Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества
План:
1. Что такое философия и в чем ее ценность?
2. Границы философского знания.
3. Структура философского знания.
4. Функции философии.
5. Философия в структуре мировоззрения.
6. Проблема метода в философии.
7. Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.
1. Что такое философия и в чем ее ценность?
Первый вопрос, который приходится слышать от студентов на первой лекции, всегда один и тот же: «Зачем нам нужна философия?» Вопрос неудивителен, так как он задавался и многими мыслителями. Так, в XIX веке русский философ и историк К.Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «…нельзя ли нам вовсе обойтись без философии?», «Что нам в этой философии?», «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь… А философия?» И тут же философ сам отвечает: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем…».
Рене Декарт, французский мыслитель XVII века, рассуждая о роли философии, также отмечает: что именно философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».
Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точный перевод как «стремление к мудрости, истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.
Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется в VII – V вв. до н.э., причем одновременно на Западе и Востоке. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть выстраивается своего рода структура философского знания.
И здесь возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» Ответ прост: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. А изменить мир, по мнению, например, Б. Рассела, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.
Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия же как раз и призвана это осуществить. Она выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Не смотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманистична. Ее назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Таким образом, мы можем дать предварительное определение философии. Философия является обобщенным знанием о мире и месте человека в этом мире.
2. «Границы» философского знания
В своей книге «Мудрость Запада» Б. Рассел отмечает, что все науки граничат с неизвестным, но когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения. Таким образом, получается, что умозрительная деятельность человека и есть философия.
Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия – с умозрением.
Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.
Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.
Соотношение философии и науки:
1) Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая из него себя самого. Ученый отвечает на вопрос: каковы законы объективного мира?
В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: кто я в этом мире?
2) Функция науки – получить точное знание. Задача ученого – дать объективную картину мира.
Философия осуществляет функцию самосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки.
3) Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.
Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает человек в этом мире.
4) Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические и т.д.).
Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.
5) Предметом науки является необходимое для получения знаний о мире.
Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.
Тем не менее, существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретного научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития.
Философия как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, так называемых «вечных вопросов бытия»:
· Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?
· Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?
· Может ли человек познать окружающий мир?
· В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?
Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для ранних античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего; для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя». Для философов Нового времени – «как возможно познание», для современного позитивизма – в чем суть логики научного открытия, некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д. Для марксистско-ленинской философии XX в. Существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.
Здесь следует подробнее остановиться на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма. Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, то есть основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».
Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Итак, материалисты признают первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи. Идеалисты же считают, что сознание предшествует материи и творит ее.
Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.
Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее, выделение этих традиций, безусловно являющееся определенной схематизацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские учения, которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенно различаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.
Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.
С момента возникновения научного познания возникает и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может. Понятие – это язык науки, который представляет собой информационно-знаковую систему для передачи мысли.
Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. На основании сказанного определение философии может быть следующим. Философия – это знание об универсальных принципах развития мира.
Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать первоисточники и размышлять над ними. Следует отметить, что многие философы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литературной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диалоги», П.Абеляр «История моих бедствий», М. Монтень «Опыты», А. Шопенгауэр «Афоризмы», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», В.В. Розанов «Уединенное», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», Л.Н. Толстой «Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. (списки рекомендованных для чтения первоисточников можно найти в «Методическом обеспечении самостоятельной работы…»).
Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философии воспитывает культуру разумного мышления, дает возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности и др.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 748;