Проблема культурного синтеза в работах Соловьёва и Федорова
Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В.С.Соловьева (1853-19ОО). Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христианский платонизм, нем. классический идеализм и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным "оправданием" жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний С. Полагая, что "нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии", Соловьев связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на земле", понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями С. признавал лишь относительную общественно-историческую правду [20]. Фёдоров Николай Федорович усматривал основное зло для человека и смерти, порабощённости его слепой силой природы, выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков ("отцов"); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Ф. разошёлся с традиционным христианством. Христианскую идею личного спасения Ф. считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной.
29) Э. Трельч о культурном синтезе современности
Существуют две главные темы материальной философии истории: культурный синтез современности и всеобщая история. Они тесно связаны друг с другом. Первый составляет предпосылку и идеал всеобщей истории, определяющий отбор фактов, вторая образует объективный фон и дает конкретный материал для культурного синтеза.
Работа историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его само понимания. Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобождения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этноса. Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего.
30) Историзация культуры как требование кризисной эпохи
«Именно поэтому в качестве незавершенной может рассматриваться историзация таких важнейших событий XX столетия, как распад СССР и падение коммунизма, с момента которых прошло уже 20 лет. Может даже возникнуть вопрос, так ли короток был прошлый XX век, как это представлялось тем, кто поспешил поставить на нем точку в 1991 году? По крайней мере в России, некоторых других странах бывшего СССР и Восточной Европы историзация социального опыта последнего столетия не выглядит полностью состоявшейся. Этот опыт все еще не является другим. Травматическая память советского и постсоветского периодов продолжает влиять на настоящее.
Однако переходный период не может длиться бесконечно: за время, прошедшее с начала 1990-х, выросло целое поколение. Когда же события, произошедшие десятилетия назад, станут другим? Нахождение «точки историзации», когда болезненное прошлое, наконец, может быть «отпущено» из настоящего, приобретает дополнительную актуальность. Вряд ли одни лишь исследования и концепции в области исторической памяти способны прояснить этот вопрос. Скорее наоборот – память становится препятствием историзации.
Меж тем, поставленная проблема касается не только и не столько историков. Собственно, историки занимаются как раз тем, что уже есть другое, заведомо исключенное из текущей событийности. Не менее важно посмотреть, что значит историзация с точки зрения философии, социологии, культурологии, экономики и других социальных наук? Междисциплинарный взгляд, как представляется, позволит ответить на актуальные вопросы, связанные с общей проблематикой историзации социального опыта.»
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 722;