Необходимо обратить внимание на то, чтобы внешние условия не служили помехой для выступления. Жара, холод, плохая вентилируемость и освещенность помещения, посторонние шумы могут негативно сказаться на восприятии слушателями речи оратора.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 5003;