ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
В "Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля термин “бытие” связывается с такими родственными ему словами, как “был”, “бывать”, “существовать”, “присутствовать”, “наличествовать", Эго, можно сказать, широкое значение слова “бытие”. Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения; при этом предметы и т.п. могут обладать как актуальным бытием, так и потенциальным (находиться “в возможности”). Того или иного события еще нет в реальности, но оно может возникнуть, как, к примеру, злаковое растение из семени. Возможности так же, как актуальной действительности, присущ признак существования. Этот же признак “быть" (“существовать”) относится к ценностям, к ценностным отношениям, котя это и не есть “предмет” сам по себе. Ценности — важная форма бытия (а не просто обладающая признаком существования). Итак, имеются следующие формы бытия: актуальное предметное бытие, потенциальное бытие и ценностное бытие. Все они базируются на предметном (вещественно-субстратном) бытии. Помимо этого, имеется бытие, производное от вещественно-субстратного бытия. Эго - идеальное бытие, мир психического и духовного, мир духовно-социо-культурного. В данном случае “идеальное” соотносимо с “материальным”.
В узком своем значении термин “ бытие ” часто совпадает с “материей” и даже “природной и социальной реальностью”. Философы говорят о “бытии” как определяющем “сознание”; “сознание” порождено “ бытие ” и отражает (вместе с тем в определенной мере и творит) “бытие”.
Формы бытия выделяются, помимо только что отмеченных, по атрибутам материи (пространство и время, к примеру, есть не что иное, как “пространственное бытие ” и “временное бытие ”), по формам движения материи (физическое, биологическое и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бытие). Имеются и более конкретные формы (иногда их называют “виды”) бытия.
Важной формой были является “общественное бытие”, под которым понимают чаще всего способ производства. Общественное бытие в конечном счете (в своем развитии) обусловливает общественное сознание, т.е. различные способы духовного освоения действительности: мораль, искусство, науку, религию, философию.
Учением о бытии вообще является онтология (от греческих слов “ontos" - сущее и “logos” - учение); онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной западноевропейской философии распространено понятие “новая онтология”, под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.
Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Само понятие бытия развивалось Платоном, неоплатониками, Аристотелем и другими философами.
Следует отметить, что наряду с подходом к бытию, ставившим личность человека в зависимость от бытия (материального или идеального), имел место также подход, отправлявшийся в своем анализе бытия от субъекта, от личности познающего. Так, Дж. Беркли считал, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse eat percipi); иначе говоря, критерием бытия он ставил воспринимаемость вещей в ощущениях и восприятиях человека. Р. Дехарт, родоначальник рационализма, придерживался положения о всеобщем значении сомнения, ведущего к разумному отношению к реальности; его исходный принцип: “Я мыслю, следовательно, существую" ставил мышление перед бытием, т.е. требовал считать бытием только то, что отвечало требованию ясности и четкости мышления.
Понятие “бытие” является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 701;