Опека и попечительство

Опеку нередко называют суррогатом отцовской власти, и оно и есть. Ибо, так же как отцовская власть, она связана с правом опекуна осуществлять власть в отношении личности опекаемого и принадлежащего ему имущества. И лишь постепенно, ко времени империи, на опеку стали смотреть как на публично-правовую обязан­ность надзирать за имуществом опекаемого в интересах его семьи, более всего его наследников. Становится обычным, что место ближайшего агната занимает опекун, назначаемый государством.

Примечание. Публичная опека осуществлялась претором ei конца IIIв. до н. э. по совету народных трибунов. Со времени импера­тора Августа то же право получили наместники провинций. В Риме бы­ла учреждена особая должность опекунского претора (praetores tute-lares).

Опека признавалась необходимой, если патерфамилиас (или иное лицо, обладавшее статусом sui iuris), становился не способным ни к охране своего имущества, ни к должному распоряжению им. Причи­ной тому могло быть и слабоумие, и наклонность к расточительству, и безвестное отсутствие, и недееспособность вообще. В опеке нужда­лась и всякая женщина (в том числе и «достигшая полноты возрас­та»), оказавшаяся вне власти патерфамилиас - вдова, сирота (Гай, 1.144). Еще Законы XII таблиц запретили женщинам распоряжение вещами и деньгами по «свойственному им легкомыслию». То же от­носилось ко всякому малолетнему, которому опекун мог быть назна­чен как по завещанию отца, так и распоряжением публичной власти.

Агнатическая опека удерживалась в римском праве вплоть до времени Юстиниана, когда - в духе общей тенденции выдвижения кровного родства - ее сменила опека когнатическая, т. е. кровнород ственная. В классическое время опека над женщинами приобрела скорее символический, чем реальный, характер.

В период ранней республики, когда опека контролировалась ро­дом или курией и всякое злоупотребление опекунской властью ста­новилось предметом рассмотрения народных (куриатных) собра­ний, когда, без всякого сомнения, нравственные качества членов римской городской общины отвечали высоким требованиям, участие государственной власти в опекунских делах было мини­мальным.

Но уже к середине республики общественный контроль сходит на нет, а злоупотребления опекунов все более распространяются. Выра­батывается правило, согласно которому некоторым лицам магист­рат-чиновник мог запретить опекунство. Опека заключалась для кредитора или должника опекаемого, для лица, которое само нужда­лось в опеке, того же расточителя или в чем-либо недееспособного

(например, слепого).

То, что было некогда прямой обязанностью соответствующего лица, становится его свободным выбором: допускается отказ назна­ченного магистратом лица от исполнения обязанностей опеку­на по причине старости, болезни, государственной или военной

службы и пр.

Получили признание иски о возмещении ущерба, причиненного опекуном подопечному, и не только растратой имущества или его прямым присвоением, но и небрежностью, нерадивостью. В период империи, при императоре Константине (285-337) было постановле­но, что все имущество опекуна находится в залоге у подопечного. Этот залог (ипотека) оставался в собственности и владении опекуна, но мог быть присужден опекаемому, полностью или частью, в возме­щение причиненного ему ущерба.

Закон допускал наличие двух или нескольких опекунов, при этом, как правило, один из них представлял всю «коллегию» (соопе­кунов). В обязанности опекуна входило подтверждение сделок, свя­занных с отчуждением имущества или обязательствами, кото­рые принимал на себя опекаемый. Опекуну же предоставлялось право запрещения сделок или их ограничения, и потому опекаемый был обязан к предварительному совету с опекуном. При императоре Септимии Севере (195) опекуну было воспрещено закладывать сельские или пригородные земельные участки, принадлежавшие

опекаемому.

Запрещения коснулись и браков между опекуном и подопечной, что также было направлено на предотвращение злоупотреблений

опекой.

С окончанием опеки (как правило, с совершеннолетием опекае­мого) давался, если того требовал бывший подопечный, иск о возме­щении ущерба, причиненного опекуном: сначала только по злому умыслу, а затем (со времени императора Клавдия - I в.) и при не­брежности опекуна.

Особого упоминания заслуживает опека над незамужними жен­щинами, вышедшими из-под отцовской власти. Опека над ними ус­танавливалась теми же способами, что и опека над несовершенно­летними, с тем отличием, однако, что то была опека пожизненная, если, разумеется, женщина не выходила замуж. Подопечной разре­шалось вступать в договорные обязательства и заявлять иски, но при непременном условии, что ее действия будут подтверждены опеку­ном. Последний мог быть назначен женщине ее покойным мужем (указан в завещании).

В случаях, когда назначенный покойным мужем опекун (как, впрочем, и всякий другой) был почему-либо нежелателен подо­печной и вызывал ее протест, ей дозволялась нижеследующая проце­дура: опекаемая через фиктивную самопродажу «подпадала под власть» доверенного лица, и тот становился ее (формальным) опеку­ном. При этом вдовой могла преследоваться как специальная цель (составление завещания), так и эманципация, носившая более общий характер.

С началом империи опека над женщинами стала смягчаться. За­коном 18 г. освобождались от опеки и тем самым становились sui iuris (полновластными) те женщины, которые родили троих детей -iustrium liberorum. При императоре Клавдии уходит в прошлое тради­ционная опека агнатов, установленная для всех тех случаев, когда за­вещатель умирал без завещания или же опускал в завещании вопрос об опеке над женой или дочерью. С этого времени опека устанавли­валась государственной властью и носила по большей части фор­мальный характер.

Наряду с опекой с давних времен существовало и попечительст­во, выражаемое словом «кура» (забота). Попечительство устанавли­валось в отношении тех лиц, которые, будучи полновластными, не имели физической возможности управлять и распоряжаться своим имуществом, и особенно в тех случаях, когда обнаруживалось иму щество, временно лишенное собственника. Попечитель мог быть на­значен и лицам, не достигшим 25 лет (так называемым минорам), безумным, расточителям.

Попечитель назначался и в том случае, когда опекун почему-ли­бо не мог исполнять свои обязанности, в том числе временно, либо, будучи назначен по завещанию, исполнял свои обязанности плохо, неумело, небрежно.

Контрольные вопросы и казусы

1. У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эманципированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном браке».

Какой из внуков находился под властью деда?

2. Древнее римское право запрещало внебрачные связи и обольщение свободных женщин.

Распространялось ли это правило на холостяков и вдовцов, когда их конкуби-нами становились рабыни или вольноотпущенные?

3. В функции римских жрецов-понтификов входило наблюдение за «сохранностью» старинных римских патрицианских родов.

Зачем, имея это в виду, требовалось присутствие понтификов при усыновлении?

4. Мы говорили о том, что пленение патерфамилиас делало его сына полновластным, но с возвращением отца из плена все возвращалось к прежнему правовому состоянию.

Если же отец умрет в плену и это станет известным, с какого момента сын бу­дет считаться полновластным (это может иметь важное значение для заключен­ных им сделок и пр.) - с момента пленения отца или с момента его смерти в пле­ну? Как вернее определить ситуацию, порожденную пленением восходящего, - как утрату его полновластия в семье или ее приостановление?

5. По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказывать, что, будь он полноправен и способен к определению собственной выгоды, он никогда не согласился бы с актом усыновления.

Служило ли это основанием для принуждения патерфамилиас к эманципации усыновленного?

6. Завещатель выразил свою волю и в том, чтобы опекуном его детей, минуя ближайшего агната, сделался «преданный мне раб Панфил, которого я тем самым отпускаю на волю».

Законно ли это?

7. Какими способами уничтожается агнатическая связь?

8. Что такое capitis deminutio и в каких формах она существовала? Подвергался ли римский гражданин умалению правоспособности, когда, желая получить землю, предназначенную для распределения между латинами (жителями прилегающего к Риму Лациума), он переходил в их состояние?

9. Когда опекуна назначал претор, требовалось, чтобы с выбранной им кандидатурой согласились не менее шести из десяти плебейских трибунов.

Что стояло за такой строгостью?

10.При заключении брачного договора было оговорено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет потребован мужем по его инициативе и без вины жены.

Вправе ли жена от собственного имени заявить иск о возврате приданого? Если такого договора не было, могла ли жена, при аналогичных обстоятельствах, обратиться за защитой к претору?

11. Возвращалось ли приданое в браке сыне ману после смерти жены? Если да, то кому?

12. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

13. При сомнении в действительном правовом статусе раба следует считать его: а) рабом; б) свободным (сентенция Помпония, Д. 50.17.20).

 

Глава V

ВЕЩНЫЕ ПРАВА








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1465;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.