Эстетические ценности и искусство.
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, красота. Философская наука изучает сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру. Человек познает мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Ее осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека, но есть и сугубо профессиональная сфера – это искусство.
Таким образом,эстетика– часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве.
Немецкий философ XVIII в. А.Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем) три сферы духовного мира человека: разум, волю, чувство. Если первые две изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве он назвал эстетикой. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. В период античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная деятельность и богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика – на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в XVIII в., а с середины XIX в. начался третий этап в развитии эстетики. На нее оказывали влияние позитивизм, социология и марксизм.
Поскольку искусство является формой эстетической деятельности, то эстетика изучает его специфику и такие проблемы, как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.
Эстетическое также выступает универсальной категорией. Помимо нее можно выделить три группы категорий, которые отражают:
1) объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);
2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);
3) мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный образ, творчество).
Одну из важнейших эстетических категорий, прекрасное, можно определить как совершенное, гармоничное. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.
Литература:
1. Философия. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС 2001, 469 с.
2. Лосский, Н. О. Мир как органическое целое / Н. О. Лосский. М., 1991.
3. Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. М.: Наука, 1995.
4. Франк, С. Л. Непостижимое / С. Л. Франк. М.: Правда, 1991.
5. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.
6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 979;