КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

РУКОПАШНЫЙ БОЙ

В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

 

Рукопашный бой до нашей эры.Развитие систем рукопашного боя имеет глубокие корни и неразрывно связано с историей развития человеческого общества. Многотысячная история нашей цивилизации изобилует войнами и конфликтами.

Изучением становления систем физического воспитания на ранних этапах цивилизации занимались В.М.Выдрин (1956), Р.И. Самоуков, В.В.Столбов (1967), Н.И.Пономарев (1970),В.В.Столбов (1975), Л.Кун (1982), В. Оливова,(1985); А.А.Долин; Г.В.Попов (1990); А.А.Маслов (1990); H.Wilsdorf,1939; C.Diem, 1967; A.D.Touny, S.Wenig, 1967 и др.

Боевые действия глубокой древности представляли собой глобальные рукопашные схватки с использованием вооружения: дубин, палиц, дротиков, а позднее - холодного оружия, лук и стрел. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое и его значении относятся к странам Ближнего Востока, Древней Индии и Китаю. Их мы находим в многочисленных эпических песнях и гимнах, в которых воспевались подвиги древних героев.

Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой и единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем с помощью специальных длинных палок (A.D.Тоunу,S.Wenig,1969; Г.Гарбини,1971).

Кулачный бой, борьба, акробатические упражнения - были чрезвычайно популярны в другом районе Средиземноморья - на острове Крит, где в 3-м тысячелетии до н.э. зарождалась минойская культура. Единоборства были непременным атрибутом всех празднеств (A.J.Evans,1921-1936;S.Mapunatos, 1970-1976). Причем, как показывают фрески, снаряжение бойцов кулачного боя было подобно воинскому.

Таким образом, можно констатировать, что в этот временной период (до 1-го тысячелетия до н.э.) единоборства занимали важную часть в культуре и формирующихся системах физического воспитания Египта и сопредельных с ним стран. Однако утверждать, что единоборства существовали уже как сложившиеся системы воинского обучения и воспитания было бы неверным. Именно как системы они стали складываться после VIII в. до н.э., что характерно также для Европы, Греции, Азии, Индии и Китая. Формирование и развитие шло обособленно и имело существенные отличительные черты, которые объясняются различными климатогеографическими, этническими, культурологическими и религиозными факторами.

Одним из важнейших факторов, обеспечившим широкое и свободное развитие дальневосточных единоборств, и в первую очередь в Китае, было то, что начиная с VI в. до н.э. боевые искусства опирались в своем развитии на естественно-философские воззрения, в частности даосизма, конфуцианства, а позднее (примерно с I в. н.э.) - буддизма. Большое влияние на развитие боевых искусств оказали Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.), Ле-Цзы (VI-V вв. до н.э.), Сунь-Цзы (VI-V вв. до н.э.) (E.Parker, 1963; R.W.Smith, 1967 и др.). Причем важно иметь в виду, что, к примеру, конфуцианство являлось официально признанной государственной этико-политической доктриной.

Во II в. до н.э. широко известны направления цюань-шу или цюань-фа, что означает "Учение кулака" или "Праведный закон кулака" и Ушу. Наиболее распространенной является трактовка Ушу как "боевого искусства", исходя из дословного перевода термина "у" - военный, имеющий отношение к военной подготовке, и "шу" - техника, ремесло, искусство (Г.Музруков,1989). Ушу включало все области человеческой деятельности, относящейся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т.п. (А.А.Долин, Г.В.Попов,1990). К этому же следует добавить и психофизический тренинг, который являлся необходимой частью всех разновидностей Ушу.

Таким образом, примерно с VI в до н.э. дальневосточные единоборства стали складываться как комплексные системы, имеющие не только воинскую направленность, но также философско-религиозную, этико-культурную и даже медицинскую.

В период VIII-IV вв. до н.э. достигают высокого развития единоборства в Древней Греции и в первую очередь в Спарте.

Постоянные войны и оценка воинской доблести как высшего достоинства человека привели в Спарте к созданию управляемой государством системы физического воспитания молодежи (юношей и девушек). Физическое воспитание юношей основывалось на таких упражнениях как борьба, бег, метание копья и диска, и дополнялось различными военными, охотничьими играми.

Учебные площадки назывались палестрами (от слова "пале" - борьба). В дальнейшем формируется такое понятие как палестрика, включающее в себе многие элементы физического воспитания. Из числа упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашные схватки, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней (В.М.Выдрин,1956; Л.Кун,1982).

Чуть позже, кулачный бой, борьба вольным стилем и просто рукопашные схватки трансформировались в панкратион - "страшную" борьбу, как её называли древние греки. Он объединил в себе кулачный бой и борьбу. Как комплексная система, имеющая большое военно-прикладное значение, панкратион получил широкое распространение в Греции и был включен в программу Олимпийских, Пифийских и Истмийских игр.

В период Римской республики (VI-I вв до н.э.) в обучении рукопашному бою большое место отводилось владению холодным оружием. Служба в армии принадлежала к числу основных прав и обязанностей римского гражданина, а после падения республики произошла замена гражданского войска наемным. Римляне создают военные лагеря и переносят туда обучение воинов. Их подготовка основывалась на систематической тренировке, включавшей и физические упражнения, главным образом, борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того проводились тренировки в беге, прыжках, в преодолении препятствий и плавании.

Развитие рукопашного боя в средние века.Эпоха средних веков, охватывающая довольно большой период времени в истории человечества, характеризовалась тем, что в воинских искусствах шло постоянное развитие и появление новых систем самообороны как с оружием, так и без него. В Европе, Азии, на Дальнем Востоке, в Латинской Америке в этот период создаются и совершенствуются значительно отличающиеся друг от друга системы рукопашного боя. В зависимости от уровня развития военного искусства и различных условий существования государств в подготовке воинов ставились разные задачи по их обучению и воспитанию.

Общеизвестно, что вплоть до конца ХIV в. (до изобретения пороха и создания огнестрельного оружия) важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия (Л.Кун,1982), а боеспособность воина определялась силой и стойкостью рыцаря в латах. К этому времени в Европе широко распространилась рыцарская физическая культура, в которую входило обучение верховой езде, стрельбе из лука, плаванию, охоте, владению мечом, щитом, копьем и искусству вести вооруженный поединок или сражение.

Примерно к середине ХIV в. в военных действиях возрастает роль пеших воинов, что естественно потребовало усвоения определенных навыков борьбы и боя без оружия и послужило распространению техники и тактики самозащиты. Это было вызвано тем, что закованного в латы рыцаря практически невозможно было поразить стрелой или мечом. Тактика боя подсказывала, что в первую очередь необходимо было измотать тяжело вооруженного и малоподвижного рыцаря, а затем с помощью какого-либо приема борьбы свалить его на землю и поразить мечом или кинжалом в открытые участки тела. По этой причине рукопашный бой без оружия в Европе развивался не как система ударов и блоков, а как борьба с элементами захватов и бросков.

К началу XVII столетия в разных странах вырабатываются некоторые стилевые особенности единоборств. Это английский кулачный бой, исландская борьба глима, турецкая пеливан, швейцарская швинген, грузинская чидаоба, армянская кох, а во Франции начинают формироваться некоторые элементы французского бокса.

Рукопашный бой на Руси. В период средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков, получивших повсеместное распространение.

Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы, в том числе и римляне. Имеются данные, что в 548 г. шеститысячный отряд славян, во главе которого был «длиннобородый» Ильдигес (Илья) успешно воевал на стороне готов против римлян. Сведения об этом есть в древних западноевропейских сагах, героем которых был Илья Русский. Позднее византийский император Юстиниан принял его на службу и поставил начальником одного из отрядов дворцовой стражи (Г.Попов,1992).

В период монгольского нашествия Батыя бессмертную славу завоевал рязанский воевода Евпатий Львович Коловрат. Его немногочисленный отряд в неравном бою почти полностью погиб, но уничтожил врагов в десять раз больше. Монгольский хан настолько был поражен их мужеством и ратной доблестью, что приказал похоронить всех погибших, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу.

Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Вот что об этом пишут исторические источники: «Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались «охотники», составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны» (см. «История физической культуры в СССР ...», 1940). Неписанные правила ведения таких боев, которые сложились в народе, поражают своим благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему («лежачего не бьют»). Тот кто нарушал эти правила подвергался общественному презрению.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении погибших товарищей. Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину.

Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции.

Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по-разному (у владимирцев - кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское и вятское. Кроме этого существовала еще славяно-горицкая борьба и кулачный бой, велесова, или охотничья борьба, предназначенная для борьбы с животными в том числе и медведем, борьба на «одной ручке» и борьба на поясах (А.Белов,1990; Н.Г.Цед,1991).

Российская история имеет немало примеров о славных победах русских воинов в битвах с врагами. В грандиозных рукопашных сражениях на Чудском озере (1242г.) и Куликовом поле (1380г.) наши предки разгромили захватчиков с севера и юга, что создало условия для объединения русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства.

Говоря о рукопашном бое и его развитии на Руси, тем не менее следует признать, что несмотря на довольно высокий уровень подготовки русского воина к рукопашной схватке, этот вид единоборств не опирался на методы психотренинга, психической саморегуляции в такой степени, как это было в средневековом Китае, Индии, Тибете, Японии, Корее, Вьетнаме. Это связано, в первую очередь, с религиозными догматами христианства, которое в средние века вело непримиримую борьбу с языческим наследием.

Рукопашный бой в странах Дальневосточного региона.В начале средних веков в Китае одно из главенствующих мест в подготовке воинов к единоборствам заняла психологическая подготовка. К этому периоду в Китае появляется большое количество различных школ и направлений в боевых единоборствах, продолжается процесс их дальнейшего развития и совершенствования.

Написать обо всех стилях как севера, так и юга Китая в рамках одного параграфа невозможно, так как до сих пор многие из них неизвестны, а уже известные потребовали бы такого объема работы, который по трудности сравним с составлением энциклопедического словаря. По этой причине мы остановимся на одном из самых известных, богатых и сложных стилей - Ушу, который уже в средние века начал распространяться как самостоятельное направление в боевых единоборствах Китая под названием «шаолинь-цюань».

Обучение по системе шаолинь-цюань предусматривало четыре раздела: первый - это работа голыми руками (цюаньшу); второй - работа с партнером, т.е. этап, на котором шла отработка базовых ударов, комбинаций и связок, а также индивидуальное и парное выполнение формальных комплексов (кит. таола) и свободный поединок (саньда); третий раздел содержал элементы и способы овладения различными видами оружия, в том числе и подручными средствами (в первую очередь это были традиционный монашеский посох, палка, шест, прямые и кривые мечи, копье - всего восемнадцать видов оружия), кроме того, входили и такие экзотические предметы как веревка, мотыга, цепь, всевозможные костыли; четвертый раздел являлся самым важным и включал многие способы дыхательно-медитативных упражнений с целью выработать у обучаемых способность управлять своими психофизическими процессами и биологической энергией.

Нейгун - дыхательно-медитативные упражнения, имели как оздоровительную, мягкую направленность, в процессе которой бойцы в период занятий учились правильно дышать, расслабляться, регулировать течение биологической энергии внутри организма и тренировать сознание, так и жесткую. Жесткое направление развивало закалку тела и ударных поверхностей, вырабатывало нечувствительность к боли. Удары при этом должны были наноситься таким образом, чтобы использовалась не только сила мышц, но и внутреннее усилие, как квинтэссенция биологической энергии, физической силы и нервного импульса.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение, что рукопашный бой в Китае в период средних веков сформировался как целостная система физического и психического совершенствования. Причем рукопашный бой рассматривался как великолепная система психологической подготовки воина.

Аналогичным образом развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме и других сопредельных странах этого региона. В Японии - это каратэ, дзю-дзютцу, а впоследствии джиу-джитсу, айкидо и дзюдо. Кроме этого в Японии существовали клановые секты ниндзя и ямабуси, а также самурайская система подготовки. В Корее было распространено хапкидо и тхэкван-до, а во Вьетнаме - вьет-во-дао. В этих странах существовали своеобразные интерпретации китайского Ушу, отражающие их национальные особенности.

Секреты воинских искусств в Японии уходят корнями в раннее средневековье и имеют прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. В них входило обучение фехтованию, владению копьем, стрельбе из лука, вольтижировка, владение кистенем, рогатиной, железной палицей, палкой, шестом, багром и подручными видами оружия, а также включалась самооборона без оружия. Однако характерной особенностью рукопашного боя Японии, как и в Китае, являлся психофизический тренинг. Немаловажную роль в этом сыграл Дзэн-Буддизм, включавший в свою практику дыхательные и медитативные упражнения. Целью психофизического тренинга в системе подготовки самураев, ниндзя и ямабуси являлось обретение психической способности адаптироваться к любой экстремальной ситуации.








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1164;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.