Внутренние и внешние причины
Немецкая классическая философия
Основной материал лекции
Общая характеристика
«Классическая философия» - очень высокая оценка. Классика - норма, образец, масштаб для всего остального. Романтики не удостоились такой высокой оценки.
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - всего пять мыслителей. Периоды их активности:
ü Кант переходит на позиции теоретической философии около 1770 года.
ü Фейербах, «Сущность христианства» - 1841 год. Семьдесят лет - и гигантское продвижение вперед.
ü Гегель охарактеризовал это так: «Мировой дух надевает сапоги-скороходы». При жизни предшественника появляется последователь, который критикует своего духовного отца. Не успевает он опериться, его последователь топит его, затем повторяется то же самое. За 70 лет пять крупнейших систем. Почему гегелевский мировой дух надел сапоги-скороходы в этот период в Германии?
Внутренние и внешние причины
Созревают условия буржуазной революции в Германии 1848-1849 годов. Немецкая философия и не только она одна - литература и музыка - осуществляют духовную подготовку этой революции, как французское просвещение. Условия разительно отличаются от французских.
- политическая раздробленность Германии в результате Тридцатилетней войны 1617-1638 годов
- политическая слабость буржуазии на фоне быстро растущей экономической мощи
- половинчатость позиции немецкой буржуазии. Сил не хватает, раздробленность не давала консолидироваться, хотя буржуазия и была заинтересована в революции.
- внешний фактор - главное Французская революция. Радикализм тех задач, которые решала Французская революция, и среди методов - жестокость Французской революции. Во Франции времен якобинского террора существовали заводы по выделке человеческой кожи. Суровость, беспощадность, радикализм задач. Ситуация сложилась так, что Франция до того довела свои противоречия феодализма, что не могло быть иначе.
- правящие немецкие власти перепугались не на шутку. Отношение к революционным идеям было нетерпимым.
Наполеоновские войны - вся Европа под Францией. Это наложило свою печать на события в Германии.
Для немецкого буржуа пример был впечатляющий. Все они приветствовали Французскую революцию. Животный страх у правительственных кругов. Положительное отношение со стороны немецкой творческой интеллигенции выразилось в отвлеченной форме. Поэтому невиданная активность в области философии. На уровне отвлеченных философских теорий немецкая философская мысль не отличалась радикализмом. Во Франции борьба шла открыто, в Германии - идеология компромисса.
Главное, стрежневое направление - сочетание двух исключающих друг друга мировоззренческих ориентаций, мировоззренческий рационализм и приверженность к идеализму. В конечном счете - ориентация на мировоззренческие позиции, смыкание с религиозной верой. В рамках ориентации на разум творцы немецкой классической философии осуществили грандиозный прорыв в разработке диалектики. Дает мировоззренческому рационализму метод решения проблем на базе рационализма. Разрабатывается это все в рамках идеалистических учений, смыкающихся с религиозными воззрениями.
Диалектика, по определению А. И. Герцена - алгебра революции. 1) Выковали это оружие. Они осуществили духовную подготовку немецкой революции. 2) Ориентация на религию - реакционная составляющая.
Разработка диалектики в идеалистической, реакционной форме. В отличие от Франции, Германия в 16 веке осуществила религиозную Реформацию. Протестантская религия родилась как форма религии, освящающая буржуазию. В Германии лютеранская церковь была главной. Подготовка революции не лишена реформаторских идей. Ситуация усложненная.
Одно из проявлений противоречивой позиции, которую они проявляли, - наличие тенденции субъективизма, и на начальных этапах у Канта и Фихте эта тенденция доминировала. Противоречивость позиции у каждого мыслителя имела место, каждый последующий мыслитель осознавал это, пытался преодолеть, но противоречивость оставалась, и т.д.
Противоречивость двигала вперед этих мыслителей. Осознание роли противоречий как двигателя философии, источника саморазвития всех объектов. Приверженность протестантскому религиозному течению в христианстве. В итоге имеем очень бурное развитие философии до революции 1848-1849 годов.
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;
2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;
3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 442;