ИММАНУИЛ СВЕДЕНБОРГ
«Иммануил Сведенборг, самый замечательный провидец более нового времени, родился 29 января 1688 г. в поместье Сведен в Даларне. Он был второй сын ученого епископа Яспера Сведберга и получил вместе со своими сестрами весьма тщательное и благочестивое воспитание. Еще на родине приобрел он значительные познания в теологии и древних языках. В Упсальском университете он изучал главным образом естествоведение и продолжал эти занятия за границей, когда чума заставила его в 1710 г. покинуть Упсалу. Через четыре года он возвратился домой с богатыми познаниями, как о том свидетельствует составленное им ученое сочинение по математическим и физическим вопросам. Он был приглашен государством в качестве советника при устройстве каналов и доков, потом был членом горной коллегии, и в этих должностях им были сделаны многочисленные изобретения и усовершенствования. Благодаря своим выдающимся сочинениям по физике и минералогии он приобрел себе такую громкую известность в качестве ученого, что был избран членом большинства ученых обществ. Сверх того, за свои заслуги отечеству он был возведен в дворянское достоинство под фамилией Сведенборг».
Такова внешняя сторона жизни Сведенборга. Она настолько блестяща, что кажется необъяснимым, почему знаменитый естествоиспытатель в 1745 г. внезапно просит об отставке от всех должностей и посвящает остаток своей жизни все-таки более сомнительному занятию предсказателя и мистика. Но его жизнь имеет
также «темную сторону», менее привлекательную, здесь-то именно и надо искать причину этого явления. Из этой темной истории известны начало и конец, но нетрудно представить себе и то, что происходило в середине. Началом служит несчастная юношеская любовь. Хотя он и обручился уже со своей возлюбленной, но, заметив вскоре, что она идет за него вследствие принуждения со стороны своих родителей, он возвратил ей ее слово. Но забыть ее он не мог и навсегда остался холостяком.
Заключение истории мы знаем из дневника, который вел Сведенборг в 1743—1744 гг., проезжая по Голландии в Англию. Книга эта содержит весьма мало сведений о самом путешествии и о том, что Сведенборг видел в различных местах; все ее содержание состоит из подробнейших описаний его снов и его внутренней жизни. Из этих описаний Сведенборг выступает как человек, нервная система которого была совершенно расстроена половыми излишествами, которые он сам называет своей «ночной главной страстью». Сны его полны женских образов, свое отношение к которым он изображает с такой подробностью и откровенностью, что Сведенборг едва ли, конечно, думал когда-либо о том, что эта книга может со временем быть предана гласности. Но мало того, что его сны вращаются около половых отношений,— и во время бодрствования его сознание находится во власти подобных же представлений, так что он не в состоянии работать. Единственный способ, каким он может на короткое время освободиться от таких отвратительных мыслей, заключается в том, что он пламенно взывает к Богу и прибегает под покровительство распятия. В то время как он находился в таком состоянии борьбы между глубокими религиозными размышлениями и мыслями самого противоположного свойства, он имел ночью с 6 на 7 апреля 1744 г., в полубодрственном состоянии, первое так называемое «видение».
Оно описано в дневнике следующим образом: «Около десяти часов я лег в постель; спустя полчаса я услыхал под головой стук и подумал, что искуситель теперь исчезнет. Вслед за тем я испытал при продолжающемся шуме сильное потрясение с головы до ног. Мне показалось, будто надо мной находится нечто священное; потом я заснул. Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с головы до ног, причем слышался такой шум, как если бы столкнулось много ветров.
Это привело меня в сильное сотрясение и повергло ниц. В то мгновение, когда я был сброшен, я был в полном сознании и видел, что сброшен, и дивился, что бы это обозначало. И я начал говорить, как если бы я был бодрствующим, но оказалось, что слова были вложены в мои уста, и я сказал: «О всемогущий Иисус Христос, то, что ты по твоей великой милости соизволяешь прийти к столь великому грешнику, делает меня достойным твоей милости!». Я сложил свои руки, и тогда показалась рука, которая крепко охватила мои руки; вслед за тем я стал продолжать свою молитву и сказал: «Ты обещал оказать милость всем грешникам, ты не можешь не сдержать своего слова!» В то же мгновение я уже был на его лоне и видел его лицом к лицу, и это был облик со святейшим выражением, которого нельзя описать» и т. д.
После этого случая, который Сведенборг считает за действительное откровение, он убежден в милости Божией. Он продолжает свои религиозные размышления и чтение Библии и вместе с тем, по-видимому, все более и более овладевает своими отвратительными мыслями. Но при этом, конечно, его нервная система еще долго не может оправиться, что видно хотя бы из того, что он год спустя после первого видения имеет второе, в котором он видит себя как человека, призванного Богом для возвещения нового откровения. Об этом видении он сообщает следующее:
«Я был в Лондоне и ужинал поздно вечером в обычной гостинице, где я имел свою собственную комнату, чтобы оставаться одному. К концу ужина я заметил, что перед моими глазами расстилается как бы облако, и я увидел, что пол был покрыт противными пресмыкающимися, змеями, ящерицами, жабами и другими. Я тем более испугался при этом, что сделался почти полный мрак. Однако мрак скоро исчез, и я увидел сидящего в углу комнаты мужа, окруженного лучезарным светом; он сказал мне громким голосом: «Не ешь так много!» При этих словах видение исчезло, а придя в себя, я быстро пошел домой, никому не сообщив об этом случае. Я много размышлял о нем, но не мог объяснить себе явления. Следующей ночью мне снова явился тот же блестящий образ и сказал: «Я Господь Бог, творец и искупитель, я избрал тебя для объяснения людям внутреннего духовного смысла священного писания и буду внушать тебе то, что ты должен писать». Муж был одет в пурпур, и явление продолжалось около получаса. В эту ночь открылся мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть духов на небесах и в аду, среди которых я увидел и раньше мне известных. С этого момента я отрешился от всех светских дел, чтобы исключительно посвятить себя духовным размышлениям,-какхэто мне было приказано. Впоследствии взор моего духа часто открывался, так что я среди дря мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами как с людьми».
Рассказ этот в высшей степени достоин внимания. Первая часть видения, множество отвратительных гадов, могли бы, пожалуй, служить указанием на состояние, похожее на бред, но так как Сведенборг постоянно отличался большой умеренностью в еде и питье, то в его нервной системе надо предположить другого рода расстройство. Насколько он был болен, явствует также и из последующей части видения. Весьма, конечно, невероятно, чтобы Бог действительно открылся ему с целью приказа ему меньше есть. Видение это было просто галлюцинацией. Тем не менее Сведенборг считает себя призванным в качестве орудия нового откровения. Отсюда становится понятным и то, почему он внезапно возвращается к частной жизни; всякий беспристрастный судья согласится, однако, что его позднейшая деятельность в качестве прорицателя происходит, говоря снисходительно, из несколько мутного источника.
Сведенборг не переставал сноситься с духами до самой своей смерти, последовавшей в 1772 г. Он виделся и говорил не только с лицами, которых он знал при их жизни, но далее с такими людьми, как Вергилий, Лютер и Мелангтон; с ними он вел разного рода поучительные разговоры. Мы зашли бы слишком далеко, если бы подробнее остановились на всех этих явлениях. Но чтобы показать, насколько сам Сведенборг был проникнут верой в их действительность, мы приводим одно из этих свиданий с духами, при котором присутствовал известный абоский профессор Портан. Он посетил Сведенборга в Лондоне, но не мог его видеть немедленно, так как у того находился кто-то другой. Портан слышал также, что Сведенборг оживленно разговаривает с кем-то в соседней комнате, но он не мог уловить ни одного звука из того, что говорил другой. Затем дверь отворилась, и Сведенборг, продолжая разговор, проводил невидимого для Портана посетителя до двери, где с величайшей вежливостью простился с воображаемым лицом. После этого он обратился к Портану и рассказал ему, что у него сейчас был Вергилий, который отнесся к нему чрезвычайно дружелюбно и сообщил ему различные интересные сведения.
Подобные явления Сведенборга не представляют из себя ничего удивительного, так как они просто указывают на больной мозг, который вызывал перед ним в виде галлюцинаций те лица, которые его живо интересовали. Зато у него развился, вероятно, также после 1743 г. другой дар, вызвавший много в высшей степени загадочных явлений. Именно он стал сновидящим во времени и пространстве, так что мог видеть, как то, что должно случиться в будущем, так и то, что в данную минуту происходило в отдаленных местах. Относительно этого имеются многочисленные известия, и так как большинство их записано людьми, способными к критике и отнюдь не легковерными, которые употребляли всевозможные усилия, чтобы выяснить истинную сущность явления, то эти истории не могут быть отвергнуты без дальнейших рассуждений как вымышленные. Так, знаменитый современник Сведенборга, Иммануил Кант, указывает в различных сочинениях результаты своих исследований относительно его ясновидения.
Мы приведем здесь несколько случаев, сообщаемых Кантом.
Самым замечательным примером Сведенборгова ясновидения является, конечно, его известное указание на стокгольмский пожар, 1 сентября 1758 г. Сведенборг возвратился в Швецию и в 4 часа пополудни сошел на берег в Готенбурге. Один из его друзей тут же пригласил его в гости. Около шести часов Сведенборг оставил общество, но через минуту снова возвратился, бледный и испуганный. Он рассказал, что в Стокгольме свирепствует большой пожар; он чувствовал себя очень неспокойно и часто выходил на свежий воздух. Около восьми часов он сказал, что пожар потушен как раз за три дома до его собственного жилища в Стокгольме. Эти указания Сведенборга, конечно, немедленно стали известны в городе и дошли до слуха губернатора. Последний отправил на следующее утро к Сведенборгу своего посланного, которому тот описал все подробности пожара. Только в понедельник вечером из Стокгольма в Готенбург прибыла эстафета, а во вторник утром — королевский курьер. Привезенные, таким образом, сообщения вполне согласовались с описаниями Сведенборга. Кант записал это происшествие около шести лет спустя после того, как оно случилось. Свои сведения он получил от одного друга, лично бывшего в обоих упомянутых городах и говорившего с очевидцами, которые еще хорошо помнили этот замечательный случай. Кант рассказывает еще подобный же пример. Госпожа Мартевиль, вдова голландского посла в Стокгольме, получила от одного золотых дел мастера счет на 25 000 голландских гульденов. Она была убеждена в том, что ее умерший муж, весьма добросовестно относившийся к денежным делам, уже давно заплатил по этому счету, но не могла отыскать расписки мастера. Тогда она обратилась к Сведенборгу и попросила его, если он встретит в мире духов ее мужа, осведомиться у него относительно счета. Сведенборг обещал; затем, придя через три дня, рассказал, что он говорил с господином Мартевилем; последний сообщил ему, что помянутая расписка лежит в тайном ящичке одного шкафа. И действительно, она была там найдена. Как можно отсюда видеть, Сведенборг верил, что он получает свои сведения от духов,— убеждение, которому мы не придаем большого веса. Эта история, как и первая, скорее должна указывать на ясновидение, если только она, на самом деле, произошла так, как она здесь рассказана. Дело в том, что второй муж госпожи Мартевиль дал впоследствии более точное описание этого случая. По его словам, госпожа М. видела ночью во сне, где находится расписка; она немедленно встала и действительно нашла ее там. На следующее утро пришел к ней Сведенборг и рассказал, что она ночью видела сон, будто расписка лежит в упомянутом шкафу. Это было как раз там, где госпожа М. сама нашла ее. Хотя при таком изображении дело не становится понятнее, однако то обстоятельство, что один и тот же случай рассказан столь различно, делает вероятным, что все произошло гораздо более естественным образом.
Существует также множество рассказов и о способности Сведенборга предвидеть будущее. Так, говорят, он предсказал день и час окончания одного морского путешествия, причем удивительно то, что назначенный им срок был короче, чем какой обыкновенно употребляли для этого путешествия при благоприятных обстоятельствах. В одном обществе Сведенборга спросили, кто из присутствующих умрет первый. Сведенборг открыл спрашивавшему, что некто О. О. (один из присутствующих) умрет уже на следующее утро без четверти шесть; это, как говорят, и случилось на самом деле. Мы не будем, однако, дольше останавливаться на этих удивительных историях, в которых истина, вероятно, настолько перемешана с ложью, что отделить их друг от друга было бы теперь уже невозможно. Гораздо больший интерес имеют для нас мистико-религиозные сочинения Сведенборга: в них мы находим все теоретическое обоснование современного спиритизма, который, несомненно, заимствовал оттуда свои наиболее важные положения.
Сведенборг написал множество, обширных произведений, в которых он изложил свои теологические рассуждения и толкования священного писания. Он рассуждает при этом в совершенно кабалистическом духе, отыскивая в каждом слове писания новый скрытый смысл. «В каждом отдельном выражении слова Божия лежит внутреннее значение, так что под ним надо понимать не естественные и мирские вещи, заключающиеся в его буквальном значении, а духовные и небесные; и это справедливо не только относительно значения многих слов, взятых вместе, но и относительно каждого отдельного слова». Эти мистические толкования, благодаря которым Сведенборг стал основателем новой религиозной секты, не имеют для нас никакой важности; здесь мы должны коснуться лишь одной стороны его учения, трактующей о духах, т. е. о душах умерших людей, и об их положении. Почти все, относящееся к этому вопросу, заключается в его сочинении «De Coelo et ejus mirabilibus et de inferno, ex auditis et visis», Лондон, 1758 г. Книга эта, очень скоро переведенная на различные европейские языки, есть, бесспорно, самое распространенное из его произведений, и сравнение между содержащимися в ней учениями и современными спиритическими воззрениями ясно показывает, как много последние заимствовали от Сведенборга. Мы не будем, однако, производить здесь подобного сравнения, а лишь рассмотрим главные пункты учения Сведенборга. Читателю самому будет легко потом сравнить их со сделанным ниже изложением спиритизма.
Учение Сведенборга во многих отношениях отклоняется от протестантизма и приближается к католицизму, именно главным образом в том, что оно признает существование мира духов, т. е. такого среднего состояния, через которое душа проходит после смерти, чтобы быть приготовленной или для неба, или для ада.
«Мир духов есть не небо и не ад, а среднее место и среднее состояние между небом и адом; туда прежде всего приходит человек после своей смерти, и по отбытии там некоторого срока, сообразно со своей жизнью на свете, или возносится на небо, или же низвергается в ад».
«Продолжительность пребывания в этом мире не определена; некоторые только входят в него, чтобы немедленно быть или вознесенными на небо или низвергнутыми в ад; другие остаются здесь в течение нескольких недель, иные же в течение многих лет, но не свыше тридцати».— В противоположность всем прежним понятиям о сверхземных вещах Сведенборг принимает, что первоначально не существовало ни ангелов, ни дьяволов; все это, по его мнению, бывшие люди. «В христианском мире совсем не ведают о том, что небо и ад населены человеческим родом; думают, будто ангелы созданы с самого начала, и, таким образом, возникло небо, а также будто дьявол, или сатана, был светлым ангелом, но^впоследствии за непокорность был низвергнут вместе со своей свитой, через что и возник ад. Ангелы сильно удивляются тому, что в христианском мире существует такое верование. Поэтому они хотят, чтобы я от их имени подтвердил достоверность того, что во всем небе нет ни одного ангела, который был бы создан таковым с самого начала, а также в аду нет ни одного дьявола, который был бы создан ангелом света и затем низвергнут, но что все эти небесные и адские существа происходят от человеческого рода».
Все духи, ангелы и дьяволы, имеют человеческий образ
«Что дух человека после своего отделения от тела остается человеком и имеет такой же образ — в этом убедил меня ежедневный опыт многих лет; я тысячи раз их видел, слышал и говорил с ними. Поэтому, сделавшись духом, человек сознает, однако, что он заключен в тело, которое он имел на земле, и, следовательно, не знает даже и того, что он умер. Человек-дух сохраняет также все внешние и внутренние чувства, какие у него были на земле. Он видит, слышит и говорит по-прежнему, так же обладает обонянием и вкусом, и когда его трогают, он и это чувствует по-прежнему. Он по-прежнему также имеет стремления, желания, потребности, думает, рассуждает, подвергается влияниям, любит и имеет волю, и если кто отличается любовью к научным занятиям, тот читает и пишет по-прежнему».
Чтобы входить в общение с духами, человек должен находиться в особенном состоянии. Но состояние это может иметь две различные формы в зависимости от того, отвлекается ли человек (т. е. дух живущего человека) от тела или же тело уводится от духа в другое место.
«Что касается первой формы, извлечения из тела, то оно происходит таким образом: человек приводится в известное состояние, занимающее середину между сном и бодрствованием. При этом он сознает, однако, что вполне бодрствует. В таком состоянии я совершенно явственно видел и слышал духов и ангелов и даже странным образом прикасался к ним, именно так, как будто бы мое тело не принимало в этом особенного участия.
Что же касается второй формы, именно отвлечения тела от духа в другое место, то я 2—3 раза живо испытал, что это такое и как оно случается. Приведу лишь один пример. Я шел по улицам одного города и по полям и в то же самое время вел беседу с духами, вполне, однако, сознавая, что я бодрствую, и даже видя все совершенно так же, как и всегда. Но после того как я, таким образом, ходил в течение многих часов, я внезапно заметил и увидел уже телесными глазами, что я нахожусь в совершенно другом месте».
Мы узнаем от него также, каким образом происходит разговор духов с людьми. «Беседа ангелов и духов с человеком слышна так же явственно, как и беседа человека с человеком; но из присутствующих ее не слышит никто, кроме лишь того, с кем идет разговор. Причина этого заключается в том, что речь ангела или духа сначала достигает мыслей человека, а отсюда уже по внутреннему пути доходит до его органа слуха, так что этот последний приводится в движение изнутри». Такое явление всего лучше, конечно, было бы назвать одержимостью. «Но в настоящее время редко кому дано говорить с духами, так как это опасно: в таком случае духи узнают, что они находятся при человеке, чего они иначе не знают; между тем природа злых духов такова, что они питают смертельную ненависть против человека и ничего так не ищут, как того, чтобы погубить как его душу, так и тело». Можно бы было распространить эту цитату еще дальше и изложить большую часть главных положений современного спиритизма просто в виде выдержек из произведения Сведенборга. Но для нас будет достаточно приведенного, так как мы указали здесь наиболее важные пункты.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 579;