Основные направления международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.
Международное сотрудничество в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными – это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
Цель этой деятельности – на основе объединения усилий, с помощью коллективного разума выработать единую концепцию борьбы с преступностью путем более эффективного исполнения уголовных наказаний. Сотрудничество в этой сфере осуществляется по следующим направлениям: научно-информационное (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований); оказание профессионально-технической помощи; договорно-правовая координация обращения с правонарушителями на основе международных соглашений.
Эта деятельность организуется в следующих формах: в рамках международных органов и организаций (комитеты и комиссии ООН и Совета Европы, Международный конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Комитет по проблемам борьбы с преступностью Совета Европы (CDPS) и Европейский комитет по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем (PC-R-CP); на основе многосторонних и двухсторонних соглашений.
Особое воздействие на развитие национального уголовно-исполнительного права, законодательства и практики исполнения уголовных наказаний оказывают международные правовые акты, которые подписало и ратифицировало наше государство. Обязательные нормы международных правовых актов, определяющие естественные права человека, не могут нарушаться при исполнении уголовных наказаний. К таким «абсолютным» правам следует отнести право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет пыток, право на свободу мысли, совести и религии и др. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и др.
Право на жизнь закреплено в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и является неотъемлемым, все остальные права и свободы человека, в том числе и осужденного, производны от права на жизнь. Главные принципы указанной международной нормы состоят в том, чтобы защитить человека от любого умышленного лишения жизни государством, а также обязанность государства обеспечить принятие и применение законов, предусматривающих суровое наказание за преступления против жизни, осуществление эффективных превентивных и охранительных мер в случае возникновения опасности для жизни человека. По общему правилу право на жизнь предполагает, что государство должно принимать все меры к тому, чтобы человеческая жизнь даже в условиях отбывания уголовного наказания оставалась вне опасности. На реализацию этих принципов направлены положения Конституции РФ (ч. 1 ст. 20), уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Так, ст. 13 УИК РФ закрепляет право осужденных на личную безопасность, согласно которому при возникновении, главным образом, угрозы жизни осужденного администрация учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязана незамедлительно перевести осужденного в безопасное место или принять иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. При этом не имеет значения, от кого исходит угроза – от других осужденных, персонала и др.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод допускает исключения из общего правила. Прежде всего это касается смертной казни, законно назначенной по приговору суда за совершение преступления. Но данное положение в связи с вступлением в силу Протокола № 6 относительно смертной казни к Конвенции и его ратификацией большинством европейских государств фактически не действует. Россией в настоящее время указанный документ подписан, но не ратифицирован, поэтому возможность применения смертной казни после введения на всей территории РФ судов присяжных сохраняется. Кроме того, ч. 2 ст. 2 Конвенции определяет ситуации, при которых разрешается лишение человека жизни (для защиты любого лица от противоправного насилия, для осуществления законного задержания или предотвращения побега, для подавления бунта или мятежа) и условия, которые должны соблюдаться при этом. Главными из них являются абсолютная необходимость и соразмерность применения силы для достижения законных целей в обозначенных ситуациях. Эти положения в полной мере относятся как к случаям правомерной необходимой обороны осужденных, так и к действиям государственных органов по преодолению чрезвычайных ситуаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Право быть свободным от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения является одним из самых главных прав человека, так как оно связано с личной неприкосновенностью и человеческим достоинством личности. Запрет пыток зафиксирован в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последняя норма относится к разряду неприкосновенных положений Конвенции. В ч. 2 ст. 15 Конвенции, которая позволяет государствам отступать от своих обязательств по Конвенции в случае чрезвычайных обстоятельств, сказано, что ни при каких обстоятельствах государство не может отступать от своих обязательств по ст. 3. Права, охраняемые в перечисленных нормах, защищаются также двумя другими международными актами – Конвенцией ООН против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1989 г.).
Основной областью применения указанных статей являются места предварительного заключения, а также учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Это связано с тем, что подозреваемый, обвиняемый или осужденный менее других граждан защищен от произвола государства в лице сотрудников правоохранительных органов и имеет большую вероятность стать объектом пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения. Поэтому в отечественном законодательстве содержатся надежные гарантии прав личности в этой сфере. Конституция РФ в ч.2 ст. 21 определяет: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Это конституционное положение получило развитие в принципах гуманизма уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ), а также в ч. 2 ст. 12 УИК РФ, где осужденным гарантируются вежливое обращение со стороны персонала и неприменение к ним жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения.
Право человека на признание его правосубъектности установлено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) и означает, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Важными свойствами правосубъектности являются ее признание и гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая соответствующими государственными органами способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также способность независимо их осуществлять. Особое значение имеет обеспечение рассматриваемого права в сфере исполнения уголовных наказаний, где только в постсоветские годы лица, отбывающие наказания, на законодательном уровне и в правоприменительной практике действительно стали признаваться субъектами права. Сегодня осужденные, являясь гражданами государства, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ представляют собой высшую ценность. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ определяется, что при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от выполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Право на свободу мысли, совести и религии, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, представляет собой, в частности, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные обряды. Конституция РФ сформировала основу правового регулирования отношений, связанных с осуществлением осужденными свободы мысли, совести и религии. Статья 28 Конституции РФ гарантирует это право всем гражданам, в том числе и отбывающим уголовные наказания. На его реализацию направлены положения ст. 14 УИК РФ, которая регламентирует осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания осужденными к лишению свободы, ограничению свободы, аресту и смертной казни. Для осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, каких-либо особенностей в осуществлении данного права гражданина нет.
В сфере исполнения уголовных наказаний действует ряд международных правовых актов, в которых содержатся нормы, которые хотя и носят рекомендательный характер, но подлежат максимальному учету при разработке национальных законодательных актов. Такие специализированные международные стандарты обращения с осужденными содержатся в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.), Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 г.), Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.), в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.). В этих актах содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия. Реализация норм-рекомендаций осуществляется путем приведения национального законодательства в соответствие с содержащимися в указанных документах требованиями по мере создания необходимых условий.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 775;