Воспитание как антропологический процесс
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.
Большая заслуга К.Д. Ушинского в разработке идеи народности воспитания. Реализация принципа народности, по его мнению, предполагала:
· создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, делом воспитания должен руководить сам народ;
· воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;
· центральное место в формировании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа народа»;
· воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером;
· женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;
· недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности.
Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия.
Петр Федорович Каптерев (1849-1923) вслед за Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего, физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о том, что в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя. «В высокой степени важно и даже прямо необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. Мужской и женский типы различны по своим физическим и духовным качествам. Участие в воспитании того и другого обеспечивает разносторонность влияний, действующих на дитя». Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одну из центральных задач воспитания он считал воспитание характера и воли.
Вслед за классиками современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет человеческую сущность любого общества и создаст условия, как для развития общества, так и для продуктивного существования каждого человека. Вот почему оно объективно является большой ценностью, актуальной и для настоящего, и для будущего человечества, любого социума, каждого человека.
Для педагогической антропологии, восходящей к И. Канту, характерно собственное отношение к воспитанию. Конкретизируем его и соотнесем с современной педагогической практикой.
Ещё со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который включен человек любого возраста и уровня развития. Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу человека, и как к специфически человеческому способу бытия, и как специальной деятельности, имеющей чрезвычайную ценность. Исходя из этого, современная педагогическая антропология утверждает следующее.
Во-первых, воспитание возможно потому, что оно соответствует природе человека, его основным видовым особенностям. Действительно, только человек как существо разумное способен к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, самоконтролю, без чего невозможен воспитательный процесс. Только человек как существо духовное осуществляет поиск истины, добра и красоты, ориентируется на идеальные образы и представления, руководствуется совестью, стыдом, долгом, что определяет механизмы воспитания.
Как существо социальное человек не свободен от заботы о том, одобряют, порицают или безразличны к нему хотя бы значимые для него люди, принят ли он своим сообществом, соответствует ли принятым в этом социуме нормам, требованиям, ценностям. Это делает его сензитивным к воспитанию. Как существо незавершенное человек объективно всегда готов к изменениям и самоизменениям, а одним из основных условий его продуктивного существования является самосовершенствование, провоцируемое и поддерживаемое воспитанием.
Таким образом, человек (и только человек) имеет нужду и способность к воспитанию (И. Кант), и поэтому воспитание - органическая составляющая человеческого образа жизни.
Во-вторых, воспитание - конгруэнтно человеку: оно целостно и противоречиво. Воспитание направлено на отдельного человека, оказывается значимым фактом его индивидуальной жизни, но представляет по сути своей общественное явление. В его основе всегда лежит социальное действие, предусматривающее ответное действие партнера (М. Вебер).
Воспитание - это и мастерство, и искусство, оно не просто содержит как творческий, импровизационный, так и рутинный, алгоритмизированный компоненты - эти компоненты взаимосвязаны, взаимно определяют друг друга.
Издавна отмечалось: потенциал воспитания огромен, но в реальности его возможности ограниченны. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание может многое, но не все».
В широком смысле слова воспитание понимается как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому.
В среднем значении слова воспитание - это процесс целенаправленного создания условий для развития человека. Он осуществляется государством, общественными организациями, отдельными людьми - профессиональными и непрофессиональными воспитателями.
В узком смысле слова воспитание - специальная, совершенно особая по содержанию, методам, технологии деятельность «по возделыванию» человеческой целостности» (О. Больнов). Сутью этой деятельности является осознанное, целенаправленное влияние на развитие человека. Воспитание в узком смысле слова осуществляется в основном профессиональными участниками образовательного процесса и составляет основной смысл любой педагогической деятельности. Именно оно направлено прежде всего на детей, молодежь и некоторые группы взрослых людей. «Ребенок воспитывается в той мере, в какой хочет быть воспитанным», - справедливо отмечал В. А. Сухомлинский
Комплексный характер воспитания обусловлен взаимозависимостью педагогической деятельности воспитателя и активности воспитанника. Комплексность воспитания проявляется в том, что оно направлено и на сознание, и на подсознание, и на самосознание человека, на его волю и чувства. Воспитание стимулирует развитие и индивидуальных интересов (гедонизма), и чувства долга (обязательности), и осознания необходимости, пользы определенных усилий (прагматизма). Оно осуществляется одновременно через материальную, инструментальную и духовную деятельность и организуется в массовых, групповых и индивидуальных формах. Охватывает как продуктивную деятельность, так и сферу отдыха. При всей осознанности и целенаправленности воспитательной деятельности в ней в то же время комплексно присутствуют и немаловажную роль играют случайность, неожиданность, непреднамеренность.
Динамичность обусловлена объективным изменением частных задач, содержания и набора методов и средств воспитания, как в истории человечества, так и в течение жизни отдельного человека, а также возрастными изменениями потребности и способности к воспитанию
Дифференцированный характер воспитания обусловлен возрастными и половыми характеристиками детей, различиями их способностей и жизненного опыта, индивидуальными особенностями каждого ребенка и отражается педагогикой в ее принципах индивидуального, дифференцированного, возрастного подходов.
В отечественной педагогике существуют замечательные прецеденты создания антропологически безупречных концепций и организации соответствующей практики. Это дидактические системы Л.В. Занкова и Ш.А. Амонашвили, воспитательные системы В. А. Сухомлинского и А. И, Мещерякова, «коммунарская педагогика» и организация коллективной познавательной деятельности и др.
Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей:
· осознанная постановка гуманистических целей;
· антропологическая ориентированность - акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т.д.);
· целостность и продуманность всех компонентов системы;
· четкая организация педагогического процесса;
· высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания.
· Все антропологические безупречные, или (что то же самое) гуманистические, педагогические системы:
· поддерживают свойственную детям активность;
· опираются на их жизненный опыт;
· прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей;
· организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;
· создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия;
· бережно относятся ко времени ребенка.
Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативности и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников - и детей, и взрослых.
На эту практику, на эти педагогические концепции ориентируется современная педагогика, из них вырастают представления о воспитании будущего.
Итак, воспитание - это специфически человеческий способ бытия и специальная человеческая деятельность, суть которой - духовное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершенствования. Потребность и способность к воспитанию врождены человеку и изменяются с возрастом. Эффективность воспитательного процесса зависит и от социокультурной ситуации, и от антропологического мировоззрения и педагогического (технологического) мастерства взрослых, и от желания и возможности ребенка быть воспитанным.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2616;