Литературный источник. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику
Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. – Киев, Киевский эколого-культуpный центp, 2001. – 126 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Почему в Советском Союзе экологическая этика не развивалась?
Каковы причины возникновения экологической этики на Западе и в США?
Есть ли общие черты во всех представленных выше направлениях экологической этики?
Какими недостатками, по Вашему мнению, обладают представленные направления?
Есть ли среди описанных направлений универсальное этическое учение?
ЗАНЯТИЕ 6
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ
Цель работы– выявить черты гуманного отношения к живым существам в философских учениях различных эпох.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание1.Используя нижепредставленный материал для размышлений заполните следующую таблицу.
Философ, высказывающий экологоэтические идеи | Суть экологоэтических идей | Отношение общества (современного философу и современное нам) к данным идеям |
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Т. Н. Павлова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЭТИКИ И БИОЭТИКИ
До тех пор, пока прочие животные будут исключены из круга духовной жизни, в котором признаются общие правила и обязанности, люди не сделают ни шага вперед на пути к нравственному совершенствованию.
Струве
Этические представления человечества постоянно менялись. Хотя в каждую данную эпоху нравственные принципы, которых придерживался человек, казались ему чем-то незыблемым, в действительности человек пересматривал свое отношение к окружающему миру постоянно, по мере развития его духовных потенциалов.
О низком нравственном уровне человеческого общества на заре его возникновения можно судить по этическим представлениям отсталых племен, люди которых могут утверждать, что благо — это, "когда мне хорошо", и зло — "когда мне плохо". Очевидно, что примитивный человек занимал эгоцентрическую позицию. В обществе, находящемся на низком культурном и духовном уровне развития, считалось допустимой жестокость людей по отношению друг к другу, тем более жестокость по отношению к животным. Среди туземных племен Африки, Северной Америки были приняты пытки пленных; людоедство среди некоторых африканских народов сохранилось до XX века. Пытки в Западной Европе официально были запрещены сравнительно недавно.
История позволяет проследить динамику развития этических взглядов человечества. Тенденции ее развития были таковы, что круг лиц, перед которыми у человека предполагался моральный Долг, постоянно расширялся. Сначала человек защищал только свою семью, свое потомство; позднее у него появился долг перед обществом — племенем, государством. Но и внутри государства этические взаимоотношения были неоднородны. В отношении каких-то категорий людей нравственный долг был слабее или отсутствовал: проводилась дискриминация по половому признаку, по классовому, имущественному, национальному или расовому. Лишь в недавнее время человечество провозгласило всех людей равными и предписало этические нормы поведения обязательными по отношению к любому человеку.
По мере развития у людей духовности, способности к состраданию они стали задумываться над отношением человеческого общества к животным, над несправедливостью и жестокостью этих отношений; человек стал болезненно реагировать на жестокое обращение с животными, их уничтожение. Огромный шаг в сторону этизации отношения к животным был сделан, когда возникли религии (индуизм, буддизм и др.), придавшие форму религиозных догм запретам убивать животных. В течение веков шла борьба двух типов мировоззрения: построенного на сострадании и отвергающего жестокое обращение с живыми существами, и мировоззрения прагматического, потребительского типа, утверждающего права сильного.
Тенденции, утверждавшие милосердие и справедливость, медленно развивались, но постепенно побеждали.
Великий гуманист современности Альберт Швейцер так писал об историческом характере этики отношения к животным:
"Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям понадобилось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни".
Лишь по мере увеличения числа этично мыслящих людей, для которых стало доступным сострадание к животным, стало возможным признать, что сознание человека становится биоэтичным. Создание законодательства по защите животных подтвердило реальность этих перемен.
Представляет интерес рассмотреть, как развивалась биоэтическая мысль в разных странах мира и в различные эпохи. Ее развитие связано с появлением выдающихся личностей, далеко опережавших своих современников в интеллектуальном и духовном плане. Людьми, обладавшими биоэтическим сознанием, были прославленные мыслители, философы, ученые, деятели искусства, реформаторы и религиозные деятели, заслуги которых перед человечеством велики, иногда — неизмеримы.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 807;