Чикагский период: становление естественнонаучной теории общества
В США Рэдклифф-Браун прожил с 1931 по 1937 г., преподавая в различных университетах, но главным образом в Чикагском университете. Здесь, в Чикаго, его научная деятельность была направлена на разработку общетеоретических и методологических оснований новой социальной антропологии. От этого периода деятельности помимо небольшого количества статей остался фундаментальный труд «Естественная наука об обществе», который вышел в свет лишь благодаря стараниям американских учеников Рэдклифф-Брауна, сохранивших стенограммы его лекций и опубликовавших их уже после второй мировой войны. Пафос этого труда заключался в главной его установке — новая социальная антропология может и должна стать наукой о всеобщих социальных законах.
Такое представление о главной цели антропологии не было новым. Еще в последней трети XIX в., в период конституирования британской социальной антропологии в качестве особой научной дисциплины, сложилось представление о самых общих задачах этой науки как о задачах обнаружения естественных законов, по которым живет и развивается человеческое общество. Их сформулировал в своем программном труде «Первобытная культура»74 патриарх британской, да и мировой антропологии Э.Тайлор. Это убеждение разделяли его ученик Дж. Фрэзер75 и все представители эволюционистского направления.
Представления Рэдклифф-Брауна о природе изучаемого социальной антропологией объекта претерпели известную эволюцию. В начале своей научной деятельности таким объектом он считал культуру, разделяя традиционное для британской социальной антропологии рубежа веков представление о ее природе.
Однако уже к 30-м годам его отношение к категории «культура» значительно изменилось. В 1937 г. на семинаре в Чикагском университете Рэдклифф-Браун заявил, что культура не может быть самостоятельным объектом изучения, так как не является какой-то особой феноменальной реальностью, но представляет собой лишь одну из характеристик общества76 .
74 Тэйлор Э. Первобытная культура, с, 1—3.
75 См: Fortes М Social Anthropology at Cambridge since 1900. London—Cambridge,1953, p. 7.
76Radcliffe-Brown A.R. A Natural Science of Society, p. 96.
Главным мировоззренческим постулатом, от которого отталкивался Рэдклифф-Браун при создании своей «естественно-социологической» теории, было утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Такими системами являются, например, атом, молекула, агрегаты космических тел, биологические организмы, общества людей и тд.77. Рэдклифф-Браун утверждал, что «каждая система может быть концептуально изолирована от любой другой и от всех систем во вселенной.,, не существует перехода от одной системы к другой, от системы, с которой имеет дело одна наука, к системе, с которой имеет дело другая»78. С этой позиции Рэдклифф-Браун выступил против широко распространенной в современной ему науке редукционистской тенденции, сводящей природу общества либо к индивидуальному сознанию, либо к биологии человеческого организма. Он присоединился к точке зрения Э.Дюркгейма на общество как особую реальность, несводимую к индивидам, ее составляющим79.
Отталкиваясь от общей логической посылки, что любая система определяется: «1) единицами, ее составляющими, и 2) отношениями между ними», Рэдклифф-Браун так определил социальную систему. «Ее единицами являются человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними — это социальные отношения»80. В другом определении социальной системы Рэдклифф-Браун выделил в ней следующие составные части; «1) социальную структуру; 2) общую совокупность социальных обычаев; 3) специфические образы мыслей и чувств, о которых мы можем заключить (из поведения или речи), что они связаны с социальными обычаями»81. Социальная структура как часть социальной системы, по Рэдклифф-Брауну, «состоит из общей суммы всех социальных отношений всех индивидов в данный момент времени»82.
Чтобы понять сущность этой категории, надо разобраться, что же понимал Рэдклифф-Браун под «социальными отношениями». Он выделял два типа отношений — отношения подобия и отношения взаимодействия. Отношения подобия — это отношения сходства деятельности и результатов деятельности людей, никак не связанных между собой непосредственно. В таких отношениях находятся, например, два андаманца, никогда не видевшие друг друга, но изготовляющие одинаковые по форме луки. Этот тип отношений определяется принадлежностью людей к одной культуре. Другой тип — тип «реального взаимодействия» между двумя конкретными индивидами, причем не любого взаимодействия, а постоянно повторяющегося, составляющего инвариантное отношение, — создает социальную структуру83.
77Ibid., p. 19-20.
78Ibid, p. 23.
79Ibid, p. 131.80 Ibid, p. 26.
81 Ibid, р. 152.
82Ibid., p. 55.
83Ibid, p. 53-55.
Отношения этого типа суть «реальные вещи, части феноменальной реальности» — общества84.
Что же, по Рэдклифф-Брауну, формирует отношения, создающие социальную структуру? По этому поводу он писал: «Два или более организма будут находиться в социальных отношениях, как только между ними будет достигнута согласованность интересов»85. Общность интересов, создающая социальные отношения и тем самым социальную структуру, находит свое воплощение в социальных обычаях. Реальность социального обычая, по Рэдклифф-Брауну, состоит в том, что множество людей признают его как правило, регулирующее их поведение, причем реальность эта заключена не в самом обычае, а в актах поведения, которые он регулирует и через которые становится доступным наблюдению, а также в признании этого поведения правильным либо неправильным86.
Таким образом, социальный обычай, по Рэдклифф-Брауну, — это совокупность правил и норм поведения. Разрабатывая данное положение применительно к тому, что поведение людей различно в разных видах деятельности, Рэдклифф-Браун приходит к категории «институт», определяя ее как «установленные нормы поведения определенной формы социальной жизни»87 , например семьи, клана, племени, государства и т.п.
Ученый всегда подчеркивал принципиальное различие между реальными отношениями взаимодействия индивидов («социальная структура») и институтами, регулирующими эти отношения («структурная форма»). Если первая часть рассматриваемой дихотомии для него феноменальная реальность, то вторая — то, что придает реальности форму. С изучением «структурной формы» Рэдклифф-Браун связывает целый раздел социальной антропологии — «социальную морфологию»88.
«Социальная морфология», в понимании Рэдклифф-Брауна, в конечном счете, имеет дело с изучением культуры, так как «культура» — это «термин, который обычно относится к определенной стандартизации поведения, внутреннего и внешнего, в определенной группе человеческих существ, в определенном обществе»89. Иными словами, культура для него — это совокупность институтов, основное назначение которых — социальная кооптация, аранжировка индивидов в структурных отношениях. Рэдклифф-Браун считал, что ни «социальная структура, ни культура не могут изучаться в отрыве друг от друга»90.
Если «социальная морфология» направлена на статическое изучение социальных обычаев, то другой раздел социальной антропологии — «социаль-
84Ibid, p. 43.
85Ibidem.
86Idem. Structure and Function in Primitive Society, p. 10—11.
87Ibidem.
88См.: Idem. A Natural Science of Society, p. 54.
89Ibid., p. 92.
90Ibid., p. 107.
нал физиология» «имеет дело с функционированием и сохранением системы»91, т.е. с теми процессами, при помощи которых социальная система сохраняет свой тип в постоянно изменяющихся условиях. Характер этих процессов отражен в трактовке Рэдклифф-Брауном категории «функция». Данные им многочисленные определения этой категории заставляют предполагать, что ученый воспринял ее не как строгое и однозначное логическое понятие, но как термин, обозначающий широкий диапазон отношений одного элемента социальной системы к другим и к системе в целом, с одной стороны, и не менее широкий диапазон отношений социальной системы к ее составным частям — с другой. Так, функцию социальной системы Рэдклифф-Браун видел в том, что она «снабжает индивидов средствами для достижения определенных целей. Но она также снабжает индивидов этими целями»92. «Функция любого социального обычая (или любого верования, идеи или чувства, т.е. части социальной системы) заключается в том вкладе, какой этот обычай вносит в „правильное", или „существенное", действие социальной системы, частью которой является»93. Правильное, или существенное, действие социальной системы, по Рэдклифф-Брауну, заключается в двух ее функциях — в «обеспечении определенной адаптации к природному окружению и в обеспечении определенной интеграции, т.е. в объединении индивидов в упорядоченной аранжировке»94.
В 1935—1936 гг. Рэдклифф-Браун совершил поездку в Китай для чтения лекций в пекинском колледже. Знакомство с китайской культурой оставило глубокий след в мировоззрении английского антрополога. Подобно тому как французская социологическая мысль стала в свое время мощным стимулом в теоретическом творчестве Рэдклифф-Брауна, на этот раз учение древних даосских философов о «Великом пути — Дао», представляющем собой диалектическое единство двух вездесущих и противоположных начал — «инь» и «ян», повлияло на методологию основоположника структурно-функционального подхода, в частности на сформулированный им закон «борьбы противоречий» в социальной структуре95.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 723;