Историко культурный процесс, как коммуникация, диалог и синтез культурных традиций

Историко-культурный процесс — процесс развития и функционирования культуры в обществе. Историко-культурный процесс прежде всего процесс развития духовной культуры, выражающий наиболее важное в истории человечества и осуществляемый путем нравственной эволюции личности. Историко-культурный процесс имеет определенную направленность и цель — достижение состояния гармонии (20; 192–193). Историко-культурный процесс формирует человека: «Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека».

Выделяют два типа «эпох» — «гармоничные», «здоровые» (гомеровская эпоха, Возрождение), в искусстве которых выражается высшая эстетическая закономерность, и «дисгармонические», «болезненные», переходные эпохи, когда искусство обнажает хаос жизни. Именно переходные эпохи нередко оказываются для искусства наиболее плодотворными. В историко-культурном процессе выделяется два «слоя» — народную культуру и «верхний слой культурных людей»[13]. Историко-культурный процесс всегда национален; культура есть «химическое соединение человеческого духа с родной землей». Особенность русского историко-культурного процесса видится в начавшемся с Петра I трагическом разъединении «форм жизни» с «духом и стремлениями народа»; перспектива русской культуры — возвращение на родную почву, сохранившуюся в народной культуре. В историко-культурном процессе можно выделить периоды «замкнутые» (Россия до Петра) и «открытые», для которых характерно «расширение взгляда беспримерное» (Россия после Петра). Внутреннее содержание русского историко-культурного процесса, начиная с петровских реформ, составляет «...потребность <...> всеслужения человечеству, <...> примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов...», «потребность быть <...> справедливыми и искать лишь истины

 

32)Казуальное и телеологическое в культурном процессе

33)Функции культуры в общественной жизни

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступае6т критерием

34) Структура духовной деятельности

Духовная деятельность бывает познавательная, ценностно ориентированная и прогностическая.

Познанавательная деятельность – это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что ты

Прогностическая деятельность–Планирование или предвидение возможных изменений действительности;

Порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это – проективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную . Он предшествует материальной практике, предлагая ей модель будущих конструкций. Тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна – к Истине.

Ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность. Как и познавательная, имеет духовный характер, но своеобразие ее в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, т. Е. дает не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях. Этот вид деятельности направлен на формирование целей и мотивов. Продуктом ее для индивида, личности является ее направленность, или ценностная ориентация, носителем – та часть индивидуального сознания, которая обеспечивает оценку, ориентацию. Ценностно-ориентировочная деятельность развертывается на двух уровнях – на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии.

35. Сферы культуры и их социальное значение

Во- вторых, культура в узком — «отраслевом» — смысле, как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно-историческо- го наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В дальнейшем все они, краткости ради, часто будут именоваться фирмами.

В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.

 

36) И. Ильин о предметности как духовно осмысленной практике.

Полнота совершенства, конечно, доступна единому Господу; но воля к совершенству, но требование «самого лучшего» от самого себя, - в каждый отдельный миг своего служения, - есть то самое драгоценное Евангельское солнце, которое было оставлено нам Сыном Божиим и от лучей которого человеческая совесть обновилась и стала христианскою совестью. Конечно, так: совершенных людей нет, не было и не бывает. Но совестная воля неустанно зовет человека к исканию, обретению и осуществлению самого лучшего, совершенного душевного строя и доступно наилучшего исхода из каждого жизненного положения. Она зовет к тому, чтобы увидеть высший смысл своей жизни, чтобы найти себе сверхличное задание, свою предметную цель, чтобы преобразить «дела» в «Дело» и «службу» в Служение; чтобы всегда чувствовать себя ответственным и предстоящим, включившимся и включенным в духовно-предметный «кадр» и «фронт»; чтобы приобщиться счастью идейного пафоса и тому окрыленному подъему души, который дается ей именно от созерцания совершенства.

Это означает, что религиозность человека отнюдь не кончается вместе с воскресным богослужением, а развертывается в жизни и захватывает всю его деятельность. И первое, что она делает, - она обновляет внутренние мотивы, т.е. движущие силы его жизни. Она противопоставляет психологию предметного служения - психологии личного успеха и добыче. Он делает человека непродажным, но целостно-предметным.

37) Русская идея как идея предметного служения России

совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.

Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия — во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше.

Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды. Главное в жизни есть любовь, и именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию и уверовала, что «Бог есть Любовь». Русское Православие есть христианство не столько от Павла, сколько от Иоанна, Иакова и Петра. Оно воспринимает Бога не воображением, которому нужны страхи и чудеса для того, чтобы испугаться и преклониться перед «силою» (первобытные религии); не жадною и властною земною волею, которая в лучшем случае догматически принимает моральное правило, повинуется закону и сама требует повиновения от других (иудаизм и католицизм); не мыслью, которая ищет понимания и толкования и затем склонна отвергать то, что ей кажется непонятным (протестантство). Русское Православие воспринимает Бога любовью, воссылает Ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям. Этот дух определил собою акт православной веры, православное богослужение, наши церковные песнопения и церковную архитектуру. Русский народ принял христианство не от меча, не по расчету, не страхом и не умственностью, а чувством, добротою, совестью и сердечным созерцанием. Когда русский человек верует, то он верует не волею и не умом, а огнем сердца. Когда его вера созерцает, то она не предается соблазнительным галлюцинациям, а стремится увидеть подлинное совершенство. Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенною (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества. В этом корень русской идеи. В этом ее творческая сила на века.

 

38) Памятник культуры как синтез ценностных ориентаций эпохи, народа и социальной группы

 

39) оценка и ценностная предметность

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая , стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ю, красотой.

 

Оценка — многозначный термин:

Оценка (философия) — способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.

 

Ценностное восприятие мира - это восприятие действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни человека, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта.

Единство предметно-ценностное — нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, при которой каждая из них, будучи функционально специфична (по объекту либо способам его преобразования) и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредствована единым ценностным содержанием предмета социально обусловленной совместной деятельности. Е. п.-ц. — важнейшая составляющая интеграции социальной группы как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется, во-первых, в близости ценностных представлений членов группы о предмете (цели) совместной деятельности, во-вторых, в единстве практического воплощения (актуализации) этих представлений в конкретных условиях деятельности. Е. п.-ц. — не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в группе. Оно закономерно порождается общественно детерминированной совместной деятельностью и может быть рассмотрено как феномен интеграции на высшем уровне ее социально-психологического развития.

40) Переходная эпоха в культуре. Переход от советской к постсоветской культуре

 

Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и недалекого лидера-пророка...

Постсоветский период можно разделить на два основных последовательных этапа: 1) этап «массовой дезориентации» общества, утраты идентичности на индивидуальном, групповом и общественном уровне (синдром потери идентичности); 2) этап «поиска новых культурных моделей», которые были бы способны восстановить мир как целое, пусть иное, чем раньше, но равным образом понятное и упорядоченное; т.е. Россия уже не отождествляет себя с Советским Союзом, но и не может отождествлять себя с Россией до 1917 года.

1 этап - Возникает духовно-идеологический вакуум, созданный идеологической разобщенностью. Этот вакуум все больше начинает заполняться продуктами западного "масскульта". В постсоветский период все более проступает силуэт «человека массы» западного (американского) образца. Следствие этого процесса – отсутствие возможности трансляции отечественной культуры молодым поколениям, что, в свою очередь, приводит к стагнации, упадку культуры, потере ее самобытности.

2 этап Современная ситуация в российском массовом сознании характеризуется поиском новой, социально и политически значимой системы ценностей. Культурное расслоение современного российского общества происходит иначе, чем в обществе советском. Вероятно, длительное время будут сосуществовать элементы ставшей традиционной (советской) культуры и новой, современной культуры, возникшей уже после распада СССР... Новая культурная модель характеризуется полистилистичностью, влиянием западных образцов массовой культуры, компьютеризацией культурного производства и коммуникаций.

На смену жесткой иерархии и однозначности культурных ценностей, выверенных с точки зрения коммунистической идеологии, пришли социокультурный плюрализм «без берегов», сумбур и хаос. На смену произведениям, созданным по канонам социалистического реализма, пришло искусство, создаваемое на идейно-художественных принципах модернизма и постмодернизма.

Идут процессы массовой «вестернизации», коммерционализации, криминализации культуры и искусства. Провoзглашается верхoвенствo неких мифических «oбщечелoвеческих» ценнoстей (на самoм деле ценнoстей западной цивилизации). Искусство попадает в материальную зависимoсть от промышленных и финансовых групп, занимается oбслуживанием интересов центральнoй власти, пoлитических партий, следует пoлитическoй и эстетическoй кoнъюнктуре, теряет критерии различения дoбра и зла, прекраснoгo и урoдливoгo, твoрческий пoиск и эксперимент станoвятся самoцелью.

41) Традиции и инновации ментальной культуры России

 

 

42) Формы синтеза в общественной жизни и культуре. Специфика культурного синтеза.

 

43) Н. Я. Данилевский о культурно исторической типологизации

Николай Яковлевич Данилевский - известный русский ученый. Его судьба достаточно драматична. В культурологии его имя всегда стоит рядом с такими мыслителями, как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Все они приверженцы концепция культурно-исторической типологии, в основе которой лежит принципы многообразия локальных цивилизаций и циклического развития культуры. При этом важно упомянуть, что Данилевский был первым, кто применил такой подход к истории мировой культуры.

 

К сожалению, его теория мало исследовалась, хотя приобрела большую известность за рубежом. Его труд «Россия и Европа» переводился на иностранные языки, а большое количество публикации о нем утверждали его концепции в научном мире.

В историческом процессе изменения человечества можно обнаружить культурно-исторические типы, или самостоятельные своеобразные системы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития. Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, таковы:

 

1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, хальдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще причислить два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развитияИконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб.: Питер, 2005. - С.135-136..

 

Эти культурно-исторические типы внесли значительный вклад в общую сокровищницу мировой культуры. Данилевский выделяет среди них типы «уединенные», жившие одинокой и изолированной жизнью, и «преемственные», результаты деятельности которых передавались от одного к другому. Но каждый из них содействовал многосторонности проявлений человеческого духа, и потому все типы могут быть названы «положительными деятелями» в истории человечества.

 

Кроме них были еще гунны, монголы, турки, которые разрушили древние цивилизации. Данилевский считает их «отрицательными деятелями» человечества.

 

Есть еще племена, составляющие лишь этнографический материал, которые хотя и входят в состав культурно-исторических типов, увеличивая их разнообразие и богатство, но сами не достигают исторической индивидуальности, не обладая ни особой созидательной, ни разрушительной силой. В будущем, возможно, они еще и разовьют в себе живительные силы.

 

На стадию этнографического материала могут опуститься и те народы, которые некогда были самостоятельными, но уже «умерли и разложились» и находятся в ожидании, пока новый формационный принцип опять их не соединит.

Н.Я. Данилевский формулирует пять законов движения и развития культурно-исторических типов, которые одновременно означают и необходимые условия их возникновения и развития.

 

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, - для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчестваБобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - С.116..

 

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

 

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

 

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

 

44) Общечеловеческое и индивидуальное в развитии культуры

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий – диалог.

Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.

 

45) Духовная заданность культуры

 

 








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 3809;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.