ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

 

1. Конституционные и философские основания изучения канонического права

-Конституция Украины

-Право Украины. – 2001. - № 10. – с.81-91

-Катехизис, с.15-26; 65-75

-Цыбин В. Церковное право (Введение)

-Павлов А. Церковное право (Введение)

 

2. Предмет, метод, система канонического права, природа церкви, место канонического права в системе права

-Цыбин В. с.5-27.

-Павлов А. С.7-30.

 

1. Конституционные и философские основания изучения канонического права

988 г. – Крещение Руси (князь Владимир)

Конституция: ст.24 – права в сфере вероисповедания; ст. 35 – право на мировоззрение

Влияние христианства на процесс правосознания граждан

«Философия» – любовь к мудрости: Что первично – дух или материя?

Идеализм – первичность духа

Материализм – первичность материи по отношению к сознанию

Теология – богословие

Атеизм – учение, отрицающее Бога

Теизм – вера в Бога – философское вероучение

Монотеизм – вера в единого Бога (христианство, иудаизм, мусульманство)

Бог – существо, которое имеет причину бытия в самом себе

Бог – вечное свойство, бесконечность, вездесущность

«Познаваемость и разумность» – причина бытия в Боге (абсолютные понятия)

Люди – образ и подобие Божие

Происхождение мира:

1)от Бога-творца, т.е. разумное произошло от сверхразумного

2)теория случайного движения материи, т.е. разумное произошло от неразумного

Нравственная позиция:

-Атеизм – жизнь человека заканчивается смертью («Застынет все, что пело и боролось, смеялось и рвалось: и зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос» – М.Цветаева) – противоречит закону сохранения энергии. «Всякий, кто не верит в будущую жизнь – мертв и для этой» (И. В. Гете).

-Теизм – душа бессмертна, ответственность перед своим будущим

Отношение к своему достоинству:

-верующие считают своим отцом – Бога

-неверующие – обезьяну

/Если бы не было общения людей с Богом, потусторонним миром – вера была бы мифом. Вера не может существовать без практического подтверждения/

«Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его: высшая идея какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере» (В.Жуковский)

Верующими были А. Эйнштейн, Луи Пастер (основатель микробиологии и иммунологии – «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим»), Галилей (астроном и физик), Николай Коперник (астроном), Паскаль (философ и математик), Иссак Ньютон, Чарльз Дарвин – «Мир покоится на закономерностях, и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указание на его Творца», М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, Иван Петрович Павлов (физиолог), Николай Иванович Пирогов (хирург), Нильс Бор (физик, основатель квантовой механики), С.П. Королев (среди космонавтов – и наших, и зарубежных – много верующих),

 

 

Стихи, обнаруженные среди вещей убиенной Великой Княжны Ольги (дочери Николая Второго):

«Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

 

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать

 

И в дни мятежного волнения,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос-Спаситель, помоги!

 

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыразимый смертный час!

 

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов»

 

Иеромонах Роман:

«Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголящий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!»

 

2. Предмет, метод, система канонического права, природа церкви, место канонического права в системе права

Предмет канонического права (КП) – система норм, регулирующих жизнедеятельность церкви, первоисточником которых является единая воля Бога-отца (творца)

Метод – императивный и диспозитивный

Специальные методы:

1) догматический – учение о религиозных истинах:

-понятие о Боге

-об отношении Бога к людям

-о мироздании

-об отношении людей к Богу и друг другу

2) нравственный – изучение норм права с позиции морали

3) исторический – развитие законодательства с позиций коллизий; влияние церкви на развитие законодательства, права

Система КП:

1) Общая часть

2) Предварительная часть – Ветхозаветная правовая система

3) Основная часть: изучение Христианства, православия со времен разделения христианства (1054 г.)

4) Специальная часть: право католической, протестанской церквей, мусульманского и еврейского права

 

КП – имеет одновременно и публичные корни (оказывает регулирующее влияние на жизнь общества вообще, но его сфера шире права государственного) и частные (дело совести каждого) одновременно, т.е. занимает особое место в системе права – его нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву - это особая, самостоятельная ветвь права.

Любое право, в т.ч. каноническое (церковное) заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях к нарушителям правопорядка. Внутреннее и внешнее право церкви. «Канон» - правило. «Каноническое право» и «церковное право» – идентичные понятия.

Преподавание церковного права в России – с 18 века, на юридических факультетах обязательно с первой половины 19 века, в настоящее время – юрфак Киевского университета, Одесская юридическая академия.

 

 

Тема 2. ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ПРАВО

 

1. Дни творения. Библейское право

-Слободской С. Закон Божий, с. 101 – 136

-Библия

2.Краткая история человечества по Библии от грехопадения (изгнания из рая), избрания Авраама и до переселения Евреев в Египет

-Слободской С. Закон Божий, с.137-175

-Библия

3.Теократическое устройство еврейского государства

-Библия

-Киянко В.И., Лазор В.В. История государства и права древнего мира, с.47-60.

-Учебник по истории государства и права, в котором освещается эта тема

 

 

1. Дни творения. Библейское право.

В Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Следует обратить внимание на слово «Сотворил». В оригинале Библия написана на иврите, и в данном случае было использовано еврейское слово «бара», означающее «сделал из ничего». Данное понятие принципиально отличается от понятия «образовывать», т.е. делать из наличного материала. В Библии речь идёт именно о том, что Бог сотворил небо и землю из ничего. Смысл слова «сотворил» в данном случае весьма однозначен и иному толкованию не подлежит. Этот специфический термин используется в Библии только три раза при сотворении мира: при сотворении неба и земли; при сотворении души первых животных; и при сотворении первого человека.

Прежде чем сотворить землю и весь видимый мир Бог сотворил небо, то есть, духовный мир, населённый ангелами. Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили друг друга и Бога, жили вечно в постоянной радости. Но Бог не заставлял ангелов насильно любить, то есть, предоставил им свободу воли. Как вы знаете, принцип свободы воли в настоящее время закреплён на законодательном уровне во всех цивилизованных государствах.

Обладая правом выбора, один самый высший и могущественный ангел возгордился своей силой, не захотел любить Бога и исполнять его волю, и восстал против Бога, оклеветав его перед другими ангелами, которые приняли его сторону. Этот восставший ангел стал называться дьяволом или сатаною. Слово «дьявол» означает клеветник, а слово «сатана» – противник Бога. Другие ангелы, которые приняли его сторону стали называться бесами. Другой из высших ангелов – архангел Михаил – сплотил вокруг себя всех остальных ангелов, которые остались верны Богу и возглавил их в борьбе против сатаны. При этом он воскликнул «Кто равен Богу? Никто как Бог!». (имя Михаил означает «Никто как Бог»). Произошла небесная битва и все бесы во главе с сатаной были изгнаны в ад. Как видно, изгнание произошло силами самих ангелов без помощи их Творца. Примечательно, что закон воздаяния –«за зло должно следовать возмещение» - начал действовать уже тогда. Оставшиеся на небе ангелы после этого так утвердились в доброте, что стали святыми и уже не могут творить зло. Все их действия направлены на претворение воли Божьей и на то, чтобы помочь людям соединиться с Богом.

Напротив, бесы по своей нераскаянности так утвердились в зле, что добрыми быть не могут. Их цели – погубить человека, отвратить его от его Творца. Так в Божьем творении возникло зло. Зло, как категория мироздания, это все что делается против Бога, все, что нарушает его волю.

После сотворения невидимого мира Бог сотворил землю, то есть материю, из которой постепенно создал весь видимый мир. Бог мог бы создать мир в одно мгновение, но так как он хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». Однако эти дни нельзя отождествлять с нашими сутками. Просто на древнееврейском языке, на котором писалась Библия, понятия «день» и «период времени» обозначались одним словом. Таким образом, в этом случае слово день обозначает период времени.

В первый так называемый день Бог создал видимый свет и отделил его от тьмы, разграничив при этом день и ночь. Как уже сказано, в первый день творения был создан свет, отделён от тьмы и таким образом появились день и ночь. Странным может показаться, что свет и разграничение дня и ночи появились раньше, чем было создано солнце и другие небесные светила. В ХVIII веке это обстоятельство давало атеистам возможность опровергать Библию и все религиозные тезисы в целом. Однако, как известно современной науке, свет по своей природе совершенно независим от солнца (огонь, электричество). По своей сути свет является следствием колебания эфира, которое теперь производится, конечно, главным образом через солнце. Но оно так же может быть произведено и другими способами. Таким образом первобытный свет мог появиться раньше солнца и мог быть как, например, северное сияние результатом соединения двух противоположных электрических течений. В таком случае, очевидно должны быть моменты, когда этот свет начинался, достигал высшего блеска затем опять уменьшался, почти угасая. И таким образом, были и день, и ночь, и утро, и вечер.

Во второй день была создана твердь, т.е. видимое небо вокруг земли.

В третий день Бог отделил на земле сушу от воды и сотворил на земле растения.

В четвёртый день было создано солнце, луна и все небесные тела: звёзды, планеты и т.д., а также установлен механизм их взаимосуществования и взаимовлияния

В пятый день была создана часть животного мира: рыбы, пресмыкающиеся и птицы. (Причем, не все одновременно, а в определенной последовательности – сначала возникли простейшие живые организмы, жизнь зародилась в воде, затем – более сложные; все это вполне соответствует теории эволюции по Дарвину).

В шестой день были созданы млекопитающие и другие наземные животные, а также первые люди. Это был последний день творения, после которого настал седьмой день – день отдыха.

Человека Бог сотворил не так, как другие существа. В Библии говорится что Бог создал человека «по образу и подобию Своему» и дал ему дух свободный, разумный и бессмертный. Этим духом, бессмертной душёй человек и отличается от всех животных. Таким образом, по Писанию человек – стал уникальным творением Бога, т.к. принадлежит одновременно к двум мирам: телом – к миру видимому, материальному, а душёй – к духовному миру. Первому человеку было дано имя Адам, что означает «взятый из земли». Адам дал всем животным имена, но не нашёл среди них существа, подобного себе. И тогда Бог создал из ребра Адама женщину, которую Адам назвал Ева, т.е. мать людей.

Шесть дней были днями творения, седьмой день Бог заповедал как день «праздный», т.е. день отдыха, в который надлежит оставить все дела и посвятить его Богу и близким.

Завершив творение, Бог предоставил миру развиваться в соответствии с установленным им направлением, так сказать, по законам природы, которые были заложены в механизм развития нашего мира самим Богом. (Чарльз Дарвин – «Мир покоится на закономерностях, и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указание на его Творца»). Вопросы мироздания непросто уяснить, но как писал В. Жуковский «Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его: высшая идея какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере».

Первые люди жили в земном мире, в райском саду руководствуясь некоторыми правилами, которые объединены понятием «библейское право». Основной целью этого права являлось достижение гармонии и взаимной любви между людьми и Богом. Бог наделил людей безграничными правами на земле. Кроме того, как и ангелам, Бог дал людям свободу воли: любить его или не любить, т.к. без свободы нет и любви. Как видно, Бог предоставил людям огромный объём прав. Однако, как и в любой современной правовой системе, Бог не мог наделить людей правами, не возлагая на них обязанности, поскольку отсутствие альтернативы лишает права выбора и, кроме того, иначе люди не имели бы возможность проявлять свою благодарность Богу. (Как известно, авторитет власти в обществе влечет за собой высокий уровень законности и правопорядка, так как правовые предписания исполняются «не за страх, а за совесть»). Итак, вместе со всеми предоставленными правами Бог возложил на людей всего одну обязанность: не есть плоды дерева познания добра и зла. Таким образом, Библейское право складывалось, прежде всего, из свободы воли; безграничных прав человека в отношении всего окружающего его мира; установления дня отдыха, как необходимого в чреде дней («день седьмой – день отдыха»), и, помимо этого, Библейское право включало в себя одну обязанность – воздержание от вкушения плодов с дерева познания добра и зла.

Однако, люди нарушили возложенную на них обязанность и Ева, поддавшись на уговоры дьявола, который обратился змием (отсюда «змей-искуситель»), вкусила этих плодов и поделилась ними с Адамом. Так, произошло грехопадение людей. Они преступили заповедь (запрет) Божий, т.е. совершили грех – первое преступление. (Примечательно, первые люди блаженствовали в раю, ни в чем не нуждались, непосредственно общались с Богом, им нечего было желать. Но, Еве показалось заманчивым утверждение змия, что вкусив запретных плодов, они станут равными Богу. Спрашивается: зачем было нужно это равенство? Вывод: превышение пределов своих полномочий и правомочий, а также необузданные желания влекут негативные последствия).

Вкусив этих плодов, Адам и Ева сразу же ощутили негативные последствия содеянного: им стало страшно, прежнее блаженное состояние души исчезло, они испытали то, что мы сейчас называем муками совести. Кроме того, они увидели свою наготу и испытали стыд. Когда они услышали голос Бога, как прежде призывающего их, они спрятались от него. Отсюда вывод: каждый грех отдаляет от Бога.

Бог, будучи всеведущим, уже знал о грехопадении Адама и Евы, но желая их раскаяния, то есть, чтобы люди поняли свой грех (свою вину), признались в нем и попросили прощения, задал Адаму вопрос, не ел ли он плодов с запретного дерева? Ответ Адама: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне плод и я ел». То есть, своя вина отрицается, нет ее осознания, виноваты иные – Ева и даже сам Бог. Ева, в свою очередь, заявила, что это змий соблазнил ее (т.е., получается, змий и виноват). Она также свою вину в содеянном не признала. А ведь она, как и Адам, нарушила данную им заповедь и, следовательно, тем самым они совершили противоправное деяние. Но признать свою вину, раскаяться в содеянном первые люди не смогли, упорствуя в грехе они стремились перекладывать свою вину на других. (Связь с современными правовыми постулатами – чистосердечное признание вины частично оправдывает преступника и снижает наказание). Первородный грех Адама и Евы заключается в нарушении установленной заповеди и в нераскаянности в своем грехе.

По своему нравственному состоянию люди уже не могли пребывать в раю и были изгнаны из него, связь людей с Богом оказалась нарушенной. Закон воздаяния вступил в силу. Господь сказал Еве: «В муках будешь рожать детей своих и должна повиноваться мужу», а Адаму: «Тяжким трудом станешь добывать хлеб свой, ибо не только плоды, но сорняки будет земля произрастать тебе». Адаму также было предписано, что он обязан трудиться «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят».

Бог проклял дьявола за то, что он сделал и возвестил, что «Семя жены сотрет тебе главу». То есть не желая окончательной погибели своих созданий Бог уже тогда провозгласил грядущее спасение человечества от греха через Спасителя мира, который родиться от девы, победит дьявола и вновь соединит людей с Богом.

Это обетование (обещание) Бога о грядущем спасении люди приняли с радостью, так как это давало им утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания, Бог научил людей приносить жертвы: закалывать теленка, ягненка или козла и сжигать их и молитвою о прощении грехов и верою в будущего Спасителя.

Таким образом, Библейское право видоизменилось. Теперь оно содержало предписания: неустанно трудиться; отдыхать в день седьмой; в муках рожать детей; приносить жертву Богу.

Первородный грех Адама и Евы перешел на все их потомство. Последствия грехопадения: в мир вошли болезни, скорби, смерть, люди лишились непосредственного общения с Богом. И последствия этого греха по закону преемства должны нести все потомки, каждый в своей мере.

 

 

2. Краткая история человечества по Библии.

 

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они, как было им предписано, приносили жертву Богу: Каин – плоды земные, Авель – лучшее животное из своего стада. Авель приносил жертву от чистого сердца, и Бог принял её, что выражалось в том, что дым от сжигаемой жертвы поднимался в небо. Жертву же Каина Бог не принял и дым её стелился по земле, поскольку он приносил её не от чистого сердца, а просто потому, что так было принято. После этого Каин стал завидовать Авелю и эта зависть стала мотивом для убийства. Каин вызвал брата в поле и там убил его.

Увидев это, Бог решил дать Каину возможность покаяться в содеянном, т.е., чистосердечно признаться в совершённом преступлении. Поэтому он спросил его «Где брат твой?». Но как и первые люди, Адам и Ева, Каин также не смог раскаяться и признать свою вину. А на вопрос Бога ответил: «Не знаю я, где брат мой; разве я сторож своему брату?». За совершённое преступление и за нежелания раскаяться в нём Бог проклял Каина и он со своей женой сбежал от родителей в другую землю.

Вместо убитого Авеля у Адама и Евы родился третий сын – благочестивый Сиф, а также множество других детей. Люди в то время жили долго, до 900 лет и более.

Потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы, были праведными людьми, сохраняли веру в Бога и соблюдали все правила, предписанные Им. Потомки же Каина окончательно отошли от Бога и вели непристойную жизнь. Спустя продолжительное время стали совершаться браки между потомками Сифа и Каина, в следствие чего они тоже стали забывать Бога и вести нечестивую жизнь. В конце концов, остался только один потомок Сифа, Ной, который сохранил в своей семье веру в истинного Бога и был ему предан.

Видя, что всё человечество ведёт неправильную, греховную жизнь, что среди людей распространилось насилие, жестокость и безнравственность, Бог решил отчистить планету от людей, но сохранить жизнь праведному Ною и его семье. Он явился к Ною и сказал ему строить огромный закрытый корабль – ковчег, в котором он со своей семьёй должен был спастись во время потопа, в котором погибнут все остальные люди. Итак, Ной начал строить ковчег. Пока он его строил, он говорил людям, что будет потоп, в котором они все погибнут, и призывал их раскаяться в грехах и просить Бога о прощении. Но никто не послушал Ноя. И когда ковчег был готов, Бог сказал Ною взять в ковчег семью и, как повелел Бог, наземных зверей и птиц: по семь пар «чистых», то есть, тех, которых, согласно правилам, можно было приносить в жертву Богу, и по паре «нечистых». Взял Ной с собой также запас пищи на год. И когда Ной закрыл за собой крышку ковчега, начался потоп. В Библии этот потоп называется всемирным. Со стороны неверующих существует возражение против факта этого потопа, которое аргументируется тем, что будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой. Но этот аргумент можно легко опровергнуть с научной точки зрения. Например, англ. учённый специалист доктор Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли стала плоской, то воды, находящейся сейчас на нашей планете, хватило бы, чтобы покрыть Землю целиком водой глубиной в две мили.

Кроме того, потоп, конечно, мог и в самом деле быть не всемирным. Ведь согласно Библии целью потопа было уничтожение людей. Следовательно, потоп мог охватить не всю землю, а лишь ту её часть, где обитали люди. А то обстоятельство, что в Библии употребляется термин «всемирный потоп» можно объяснить тем, что как и в иной религиозной литературе здесь под «миром» и «Землёй» подразумевается область проживания людей, поскольку объектом заботы Библии и др. религиозной литературы является не вся планета в целом, а именно человеческая душа.

Таким образом, возможно потоп охватил и не всю землю, но в любом случае, факт потопа подтверждается и геологическими исследованиями. На основании раскопок установлено, что в земле имеется мощный слой глины, илистого наслоения, который не имеет в себе никаких остатков органической животной жизни. Этот слой резко отделяет слои палеолита (каменного века) от последующих слоёв: неолита, бронзового и железного века. Французский учёный Мортилье назвал этот слой «хиатус», т.е. перерыв. Такие илистые наслоения покрывают мощным слоем всю Европу, Северную Африку и Западную Азию. Этот илистый слой, как полагают учёные, образовался под действием мирового катаклизма, единственной причиной которого многие учёные видят в том, что суша опустилась ниже уровня мирового океана и оказалась затопленной. Учёный Кювье так и назвал этот слой – «Делюж», т.е. потоп.

И кроме вышеуказанного следует отметить, что предание о потопе широко распространено в различных народах. Так, исследователь Артур Гук указывает, что халдеи, вавилоняне, финикийцы, греки, армяне и многие другие народы имели схожие сказания о потопе. Обнаружено также, что Индия и Китай имеют записи о потопе и о том, что при потопе был спасён один человек со своей семьёй. У мексиканцев было придание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись от потопа. Всё это указывает на то, что потоп действительно имел место и стал событием, охватившим всё человечество.

Итак, согласно Библии, после размещения Ноя и его семьи в ковчеге вода прибывала в течение трёх месяцев и потопила всё живое. Потом она начала постепенно убывать. На седьмом месяце ковчег остановился на Араратских горах, в Армении. В первый день десятого месяца показались вершины гор, а к концу года вода вошла в свои вместилища. Ной открыл окно и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли с земли вода. Но ворон улетал и прилетал обратно. Потом Ной выпустил голубя, который также вернулся в ковчег. Через семь дней Ной опять выпустил голубя и он вернулся уже под вечер и принёс свежий масличный лист. После этого Ной подождал ещё семь дней и опять выпустил голубя. Н а этот раз голубь уже не вернулся и тогда Ной открыл дверь ковчега, выпустил всех животных и вышел сам со своей семьёй.

В благодарность Ной соорудил жертвенник и принёс Богу жертву. Бог благословил Ноя и его детей и пообещал, что больше никогда не будет истреблять всё живое, т.е. больше не будет такого потопа. И в знамение этого обещания на небе появилась радуга, которая, согласно Библии, с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом обещании Бога.

После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. А когда из виноградного сока у него получилось вино, Ной, попробовав его, опьянел, поскольку ещё не знал этого свойства вина. Опьянев, Ной лежал обнажённый в своём шатре. Это увидел его младший сын по имени Хам. Он отнёсся к отцу непочтительно, пошёл и рассказал обо всём своим братьям Иафету и Симу. Они же взяли одежду и покрыли отца. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего младшего сына, то осудил и проклял его и сказал, что его потомки будут в рабстве у потомков братьев его. А Иафета и Сима Ной благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Потомки Ноя долгое время жили в одной стране недалеко от Араратских гор и говорили на одном языке. Но когда человечество стало особо многочисленным, между людьми стали наблюдаться непреодолимые противоречия и они поняли, что скоро им придётся разойтись по всей земле.

Но прежде, чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собой и других людей, решили построить великий город, а в нём огромную башню, чтобы тем самым прославиться и не быть в подчинении у потомков Иафета и Сима, как предсказал это Ной. Эта затея была неугодна Богу, поскольку она вела к гордыне. И, чтобы не дать людям погубить себя в грехе, Бог смешал язык строителей так, что они перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить стройку и разойтись в разные стороны. Потомки Сима, впоследствие преимущественно евреи, остались в Азии. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки же Хама разделились и часть из них ушла в Африку, а другая часть осталась в Азии.

Недостроенный город назван Вавилон, что означает «смешение».

Когда люди расселились по всей земле, они начали забывать невидимого истинного Бога. Праведников становилось всё меньше и некому было учить людей жизни и истинной вере в Бога. Люди же, видя вокруг себя много непонятного, вскоре начали обожествлять животных, явления природы и различные неодушевлённые предметы, стали делать изображения придуманных богов и поклоняться им. Эти изображения получили название «идолы», а поклонение множеству придуманных богов – «язычество».

Скоро почти все люди на земле стали язычниками. Только один из потомков Сима, Авраам, сохранил истинную веру. Он проживал недалеко от Вавилона в окружении язычников. Он был очень богат, но не имел детей и очень скорбел об этом. Бог избрал Авраама, чтобы сохранить истинную веру и предсказал, что в его потомстве родиться Спаситель мира, обещанный еще первым людям. Чтобы оградить праведного Авраама от влияния родного ему языческого народа, Бог велел: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую я тебе укажу. Авраам повиновался и со своей женой, племянником Лотом и слугами переселился в указанную ему землю, которая называлась Ханананскою (там жили хананяне, потомки Ханаана, свна Хамова). Бог отдал эту землю во владение Аврааму и благославил ее. И эта земля стала называться благославенною. В настоящее время она называется Палестиною.

Со временем Аврааму и Лоту стало сложно хозяйничать вместе, их стада перемешивались, возникали недоразумения и они решили по-доброму разойтись. Лот переселился в долину Иорданскую в Содом, а Авраам остался в земле Хананской. Однажды Бог явился Аврааму в виде трех странников и они предсказали, что его у жены Сарры через год родиться сын. Авраам и его жена восприняли это предсказание с некоторым недоверием, потому что Аврааму было тогда 99 лет, а Сарре 89. Один из странников упрекнул их за недоверие, сказав: «Есть ли что невозможное для Бога?». И через год у них действительно родился сын, которого назвали Исаак. Родители очень любили его.

Когда Исаак подрос, Бог, желая проверить веру Авраама, явился ему во сне и велел идти с сыном в землю, до которой было три дня пути, и там на горе, которую Бог укажет, принести Исаака в жертву Богу. И Авраам повиновался. Он любил Исаака больше своей жизни, но Бога он любил еще больше и верил в то, что Бог не может пожелать ничего плохого. Утром они отправились в путь и за эти три дня Авраам не отказался от своего замысла, то есть решение повиноваться Богу, выполнить свой долг, было осознанным и выстраданным. Когда они пришли в указанное место, он оставил слуг возле горы, велел Исааку взять жертвенные дрова и они вдвоем поднялись на вершину горы. Авраам разложил костер, связал сына и занес над ним нож. Но ангел Господень отвел руку Авраама, так как убедился в его любви к Богу и верности. Впоследствии на этой горе будет построен Иерусалимский храм.

Так, за две тысячи лет до рождения Иисуса Христа, Исаак явился его прообразом: он так же безропотно дал своему отцу принести себя в жертву, так же сам нес дрова для жертвенного костра, как впоследствии Иисус Христос будет нести свой крест на Голгофу.

Впоследствии у Исаака родилось два сына - Исав и Иаков.

 

Тема 3. ХРИСТИАНСТВО И ПРАВО

 

1.Исполнение Ветхозаветных пророчеств о Христе

Раскрыть: кто такие пророки, о чем они пророчествовали. Пророчества о Мессии – место рождения, время рождения, события Его жизни, смерть и воскресенье.

-Слободской С. Закон Божий, с.224-255,

-Катехизис, с.115-116

-Библия. Ветхий Завет

2.Содержание Нового Завета

Раскрыть: Рождение, жизнь, поучения, смерть и воскресенье Иисуса Христа

-Слободской С. Закон Божий, с.257-432

-Евангелия от Матфея и Луки

3.Нравственно-правовая деятельность Церкви Христовой в первые три века

Раскрыть: Евангельские нравственно-правовые нормы

Заповеди блаженства

Сущность нравственно-правовой деятельности Церкви

-Слободской С. Закон Божий, с.433-473; 585-594

-Павлов А. Церковное право, с.38-42

-Новый Завет, Книга «Деяния святых апостолов», послания апостолов, книга «Откровения Иоанна Богослова»

 

 

2. Содержание Нового Завета

 

Когда приближалось время рождения Иисуса Христа (Христос озн. Помазанник), в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной. Они были известны своей праведностью, однако даже к старости не имели детей. В то время отсутствие детей считалось наказанием Божиим за тяжкие грехи. Поэтому Иоаким и Анна всю жизнь усердно молились. Однажды во время молитвы Анна пообещала Богу, что если он пошлёт ей ребёнка, то она посвятит его Богу.

За сильную веру, усердные молитвы и благочестивую жизнь Бог наградил Иоакима и Анну: у них родилась дочь, которую они назвали Мария. Этот день в Православной Церкви празднуется 21 сентября (по старому стилю – 8 сентября).

Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили своё обещание и повели её в иерусалимский храм для посвящения Богу. На встречу им вышли из храма священники во главе с первосвященником. Перед входом в храм была лестница из пятнадцати высоких ступеней. Иоаким и Анна поставили трёхлетнюю Марию на первую ступеньку, после чего она сама без какой-либо посторонней помощи поднялась по остальным ступеням. Там первосвященник встретил и благословил её, как он это всегда делал со всеми, посвящаемыми Богу. А затем, по внушению Духа Святого первосвященник понял, что Мария – избранная, и ввёл её в самое святое место в храме – Святое-Святых – куда никто кроме него не имел права заходить. И даже он мог зайти туда только один раз в год.

При храме Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко верующей, скромной и трудолюбивой. Она решила полностью посвятить себя Богу и дала обет безбрачия.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет по закону ей уже нельзя было оставаться при храме. Ей нужно было или возвратиться к родителям, или выходить замуж. Поскольку её родители к тому времени уже умерли, священники хотели выдать её замуж, но она объявила им о своём обете. И тогда священники решили обручить её с благочестивым старцем Иосифом. Он тоже был потомком царя Давида, но не был богатым человеком и зарабатывал на жизнь тем, что был плотником.

Как указывается в Ветхом Завете, Бог, через пророка Малахию, говорил, что перед самым пришествием в мир Христа явится Предтеча, то есть Предшественник, который будет великим пророком и приготовит людей к принятию Христа.

Для рождения предтечи Бог избрал благочестивых родителей, родственников Девы Марии, священника Захарию и его жену Елисавету. Они уже были стары, но детей у них не было и они молились, чтобы Бог избавил их от этого несчастия.

Однажды, когда Захария совершал богослужение в храме и вошёл в святилище, ему явился Архангел Гавриил и сказал, что его молитва услышана и жена родит ему сына, которого он должен назвать Иоанн. Захария не сразу поверил в это извещение, говоря, что он и его жена уже очень старые и у них не может быть детей. За это неверие Захария стал немым до тех пор, пока предсказание ни сбудется. Когда ребёнок родился и был назван Иоанном, Захария вновь стал говорить. По внушению Духа Святого, Захария стал пророчествовать о скором пришествии спасителя и о том, что Иоанн будет Его предшественником.

Через шесть месяцев после явления Ангела Захарии, тот же Архангел Гавриил явился Деве Марии и сказал ей, что Бог благословляет её и что она родит сына от Духа Святого, которого должна назвать Иисусом и Он станет Спасителем мира. Этот день назван Благовещением и празднуется Православной Церковью 7 апреля.

В то время Мария ещё не вышла замуж за Иосифа, а оставалась обручённой с ним. Иосиф же, узнав о том, что Мария ждёт ребёнка, хотел отпустить её. Но во сне ему явился Ангел и сказал, чтобы он не боялся принять жену свою, поскольку Её ребёнок от Духа Святого и Он спасёт мир от грехов.

К концу беременности Марии ей и Иосифу пришлось отправиться в город Вифлеем, так как римский кесарь Август повелел сделать перепись всего населения. В связи с этим каждый должен был пойти в город своих предков. Мария и Иосиф, как уже говорилось, были потомками царя Давида, поэтому и отправились в его родной город – Вифлеем.

Поскольку в те времена не было никакого транспорта (кроме ослов), то добираться им пришлось несколько дней. Когда они наконец пришли в Вифлеем, выяснилось, что мест в гостинице нет. Тем временем приблизилось время родов и Иосифу с Марией пришлось разместиться за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере и родился младенец Иисус. Этот день отмечается Православной Церковью 7 января - Рождество (25 декабря по старому стилю). Мария спеленала младенца и положила в ясли (куда кладут корм для скота).

Первыми о рождении Спасителя узнали пастухи. В ту ночь, когда они пасли свои стада к ним явился ангел и сказал им, что в Вифлееме родился Спаситель мира, и что они найдут его лежащего в яслях. Пастухи поспешили в пещеру и действительно увидели младенца в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии об Ангеле, который явился им.

Когда Мария и Иосиф ещё оставались в Вифлееме, в Иерусалим пришли волхвы, т.е. мудрецы из другой страны. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Кроме того, многие народы, наученные рассеявшимися иудеями знали о будущем приходе в мир Спасителя – Великого Царя Израильского. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, на небе появится звезда. Эти волхвы были благочестивыми, и Бог дал им знак: на небе появилась новая необычная звезда. Увидев эту звезду волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались и пошли в столицу Иудейского Царства – Иерусалим, чтобы узнать там, где именно родился Царь, и поклониться Ему.

В Иерусалиме волхвы стали спрашивать, где родился Царь, объясняя, что видели звезду на востоке и пришли поклониться Ему.

Ирод, царствовавший в Иерусалиме в то время, услышав это встревожился, так как опасался того, что потеряет власть, а престол займёт новорожденный Царь. Ирод собрал у себя различных священников и мудрецов, изучавших книги священного писания и спросил у них, где должен родиться Христос. Они ответили ему, как писал пророк Михей, что в Вифлееме. Тогда Ирод пригласил к себе волхвов, узнал у них время появления звезды и сказал, что Царь родился в Вифлееме. После чего попросил их пойти туда, всё разузнать о Младенце, а потом вернуться в Иерусалим к нему и всё рассказать, чтобы Ирод тоже мог пойти и поклониться новорожденному Царю. На самом же деле, Ирод решил таким образом просто узнать точное место нахождения младенца, чтобы убить Его.

Когда волхвы направились в Вифлеем, то увидели ту же звезду, которую видели раньше, и она двигалась по небу, указывая им путь.

К этому времени Иосифу и Марии удалось устроиться в одном из домов в городе, так как люди после переписи стали разъезжаться. И звезда, указывавшая путь волхвам остановилась именно над этим домом.

Войдя в дом и увидев Младенца с Матерью Его, волхвы поклонились и принесли Иисусу свои дары: золото, ладан и смирну (дорогое благовонное масло). Считается, что этими дарами волхвы показали, что Иисус одновременно является Царём, Богом и человеком. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде своеобразной дани); ладан, как Богу (так как он используется в богослужениях); а смирну (благовонное масло), как человеку, который, как и все, должен умереть (поскольку умерших тогда натирали благовонными маслами). Наутро волхвы собирались направиться в Иерусалим к Ироду, но во сне получили повеление от Бога не возвращаться туда, поэтому направились сразу в свою страну.

Как было принято, по закону Моисея, на сороковой день Иосиф и Мария принесли Иисуса в храм для посвящения богу и, как полагалось, принесли жертву. Этот закон был установлен в память освобождения евреев от египетского рабства и спасения их первенцев от смерти.

В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон, которому было предсказано Святым Духом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя мира. По преданию он жил около 300 лет. В тот день он также пришёл в храм. И когда Мария и Иосиф принесли Иисуса, Симеон увидел Младенца, взял Его на руки и сказал: «теперь Ты, Владыка, отпускаешь меня, раба Твоего, по слову Твоему, с миром, так как видели глаза мои Спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Здесь же в храме была также благочестивая вдова Анна. Она также узнала в Иисусе Спасителя и после говорила о Нём в Иерусалиме всем, кто ждал пришествия на землю Христа. Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме Иисуса, принесённого Марией и Иосифом, называется Сретенье, Господне («сретенье» означает «встреча»). И празднуется этот день 15 февраля.

Когда все обряды были выполнены, Иосифу во сне явился Ангел и приказал взять Марию и Иисуса и бежать в Египет. Иосиф сделал, как было велено и с Марией и Младенцем отправился в Египет. По преданию их сопровождал Иаков, сын Иосифа.

Между тем, Ирод ждал возвращения волхвов. Когда они не возвратились, он подумал, что они не нашли никакого царя и направились домой. Но вот, через сорок дней по Иерусалиму разнеслись слухи о том, что Мария приносила в храм младенца, и старец Симеон говорил о Нём, как о Христе. Ирод понял, что волхвы намеренно не возвратились к нему. Не зная, как отыскать именно этого младенца, Ирод приказал убить всех детей от двух лет и моложе в Вифлееме и его окрестностях. И воины по приказу Ирода убили 14 тысяч младенцев. Но Мария и Иосиф с Иисусом уже были далеко от Вифлеема.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость: он заболел тяжёлой болезнью, во время которой его тело гнило заживо и умер в страшных муках.

После смерти Ирода Иосиф и Мария с Иисусом вернулись в родной город – Назарет.

 

Своё служение людям Иисус начал в тридцать лет. В то время Иоанн Предтеча проповедовал на берегах реки Иордан и крестил людей в этой реке. Иисус также пришёл к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн, увидев Иисуса и узнав в нём Христа, сказал: «Это мне надо креститься от Тебя, а не Тебе от меня». Но Иисус настоял на том, чтобы Иоанн крестил его для того, чтобы показать пример другим людям. Во время крещения люди увидели, как на Иисуса с неба сошёл Святой Дух в виде голубя и услышали голос Бога, который говорил: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благословение».

Таким образом, Своим примером Иисус показал людям, что во время крещения человек получает благословение от Бога и принимает в себя частицу Духа Святого.

После Своего крещения Иисус уединился в пустыне для того, чтобы подготовиться к выполнению Своего предназначения на земле. Он пробыл там сорок суток без какой-либо пищи.

Там к Иисусу пришёл дьявол и пытался сломать Его волю и склонить Его к греху, как и любого человека. Дьявол сказал Иисусу: «Напрасно Ты мучаешь Себя голодом. Если Ты Сын Бога, скажи, чтобы эти камни стали хлебами и поешь». Иисус ответил ему: «В Священном Писании сказано: Не от хлеба одного зависит жизнь человека, а от слова, исходящего из уст Бога». Под словом «хлеб» здесь понимается любая материальная пища, а под «словом, исходящим из уст Бога» подразумевается Его воля, которая является источником духовной пищи для человека, которая значительно важнее для жизни человека, чем материальная пища.

Тогда дьявол перенёс Иисуса в Иерусалим и, поставив на крышу храма, сказал: «Если Ты Сын Бога, бросься вниз (для Тебя нет опасности), ведь в Писании сказано: ангелам Своим прикажет хранить Тебя, на руках понесут Тебя и никогда не преткнёшься о камень ногой Твоей».

На это Иисус ответил, что в Писании также сказано не искушай Господа Бога Твоего, то есть, там, где нет необходимости, не требуй и не ожидай чудес.

После этого, дьявол перенёс Иисуса на высокую гору и в одно мгновение показал Ему все страны с их величием и все красоты мира и сказал: «я дам Тебе всё это, если Ты поклонишься мне». И тогда Иисус сказал ему: «Отойди от Меня, сатана, так как в Писании сказано Господу Богу поклоняйся и только Ему служи». И после этого дьявол оставил Его.

Так Иисус показал, что никогда нельзя делать уступки злу.

По примеру Иисуса, который ограничивал Себя в пище сорок суток, Православной Церковью установлен пост перед Пасхой. Он длится семь недель и предназначен для того, чтобы, ограничивая себя в материальной пище, человек имел возможность больше питаться духовной пищей, т.е. молитвой и добрыми делами, и таким образом, боролся с дьяволом, склоняющим человека на совершение греха.

После возвращения из пустыни Иисус снова пришёл на берег Иордана, где проповедовал Иоанн. Увидев Его, Иоанн сказал: «Я видел Духа Святого, сходящего на Него, который засвидетельствовал, что Он Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира». Иисуса называют Агнцем, т.е. ягнёнком Божиим, Он принял на Себя страдания и смерть за грехи людей, как невинные ягнята, который приносили в жертву в те времена. Услышав эти слова от Иоанна, двое его учеников, стоящих рядом, пошли за Иисусом. Их звали Андрей и Иоанн. Потом Андрей привёл к Иисусу своего брата Симона. Посмотрев на Симона и предвидя в нём крепкую веру, Иисус сказал: «Ты, Симон, наречёшься Петром», что означает «камень». На следующий день к Иисусу пришёл ещё один ученик – Филипп, который позже привёл к Нему Нафанаила.

После этого Иисус приходил в разные города проповедуя и совершая различные чудеса. Многие люди признали в Нём обещанного Богом Спасителя. Следует отметить, что в основном это были простые люди из народа. А священники, которые, казалось бы, были духовными наставниками народа, изучали Священное Писание и знали все предсказания о Христе, не приняли Его несмотря на все совершаемые Им чудеса, свидетельствовавшие о том, что Иисус действительно пришёл от Бога, и даже стали гонителями Его учения. По всей видимости, священники просто не захотели принять Спасителя таким, каким Он был: скромного, кроткого, рождённого в семье плотника. Они хотели власти над людьми и поэтому ждали, что Сын Бога будет богатым, властным и сделает евреев господствующим народом на земле. Спаситель в том облике, в котором Он явился был чужд «духовным наставникам» еврейского народа, они были под властью греха гордыни – уверовали в собственное якобы «всезнание» (т.к. много времени проводили за чтением духовных книг – отсюда название «книжники») и в собственную непогрешимость (считали, что им не в чем каяться). Спаситель призывал всех критично взглянуть на себя, искренне раскаяться в собственных грехах, приложить усилия к собственному исправлению (совершенствованию), т.е. совершать добрые дела и уверовать в то, что Христос - Божий Сын и явился в мир, чтобы принести искупительную жертву за грехи человеческие и тем самым освободить человечество от власти греха. Он говорил, что спасен будет тот, кто уверует в Сына Божия, в Его искупительную жертву и сам (сам!) искренне пожелает быть прощенным. Фарисеи же и книжники считали, что такие призывы никакого отношения к ним иметь не могут, что они достаточно совершенны и заслуживают всяческой милости Божией. В Иисусе Христе они видели угрозу своему духовному владычеству над еврейским народом и стали прилагать усилия, чтобы избавиться от Него.

Но простой народ в большинстве своем уверовал в учение Христа и принял его как Мессию. Накануне еврейского праздника Пасхи (в память о помощи Божией евреям во время египетского плена) народ восторженно встречал приход Иисуса Христа в Иерусалим. Его открыто признали властителем еврейского народа, восклицали «Осанна!» (т.е. «Славься!), стелили пальмовые ветви и свои одежды под ноги осленку, на котором Он восседал. Это произошло за неделю до праздника Пасхи и Православная церковь празднует этот день как вход Господень в Иерусалим в воскресенье, предшествующее празднику Пасхи, этот праздник именуется еще как «Вербное воскресенье» в память о том, что ветвями деревьев устилали вход Господу в Иерусалим.

Видя такую власть Иисуса Христа над народом первосвященники увидели в нем непосредственную угрозу своему духовному владычеству и приняли решение убить его, но в то же время боялись возмущения народа и искали случай как хитростью сделать это.

В среду после воскресного входа Господа в Иерусалим один из Его апостолом (учеников) Иуда Искариот будучи обуреваем грехом жадности и по наущению сатаны пришел к первосвященникам и спросил: «Что вы дадите мне, если я предам вам Его?». Первосвященники обрадовались такой возможности и пообещали ему тридцать серебрянников (с тех пор это наименование - «тридцать серебрянников» - является нарицательным и означает цену предательства).

На следующий день в четверг произошла последняя земная трапеза Иисуса Христа со своими учениками – она называется тайной вечерей, потому что на ней Спаситель установил таинство Святого Причащения. Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов» (т.е. за вас предается на страдание и смерть для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарил Бога Отца за все милости к роду человеческому и подавая ученикам, сказал: «пейте из нея все; это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал заповедь, всегда совершать это таинство, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание». Это таинство совершается у нас и теперь во время специального Богослужения – Литургии (по субботам, воскресеньям всегда, а также в праздничные и иные дни). И посредством этого Таинства «попаляются», т.е. прощаются, отпускаются грехи конкретного человека.

Во время этой же вечери Спаситель сказал ученикам, что это Его последняя земная трапеза и что в эту ночь один из них предаст Его. Все очень опечалились и каждый спрашивал: «Не я ли?». Иуда тоже задал этот вопрос. Господь, все зная о его замыслах, сказал ему: «что делаешь, делай скорее».

После этого Иисус удалился в Генсиманский сад и, зная о приближающихся своих страшных мучениях, «скорбел душой безмерно».

 

Он молился, взывая к Богу: «Отец Мой! Да минует меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как я хочу, но как Ты». Иисус Христос остался непреклонен в своем решении принести искупительную жертву за грехи человечества, это решение было осознанным.

В это время ученики ожидали Его в отдалении. Завершив молитву Иисус Христос подошел к ним и нашел их спящими. Непреодолимый сон сморил их. И в преддверии своих предстоящих страданий Спаситель оказался одинок, только молитва и осознание своего долга укрепляли Его. Христос знал все предстоящее. Разбудив своих учеников Он сказал: «Кончено! Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте; пойдем; вот приближается предающий меня».

В это время в сад вошел Иуда со стражниками и толпой людей. Иисус стоял вместе с учениками. И Иуда сказал стражникам: «Кого поцелую – тот Иисус Христос, Его вяжите» (тогда было принято приветствовать друг друга целованием). И подошедши к Иисусу поцеловал Его. С тех пор фраза «Поцелуй Иуды» тоже стала нарицательной, означает предательство.

Иисус Христос, зная Свое предназначение, запретил ученикам защищать Его и безропотно дал связать Себя, сказав только: «Что с мечами и кольями вы вышли на Меня как на разбойника? Я каждый день был с Вами и учил Вас в синагогах. Я и не думал скрываться от Вас. Но да буде воля пославшего Меня.

Иисуса привели на двор к первосвященнику и инкриминировали Ему преступления против веры, то, что Его учение противоречит Завету Моисея (заповеди Нового Завета действительно отличались в ряде случаев от предписаний Ветхого Завета – они более гуманны и именно эти заповеди легли в основу правовых систем всех цивилизованных государств, например, вместо «око за око» - запрет мести; вместо «ненавидьте врагов ваших» – «любите ваших врагов» и др.; см. заповеди блаженства); Иисусу задали вопрос: «Ты ли Христос, Сын Божий?». Иисус ответил: «Да» и тут же был обвинен в богохульстве. Первосвященники все решили, что он повинен смерти за свои преступления. Синедрион (собрание первосвященников) осудил Его на смерть.

Иуда узнав о том был потрясен и понял весь ужас своего поступка, он хотел возвратить священникам тридцать серебрянников, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Но они не приняли от него эти деньги, сказав: «Что нам до тебя? Смотри сам». То есть, каждый сам должен отвечать за свои поступки. Будучи в отчаянии, Иуда не смог раскаяться перед Богом и в молитве просить прощения. Получается, что он усомнился в милости Божией и вместо того, чтобы искренне раскаяться и изъявить готовность безропотно принять наказание за свое преступление, Иуда бросил серебрянники в храме перед священниками, пошел и повесился. Эго грех предательства привел Иуду к еще более страшному греху – греху самоубийства (самоубийство – страшный грех, который не прощается Богом и падает на потомков до седьмого колена. Человек- творенье Божье, Бог вдохнул в него живую душу и поэтому человек не вправе посягать на душу свою).

Первосвященники и начальники еврейские осудив Иисуса Христа на смерть сами не могли приводить приговор в исполнение; этот приговор должен был быть утвержден начальником страны – римским правителем (в то время евреи находились под властью римлян). И Иисуса Христа привели к Понтию Пилату и обвинили в том, что «Он развращает народ, возмущает народ против Рима (что было клеветой) и называет себя Христом Царем».

Понтий Пилат после беседы с Иисусом Христом увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян. Понтий Пилат вышел к народу и сказал, что никакой вины он не нашел в этом Человеке. Но книжники и первосвященники продолжали обвинять Его.

У евреев был обычай отпускать на праздник одного заключенного, которого изберет народ. Пользуясь этим, Понтий Пилат предложил отпустить Иисуса Христа. Но (вот феномен толпы!), те самые люди, которые совсем недавно восторженно приветствовали вход Иисуса Христа в Иерусалим, теперь, будучи научены первосвященниками и старейшинами, стали просить освобождения Вараввы (разбойника). И на вопрос Понтия Пилата «Что же вы хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?», закричали: «Распни Его!». /Как несложно, оказалось, можно манипулировать толпой! И большинство, как видно, может быть очень даже неправым, в отличие от одного. Не надо делать «как все». Надо «как должно»/. Понтий Пилат (римлянин!) настаивал на том, что он не находит никакой вины Иисуса Христа и убеждал народ в том, что этого Человека следует отпустить. Но толпа кричала «распни Его!», и толпа стала угрожать самому Понтию Пилату, крича «если ты отпустишь Его, то ты не друг кесарю!». Пилат, видя, что никакие убеждения не действуют, а смятение увеличивается, чтобы не допустить народных беспорядков (т.е. того, что ситуация выйдет из-под контроля), вынужден был смириться с волей толпы. Но при этом Пилат взял стакан воды, умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; кровь Его на вас». На это еврейский народ ответил Пилату «кровь Его на нас на детях наших». Т.е. евреи сами приняли на себя и на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа. /Выражение «Я умываю руки» означает с тех пор «Я снимаю с себя всякую ответственность за происходящее»/.

Так Иисус Христос был отдан на распятие. Воины жестоко избили Его, а затем возложили на Него крест, чтобы Он сам нес этот крест на Голгофу («лобное место» – место казни). Измученный побоями и душевными страданиями, Иисус едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совсем изнемог. В это время воины увидели человека, который с состраданием смотрел на него, это был Симон Киринеянин, возвращавшийся после работы с поля. Воины заставили его нести крест Христов. Среди народа были, конечно люди, которые плакали о нем. Было много рыдающих о Христе женщин.

Крестная смерть считалась позорной и она была очень мучительной, распятые мучились длительное время, испытывая страшные боли и невыносимую жажду. Кроме того, по еврейскому закону повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навек опозорить Иисуса Христа, присудив Его к такой смерти.

В пятницу (теперь она именуется «страстная пятница», т.е. день страданий) после полудня Иисус Христос был распят. Когда Его распинали, он молился за своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, ибо не ведают они, что творят». Муки распинаемого были страшными. /У русской поэтессы Анны Ахматовой есть такие строки: «Хор ангелов великий день восславил и небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто меня оставил?». А матери: «О не рыдай мене!». Магдалина билась и рыдала. Ученик любимый каменел. А туда, где – молча- мать стояла, так никто взглянуть и не посмел…»/.

Враги не переставали оскорблять Иисуса Христа и на кресте, они злословили, говоря страдающему Человеку «Ты собирался спасти все человечество, так спаси хотя бы самого себя!». Рядом с Иисусом Христом были распяты два разбойника. Один из них также стал злословить Иисуса Христа, говоря «если Ты сын Бога, то спаси себя и нас». Другой же разбойник унимал его и говорил «Или ты совсем не боишься Бога? Ты же сам мучаешься как и Он. Но мы осуждены на мучения справедливо по делам нашим, Он же страдает безвинно». Потом этот разбойник с молитвою обратился к Иисусу Христу «помяни мя, Господи, когда придешь во Царствии Твоем!». Видя такую веру этого человека и его раскаяние (несмотря на испытываемые им муки, которые могли бы озлобить), Христос сказал, что прощаются ему грехи его и сегодня же они вместе будут в раю (т.е. никогда не поздно раскаяться в грехах своих, главное, чтобы это раскаянье было искренним).

Во время страдания Спасителя на кресте произошли великие знамения: с того часа как Он был распят (с двенадцати часов дня) и до самой его смерти на кресте (до трех часов дня) наступила тьма по всей земле. Это необычное явление было отмечено многими учеными и писателями того времени (римскими, греческими), и эти свидетельства дошли до наших дней. Иисус Христос перед смертью сказал «Свершилось», т.е. исполнилось обетование Божие, совершено спасение человечества и со словами «Отче! В руки Твои передаю дух Мой» умер. И в это время завеса в храме, закрывавшая святое святых разорвалась надвое и случилось землетрясение. Сотник же (начальник воинов) и сами воины, которые стерегли распятых, видя все это, испугались и говорили «истинно, человек этот был Сын Божий».

 

 

3. Заповеди блаженства

1).Блаженны нищие духом (т.е. смиренные), потому что им дано будет Царство Небесное.

2).Блаженны плачущие, яко те утешаться (т.е. плачущие о своих грехах и искренне раскаивающиеся в них).

3).Блаженны кроткие, яко те наследуют землю (т.е. будет дано вознаграждение тем, то кротко, без ропота, озлобления переносят все неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого).

4).Блаженны алчущие и желающие правды, яко те насытятся (т.е. те, кто стремиться к добру, справедливости, к самосовершенствованию (и просят у Бога помощи в этом) и делают добрые дела несмотря ни на что).

5).Блаженны милостивые, яко те помилованы будут (т.е. добрые, сострадательные, готовые помочь нуждающимся и умеющие прощать).

6).Блаженны чистые сердцем, яко те Бога узрят (т.е. люди, которые не только избегают дурных дел, но и душу свою стараются хранить от плохих мыслей и желаний).

7).Блаженны миротворцы, яко те сынами Божиими нарекутся (миротворцы – те, кто старается со всеми жить дружно, и примирять других друг с другом).

8).Блаженны изгнанные за правду, яко тех есть Царство Небесное (т.е. люди, которые живут по Божьим законам и не изменяют им несмотря ни на какие внешние обстоятельства).

9).Блаженны те, кто пострадал за веру.

 

3. Нравственные законы Нового Завета:

-верить в промысел Божий

-неосуждение ближнего («в чужом глазу видишь соринку, а в своем не видишь бревна; извлеки сначала бревно из глаза своего»)

-прощение ближнего («прощайте и прощены будете»)

-любовь к ближнему («любите всех, и обидевших вас, и врагов ваших»)

-поступайте со всеми так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами (не делайте другим того, чего себе не желаете)

-молиться Богу и с верою приносить прошения свои («просящему дано будет»)

-раздавать милостыню, но не на показ, не похвалы ради («когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая», т.е. не гордись и перед самим собою добротой своей)

-необходимость добрых дел (недостаточно одной веры в Бога, надо добрыми делами доказывать эту веру).

 

 








Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1322;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.105 сек.