МЕТОДИКА OCAI К. КАМЕРОНА И Р. КУИННА
Для определения доминирующего типа организационной культуры конкретной компании привлекательной, на наш взгляд, является: методика OCAI (Organizational Culture Analyze Instrument) К. Камерона и Р. Куинна [2]. Эта методика основывается на классификации организационной культуры по значениям шкал: 1) «стабильность и контроль — гибкость и дискретность», 2) «внутренняя ориентация и интеграция — внешняя ориентация и дифференциация». При этом авторы методики выделили четыре базовых типа организационной культуры: клановую, адхократическую, рыночную и бюрократическую (см. главу 2, рис. 2.2).
Для адхократической культуры доминантными индикаторами организационной эффективности по мнению авторов этой методики являются: новая продукция, творческое решение проблем, идеи на передовом рубеже знаний и рост на новых рынках. Лежащая в основе этой культуры теория состоит в том, что новаторство и новые идеи создают новые рынки, новых потребителей и новые благоприятные возможности.
Для клановой культуры наиболее значимыми индикаторами организационной эффективности являются: сплоченность организации, высокий уровень морали и удовлетворенности наемных рабочих условиями труда, развитие человеческих ресурсов, бригадная форма работы. Доминирующая в этом типе культуры идея состоит в том, что вовлечение в бизнес и участие наемных работников в принятии
решений способствуют доверительности и обязательности. Удовлетворенные условиями труда наемные работники обеспечивают организационную эффективность.
Индикаторами организационной эффективности, которые характерны для бюрократической культуры, являются: рентабельность, своевременность, плавное функционирование и предсказуемость. Доминирующий теоретический постулат деятельности, который определяет движение организации к успеху, состоит в том, что контроль способствует рентабельности (исключает потери и образование излишков).
Индикаторы организационной эффективности, присущие рыночной культуре: достижение целей, опережение соперников в конкурентной борьбе, увеличение рыночной доли и обретение достойных подражания уровней оборота денежных средств. Доминирующая рабочая теория, обеспечивающая успех организации, состоит в том, что конкуренция создает стимулы к достижению более высоких уровней продуктивности и, следовательно, более высокого уровня организационной эффективности.
Выделенные базовые типы организационных культур и характерные для них наиболее значимые индикаторы организационной эффективности легли в основу созданной К. Камероном и Р. Куинном методики OCAI, которая позволяет определить доминирующий тип организационной культуры и ее силу.
Инструментарием методики OCAI являются анкета (приложение 6), технология обработки результатов анкетирования и их анализ [2, с. 83].
Анкета включает шесть ключевых направлений:
1. Важнейшие характеристики организации, т.е. определение того, на что похожа организация в целом.
2. Общий стиль лидерства, пронизывающий всю организацию.
3. Управление наемными работниками, или стиль, который характеризует отношение к наемным работникам и определяет, что представляют собой условия труда.
4. Связующая сущность организации, т.е. механизмы, которые позволяют сотрудникам организации держаться вместе.
5. Стратегические цели, которые определяют, какие сферы особого внимания приводят в движение стратегию организации.
6. Критерии успеха, которые показывают, как определяется победа и что именно вознаграждается и чествуется.
В каждом направлении имеется по четыре альтернативных утверждения, характерных для клановой культуры (А), адхократиче-ской (В), рыночной (С) и бюрократической (D). В совокупности эти направления отражают фундаментальные культурные ценности и не явно выраженные допущения о способе выполнения организацией своих функций. Ответы на них могут дать представление о том, «ка-
ково положение дел» в организации. Имея оценки утверждений в этих измерениях, можно обнаружить доминирующую культуру или набор культур, лежащих в основе организации.
В данной методике используется шкала ответов, которая позволяет респондентам оценивать предлагаемые альтернативы в пределах от 0 до 100 баллов по каждой из шести ключевых характеристик культуры организации. Ответы по альтернативе А относятся к клановой культуре, по альтернативе В — к адхократической культуре, по альтернативе С — к рыночной культуре, по альтернативе D — к бюрократической культуре.
При обработке результатов анкетирования организационной культуры вычисляются средние оценки альтернатив А, В, С и D по всем респондентам.
Результаты исследования организационной культуры представляются в виде семи графических профилей. Средние оценки альтернатив А, В, С и D для каждого из шести ключевых направлений организационной культуры откладываются по диагоналям в квадрантах "модели «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей». Соединение точек, соответствующих средним значениям альтернатив А, В, С и D, на диагоналях квадрантов будет образовывать профиль ключевого измерения организационной культуры.
Шесть профилей — это профили ключевых направлений организационной культуры (важнейшие характеристики, общий стиль руководства, управление работниками, связующая сущность, стратегические цели и критерии успеха), седьмой профиль — обобщенный профиль организационной культуры.
Для примера приводим только графический профиль организационной культуры по первому ключевому направлению: важнейшие характеристики (рис. 7.2).
По площади и смещению профиля организационной культуры, показанного на рис. 7.2, можно сделать вывод, что у этой условной компании преобладающей является характеристика типа В (организация очень динамична и проникнута предпринимательством; люди готовы жертвовать собой и идти на риск), присущая адхократической культуре. Аналогичным образом строятся профили организационной культуры компании по другим направлениям и обобщенный профиль.
Методика OCAI обеспечивает сравнимость результатов при изучении нескольких организаций; дает конкретные и наглядные результаты, формирует представление о типах организационной культуры конкретных организаций. Она позволяет определить как существующий, так и предпочтительный тип организационной культуры предприятия.
§7.4 ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПО МЕТОДИКЕ А. БАЛАШОВА И А. НЕПОМНЯЩЕГО33
Результаты апробации методики OCAI на российских предприятиях наряду с преимуществами выявили и ее недостатки, например:
• респондентам непонятны многие утверждения, содержащиеся в анкете;
• основные конкурирующие ценности того или иного типа культуры, по которым производится типизация культур, «гибкость — стабильность» и «внутренняя ориентация — внешняя ориентация», игнорируются в анкете, и, соответственно, они отсутствуют в графическом представлении характеристик и общего профиля культуры;
• утверждения, содержащиеся в анкете, не являются конкурирующими для четырех типов культур. Это подтверждается и тем, что они отображаются на графике не на одной оси, а на двух;
• графические профили культуры в разрезе ее отдельных характеристик не дают общего представления о культуре организации, поскольку они изображаются на отдельных графиках;
• для наглядного представления организационной культуры и ее характеристик строится семь профилей, которые при анализе трудно удержать в поле зрения, и т.п.
Эти и другие недостатки методики OCAI явились основой для ее усовершенствования и адаптации к российским условиям или по сути создания новой методики с использованием некоторых элементов методики OCAI [1, с. 51—58].
В процессе совершенствования методики OCAI было сделано следующее:
1. Принципиально изменена структура анкеты. В усовершенствованном варианте анкеты дается не по четыре утверждения, как было в оригинальной анкете для каждого типа культуры, между которыми распределялись веса, составляющие в итоге 100 баллов, а по два утверждения. Всего предлагается двенадцать пар конкурирующих утверждений. Две пары утверждений относятся к ключевым характеристикам организационной культуры, а десять пар соответствуют пяти дополнительным характеристикам. Каждой дополнительной характеристике соответствуют две пары конкурирующих утверждений (приложение 7).
2. Наиболее значимыми (ключевыми) характеристиками организационной культуры определены конкурирующие направления: «гибкость — стабильность» и «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». Утверждения остальных пяти разделов анкеты, в которых отражаются дополнительные характеристики организационной
33 Разработана на основе методики OCAI К. Камерона и Р. Куинна.
культуры, отредактированы и расположены попарно таким образом, чтобы они являлись альтернативными (конкурирующими) по направлениям: «клановая культура — рыночная культура» и «адхокра-тическая культура — бюрократическая культура». Веса предпочтений по двум конкурирующим утверждениям в сумме должны составлять 100%.
3. Вместо семи профилей, позволявших проанализировать в целом организационную культуру, строится всего один графический профиль, который имеет вид лепестка. В целях отражения всех характеристик четырех базисных типов организационной культуры на одном рисунке в графическое изображение рамочной конструкции конкурирующих ценностей организации добавлено равномерно через 15° еще пять осей (для каждой дополнительной характеристики организационной культуры), а контуры рамочной конструкции изображены в виде круга (рис. 7.3).
Круг на данном рисунке ограничивает максимальный удельный вес (100%) той или иной характеристики организационной культуры. «Ядро культуры» в центре отражает ее глубинный уровень, базовые представления которого трудно осознать респондентам, а тем более выразить их в удельных весах. Вместе с тем именно базовые представления лежат в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами34.
Данная методика, как и оригинальная, базируется на классификации организаций и организационных культур по значениям шкал «стабильность — гибкость» и «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». На основе такой классификации выделяются те же четыре типа организаций и культур, что и в методике ОСА1: клановая, адхократическая, рыночная и бюрократическая (см. рис. 2.2).
Каждый из этих типов культур характеризуется определенным набором индикаторов. Так, клановую культуру отличает доверие и преданность организации. В организации с адхократической культурой формальности сводятся до минимума. Ключевым фактором в ней является компетентность. Рыночная культура характеризуется ориентацией на результат. Характерными признаками бюрократической (иерархической) культуры являются официальная политика и правила.
Оценка организационной культуры по данной методике производится по осям координат по двум ключевым направлениям: 1) гибкость — стабильность, 2) внутренняя ориентация — внешняя ориентация, а также по пяти характеристикам внутри квадрантов.
34 Выделение «ядра культуры» в центре круга согласуется с утверждением Э. Шейна о «базовых представлениях» третьего уровня изучения организационной культуры (см. §7.2 главы 7).
Примечание: 1) на осях X и Y откладываются усредненные показатели респондентов по ключевым характеристикам организационной культуры; 2) на осях 1а — 16, 2а-26, За-36 и т.д. откладываются усредненные показатели респондентов по дополнительным характеристикам организационной культуры.
Ключевые ценности, лежащие на разных краях каждого измерения, противостоят друг другу, т.е. гибкости организации противостоит ее стабильность, внутренней ориентации — внешняя ориентация. Эти характеристики показывают общий облик культуры организации в целом.
Остальные пять характеристик культуры предназначены для ее оценки внутри каждого квадранта:
• связующая сущность организации (механизмы, позволяющие сотрудникам организации держаться вместе);
• стратегические цели (определяют, какие сферы особого внимания приводят в движение стратегию организации);
• общий стиль лидерства (стиль управления, пронизывающий всю организацию);
• стиль менеджеров (стиль менеджеров по отношению к наемным работникам);
• критерии успеха (показывают, как определяется победа и кто именно вознаграждается и чествуется).
Доминирующий тип организационной культуры определяется на основе опроса респондентов. Опрашиваемым респондентам предлагаются два варианта ответов по каждому аспекту культуры, которые в какой-то мере являются альтернативными. Поэтому сотрудник организации, заполняющий эту анкету, должен распределить между двумя вариантами ответов веса (%) таким образом, чтобы в итоге было 100%.
При обобщении анкет определяются удельные веса (в %) по каждому из семи индикаторов оценки организационной культуры в среднем по всем респондентам и сводятся в таблицу (табл. 7.5).
Для наглядности обобщенные результаты анкетного опроса, содержащиеся в табл. 7.5, отражаются на графике. При этом на горизонтальной оси (X) от центра к окружности откладываются удельные веса (в %) характеристик внутренняя ориентация — внешняя ориентация, а на вертикальной оси (Y) — удельные веса (в %) характеристик «гибкость — стабильность», на остальных осях (1э—16, 2э—26, Зэ-Зб и т.д.) откладываются средние оценки респондентов по дополнительным характеристикам культуры предприятия внутри квадрантов. После соединения между собой соседних значений характеристик профиль организационной культуры принимает вид «лепестка». По расположению, виду и площади смещения профиля относительно центра определяют доминирующий тип культуры исследуемого предприятия (рис. 7.4).
Из рисунка 7.4 видно, что в культуре данного предприятия характеристики бюрократического типа преобладают над остальными. Характеристики адхократического и рыночного типа культуры развиты пока недостаточно.
Выводы
1. В последние годы учеными разработано несколько методик для диагностики организационной культуры. Среди них, на наш взгляд, представляют наибольший интерес для практиков следующие методики: Ч. Хэнди, Э. Шейна, К. Камерона — Р. Куинна, А. Балашова — А. Непомнящего.
2. В методике Ч. Хэнди выделено четыре типа организационной — культуры: культура власти, культура роли, культура задачи и культура личности. Для определения, к какому типу принадлежит культура конкретной организации, О.Г. Тихомировой предложена анкета для опроса сотрудников организации [3]. Утверждения в анкете подобраны таким образом, что по ответам респондентов можно сделать вывод о принадлежности культуры организации к тому или иному типу. Для обработки анкет респондентов используется таблица, в которой указаны, какие ответы со знаком плюс характеризуют один из четырех типов культуры. Культурный тип изучаемой органи-
зации устанавливается по максимальному проценту положительных ответов, набравшим тем или иным типом культуры.
3. Э. Шейн предложил анализировать культуру организации на трех уровнях: 1) зримые артефакты, 2) провозглашаемые ценности, нормы и правила, 3) базовые представления, лежащие в основе внешних проявлений. По его мнению, изучение организационной культуры необходимо начинать с первого уровня, т.е. артефактов. При более детальном изучении затрагивают ее второй уровень (провозглашаемые ценности), а затем и третий уровень. Третий уровень включает базовые представления, которые принимаются людьми подсознательно и бездоказательно. По утверждению Э. Шейна, сущность культуры организации можно установить лишь после изучения базовых представлений.
4. В методике К. Камерона и Р. Куинна выделены четыре базовых типа организационной культуры: клановая, адхократическая, рыночная и бюрократическая. Для установления типа культуры конкретной организации ими предложена специальная анкета, по которой производится опрос сотрудников организации. Она включает шесть ключевых направлений. При этом в каждом из них имеется по четыре альтернативных утверждений, характерных для того или иного типа культуры. В анкете есть также шкала ответов, которая позволяет респондентам оценивать предлагаемые альтернативы. Определение доминирующего типа культуры изучаемой организации устанавливаются после обработки и суммирования ответов респондентов. Доминирующим признается тип культуры, который в ответах респондентов получил максимальное число баллов.
5. Методика А. Балашова — А. Непомнящего, так же, как и
К. Камерона — Р. Куинна базируется на классификации организаций
и организационных культур по значениям шкал: «стабильность —
гибкость», «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». Выде
лены те же типы культур: клановая, адхократическая, рыночная и
бюрократическая. Но далее они принципиально разнятся. В анкете
данной методики выделено два ключевых направления по осям ко
ординат, по которым устанавливается общий облик культуры. Еще
пять характеристик культуры предназначены для ее оценки внутри
квадрантов. Доминирующий тип культуры устанавливается на осно
ве опроса и обработки анкет респондентов. В отличие от методики
К. Камерона — Р. Куинна строится один графический профиль куль
туры в виде лепестка. По расположению, виду и площади смещения
профиля относительно центра определяется доминирующий тип
культуры изучаемого предприятия.
Вопросы для дискуссии
1. В чем сущность методики диагностики организационной культуры, разработанной Ч. Хэнди?
2. В какой последовательности производится диагностика культуры изучаемой организации по данной методике?
3. Какие уровни исследования культуры организации предусмотрены в методике Э. Шейна и в чем их сущность?
4. Почему данная методика получила название «клиническое исследование»?
5. Каким образом ведется изучение организационной культуры по данной методике?
6. В чем принципиальные различия между методикой диагностики организационной культуры К. Камерона - Р. Куинна и методикой Э. Шейна?
7. В чем сущность методики К. Камерона - Р. Куинна?
8. Каким образом обобщаются результаты анкетирования респондентов и устанавливается доминирующий тип культуры в данной методике?
9. Чем отличается методика диагностики культуры А. Балашова - А. Непомнящего от аналогичной методики К. Камерона - Р. Куинна?
Тестовые задания
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 27015;