Антропологический материализм Л. Фейербаха
Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:
· единственно существующими реальностями является природа и человек;
· человек является частью природы;
· человек есть единство материального и духовного;
· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;
· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;
· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;
· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
· Бога как самостоятельной реальности нет;
· Бог - порождение сознания человека;
· мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
· Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;
· религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
· корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания - это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.
С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII - XVIII вв.
Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 493;