Опыт системной характеристики ренессансного мировоззрения
Итак, имя рассматриваемого процесса — Возрождение — не означает, что его суть состоит
в возвращении к античному прошлому истории культуры, оно было лишь существенным
подспорьем в становлении нового исторического типа сознания и деятельности, отвечающего
потребностям нового типа общественного бытия — ремесленно-торговой практики
западноевропейского города. Лучшим доказательством вторичности отношения Возрождения
к античности является переход во всех европейских странах с латыни на национальные языки;
Л. Б. Альберти, например, писал: «Я охотно признаю, что древний латинский язык очень богат
и
красив; но я, однако, не вижу, почему нужно ненавидеть наш нынешний тосканский... И
пусть, как утверждают, тот древний язык пользуется великим авторитетом у всех народов
только потому, что на нем писали многие ученые, несомненно, таким же будет и наш язык,
если ученые будут со всем усердием и тщанием чеканить его и отделывать...». Так рассуждали
и так действовали не только ученые, но и поэты, и философы, и даже проповедники, и не
только в Италии, но и в Германии, и в Англии.
Сущностным качеством Возрождения был переход от традиционализма как
фундаментального принципа существования предшествующего типа культуры, основанного на
господстве мифологического сознания и порожденного земледельческой доминантой
практически-производственной жизни общества, к персоналистскому, личностно-креативному
основанию его деятельного существования, порождающему ориентацию на новаторство во
всех сферах деятельности личности, поскольку стимулируется оно ремесленно-
производственной практикой городского бытия европейцев; именно из такого корня
вырастали все конкретные черты ренессансной идеологии и эстетики. Черты эти
характеризовали сознание ремесленника не в современном значении данного термина,
оппозицией которому является «художник», точнее, «свободный художник», по терминологии
XIX века, — Возрождение не знает этой антитезы, поскольку художник еще не оторвался от
ремесленника, он отличался от ремесленника только тем, что создавал не вещеобразы, если так
можно назвать произведения прикладных искусств, а образы вещей, непосредственно
воплощавшие его духовный мир. Поэтому именно он, художник, оказался «героем своего
времени», носителем содержания данного типа культуры.
А Художником становился не только Мастер, но и Мыслитель, Ученый, Философ. В.
Дильтей говорит, что Дж. Бруно «возродил художественную форму философии», что
«эстетическая мощь Возрождения сумела ... создать в нем первого философа-художника
современного мира». К художественной по ее сути форме диалога, апробированной Сократом
и Платоном, обращались гуманисты и в Италии, и во Франции, начиная с Ф. Петрарки, а Ж.
Боден включил в свой религиозно-философский диалог семь участников, представлявших все
религии, включая язычество, и даже сторонника индифферентизма, каждый из которых имел
не только свои убеждения, но и свой характер. С другой же стороны, и ренессансная поэзия
имела часто философское содержание — например в сонете В. Шекспира и Микеланджело.
Обычно духовное содержание культуры Возрождения сводится к рационализму,
натурализму, антропоцентризму с его гуманистическими фило-
софским и художественным «выходами», а также к пантеизму и деизму, если не к
религиозному индифферентизму, а Л. А. Черная в уже упоминавшемся исследовании
переходного этапа в истории русской культуры свела в некую таблицу 12 противоположных
черт двух типов культуры:
Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+
(2)320 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 221
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 577;