Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеализма и религии. Основное его программное требование – не религиозными делать людей, а образовывать их. При этом в образовании Фейербах видел не только средство борьбы с религиозными суевериями, но и ключ к свободе и счастью людей.
Фейербах доказывал существование природы независимо от какого-либо сознания. Природа – основа существования человека. Доказывая зависимость сознания человека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке.
Человек в толковании Фейербаха, телесное природное существо, и только в качестве такового он обретет способность созерцать и мыслить. Идеализм, полагал мыслитель, разрывает целостность человека, отрывая душу от тела, превращая ее в самостоятельного субъекта и творца. Но откуда происходит дух? – задает вопрос философ. И отвечает: «Откуда орган, оттуда и его функция. Они едины. Дyx можно представить отдельно от тела только в теории. Отнимите у личности тело, и вы отнимите то, что делает ее единой, целостной».
Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, состоит в том, чтобы превращать человека (и природу, как основу его существования) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Такое понимание было ответом на гегелевский идеализм. Природа не нуждается ни в каком другом основании, кроме самой себя. Ее причина находятся в ней самой, а не в Идее или Боге. Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу.
Фейербах резко выступал и против кантианского положения о том, что причинность и закономерность природы конструируются разумом. Все обстоит наоборот: не разум диктует законы природе, бытию, а законы бытия определяют законы мышления. Так материалистически трактует он принцип тождества бытия и мышления.
Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическою и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Человек также обязан своим происхождением природе. При этом он понимается Фейербахом чисто натурологически, т.е. как природное существо вне конкретно-исторических общественных условий своего существования. Впрочем, он признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную сторону, в качестве каковой у него выступает любовь. Именно любовь, считает мыслитель, объединяет людей, делает их счастливыми. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию Бога религией любви.
Деятельность чувств Фейербах не связывал с практически-преобразовательной деятельностью. Поэтому понимание человека носит унего абстрактный характер, а гносеология его отличается созерцательностью. Ему чужд исторический взгляд на познание. Мышление для него - лишь обобщение воспринимаемого чувствами, а переход от ощущений кразуму наступает как чисто количественный процесс.
Следует отметить, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе своего гениального предшественника, ее ядро - диалектический метод. В области социологии он также не пошел дальше старого материализма, не сумев выйти за пределы идеалистического понимания истории.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 867;