Человек как и индивид, субъект, личность, индивидуальность

Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность является в основном предметом исследования специальных дисциплин психологии (дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии, психологии личности, социальной психологии). Но, рассуждая о человеке как о «субъекте труда», невозможно обойти стороной рассмотрение этого вопроса или вовсе игнорировать его. Эта тема становится наиболее актуальной, как только мы входим в область высококвалифицированного'труда человека, затрагиваем проблему высшего профессионализма, мастерства, творчества, т. е. высших форм деятельной активности человека. Эта тема входит в компетенцию новой интегральной научной дисциплины — акмеологии.

Индивидуальность в системе качеств человека и акмеология.Как уже упоминалось выше, акмеология — наука/изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития; наука, изучающая постижение человеком смысла своего существования, достижения личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида [2, 12, 19, 46, 47]. Соответственно под «акме» понимается состояние высокой эффективности субъекта как профессионала, при котором он находится в (разе наивысшей духовной зрелости, подчиняющей себе и организующей его физические и психические функции. Понятно, что «акме» определяется сложными причинно-следственными отношениями физического, психического и духовного состояния человека, или иначе — сложными отношениями таких «состав-

416 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

ляющих» человека, как «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность».

Рассмотрим содержание этих понятий. В последние десятилетия наименьшие изменения содержания претерпело понятие индивид, означающее неповторимую совокупность признаков, присущих отдельному человеческому организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих данному виду [ПО, с. 131]. Определение понятия в другом авторитетном словаре: индивид (от лат. indi-viduum — неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт онтогенетического и филогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность [109, с. 135-136].

В акмеологическое изучение человека интегрировано особое понимание его сущности как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, проявляющихся в таких феноменах, как жизненный путь личности, субъект жизнедеятельности, активная жизненная позиция, самореализация, профессионализм, индивидуальный стиль и др.

Если в психологии субъект (от лат. subyectum — подлежащее) понимается как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира. Субъект — это человек, познающий и преобразующий окружающий мир» [ПО, с. 360]; как «индивид или группа — источник познания и преобразования действительности; носитель активности» [109, с. 389]; то при акмеологическом подходе понятие субъекта несет дополнительную смысловую нагрузку. Субъект — это не только особое отношение человека к миру и к деятельности в частности, но и особое качество, которое человек может обретать по мере своего развития, в зависимости от степени интеграции внешних и внутренних условий и принятия роли активного субъекта своей жизнедеятельности [5, 6]; это человек на высшем для себя уровне активности

1 3.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность 417

и профессионализма, человек как творец собственной истории, как воплощение качественно определенного способа саморегуляции и самокоординации всех психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, как важнейшее из бесконечно противоречивых качеств человека [1, 2, 24].

Если в психологии индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) традиционно понимается как «неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры» [НО, с. 129]; как человек, «характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость» [94, с. 136], то при акмеологическом подходе понятие индивидуальности человека обретает новое смысловое содержание и выступает как одно из ключевых понятий феномена «человек».

В широкой естественно-научной постановке проблемы человека как предмета познания Б. Г. Ананьева [6, 7] понятие индивидуальности занимает центральное место. Именно в индивидуальности интегрируются другие проявления человека как представителя определенного биологического вида, опосредствуемые его онтогенезом, человеческой историей, его жизненным путем. Индивидуальность человека, таким образом, понимается как триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

Рис. 13.3. Обшая структура человека и взаимосвязи развития его свойств

14 Зак. 1109

418 Глава 1 3. Человек как активный субьект своей жизнедеятельности

Очевидно, что акмеологическое понимание основных качеств человека предполагает не только их концептуальное выделение, но и эмпирическое обоснование. При дифференциально-психологическом подходе с опорой на обширную эмпирическую базу феномены и процессы становления высших качеств человека могут рассматриваться как «интегральная индивидуальность» [64, 92].

Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека.Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначил понятием интегральная индивидуальность (ИИ)и рассматривал ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе [64, с. 10]. Теория ИИ возникла в русле дифференциальной психофизиологии, что и предопределило ее особенности. Согласно теории, ИИ есть частный случай саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, состоящих из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек-общество». ИИ — это не совокупность особых качеств и свойств человека, а особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. ИИ — это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. ИИ содержит ряд иерархических уровней свойств человека: биохимический, физиологический, психологический, личностный, социально-психологический уровни. Свойства находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. В свойствах разных уровней проявляются разные этапы развития материи. В ИИ выделяют ряд подсистем: а) индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); б) индивидуальных психических свойств (ее подсистемы — темперамент и личность); в) социально-психологических свойств (ее подсистемы — социальные роли в группах и социально-исторических общностях) [64, 92].

В становлении индивидуальности человека, согласно теории В. С. Мерлина, выделяются два основных феномена — ИИ как своеобразное объединение всех его свойств в процессе развития и функционирования и индивидуальный стиль деятельности(ИСД) как своеобразие активной адаптации человека к среде (к условиям профессиональной деятельности, специфике контактных социальных

1 3.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности 419

групп и общества в целом). Становление ИИ и ИСД взаимосвязано, при этом ИСД рассматривается как психологическая система, опосредствующая взаимодействия индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. ИСД выполняет системообразующую функцию. Стили можно различать соответственно иерархическим уровням ИИ человека [92].

В своем развитии, как уже отмечалось, теория ИИ восходит от первоначального изучения взаимосвязей и взаимодействия биологически обусловленных свойств человека с некоторыми условиями его деятельности (профессиональной и учебной) к изучению его взаимодействия с социальной средой в целом, в процессе которого и формируется его ИИ. Именно в результате этих процессов, сменяющих друг друга на протяжении всей жизни, человек развивается и достигает пика своих возможностей, своего «акме». Одним из основных механизмов становления ИИ выступает ИСД как психологическая система сопряжения, согласования индивидуальных особенностей человека с социально заданными приемами и способами деятельности, поведения, образа жизни [64, 92].








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1551;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.