Оценка американским командованием хода Второй мировой войны
Ниже приводится в извлечениях предисловие начальника штаба армии США генерала Дж. Маршалла к заключительному отчету командования армией США американскому военному министру о Второй мировой войне, представленного в сентябре 1945 г.
...В соответствии с показаниями пленных офицеров высшего командования поражение Германии было подготовлено следующими событиями:
1. Провал вторжения в Англию. Отказ Англии капитулировать после падения Франции был первой военной неудачей Гитлера. По словам начальника оперативного штаба германского верховного командования генерал-полковника Йодля, Германия напала на Францию, считая, что с поражением последней Англия также прекратит борьбу. Непредвиденно быстрая победа над Францией и отказ Англии прекратить войну застали германский генеральный штаб неподготовленным к проведению вторжения в Англию. Несмотря на то, что перемирие с Францией было заключено уже 22 июня 1940 года, до 2 июля того же года не было издано ни одного приказа о подготовке вторжения в Англию. По словам фельдмаршала Кассельринга, он настаивал на вторжении, так как в Германии по общему мнению считалось, что Англия находится в критическом положении. Начальник штаба германских вооруженных сил фельдмаршал Кейтель показал, однако, что наличие английского флота расценивалось в Германии как известный фактор риска, стоящего на пути к успешному осуществлению этого вторжения. Армия, говорит он, была готова, но погода ограничивала действия военно-воздушных сил, а возможности военно-морского флота вызывали большие сомнения. Между тем германские военно-воздушные силы, мечтавшие о блице против Англии, несли непоправимые потери, от которых их бомбардировочная авиация никогда уже не смогла оправиться.
2. Кампания 1941 года против Советского Союза. Осенью 1941 года после битвы под Вязьмой немцы, истощенные, но, по всей видимости, победоносные, стояли перед Москвой. По словам Йодля, генеральный штаб вооруженных сил считал, что еще одного энергичного рывка будет достаточно, чтобы покончить с Советами. Немецкое верховное командование никогда не предполагало и не планировало проведение зимней кампании. Неожиданное изменение погоды повлекло за собой катастрофу. Упорная оборона Красной Армии, страшный снежный буран и исключительно холодная, не по сезону, рождественская неделя 1941 года предопределили стратегическое поражение германских вооруженных сил. Выведенный из себя неожиданной задержкой, Гитлер публично заявил, что он больше полагался на свою собственную интуицию, чем на суждения своих военных советников. Он отстранил главнокомандующего армией генерала фон Браухича. Это был поворотный пункт войны.
3. Сталинград. Германия, даже после понесенного ею в 1941 г. поражения под Москвой, могла бы все же избежать разгрома, если бы не кампания 1942 года, которая завершилась для нее катастрофой под Сталинградом. Игнорируя уроки военной истории, Гитлер, вместо того чтобы повести наступление на сконцентрированные на севере советские армии, лично разработал и начал проводить кампанию, ближайшей целью которой было лишить Советский Союз жизненноважных для него промышленных и сырьевых районов, перерезав Волгу у Сталинграда и захватив кавказские нефтяные месторождения. За этими конкретными целями недвусмысленно проступала наполеоновская мечта о покорении Среднего Востока и Индии с помощью гигантских клещей, один конец которых должен был охватить эти районы, двигаясь с Кавказа через Тбилиси, а другой - с Северной Африки через Египет, Палестину и Арабскую пустыню. Эта кампания была сорвана под Сталинградом благодаря беспримерной обороне русских и в северных предгорьях Кавказа, где неспособность немецкой тыловой службы обеспечить снабжение своих частей привела к тому, что в критические летние месяцы 1942 г. германские бронетанковые силы из-за отсутствия горючего бездействовали в течение трех недель. Эта кампания, отмечает фельдмаршал Кейтель, показала, что Германия допустила полный просчет в отношении промышленных и производственных резервов, расположенных на востоке от Урала районах России. И Кейтель, и Йодль заявляют, что хотя оба они были против проведения Сталинградской кампании, рекомендации верховного командования были отвергнуты Гитлером.
4. Вторжение в Северную Африку. Высадка союзников в Северной Африке была неожиданностью для германского верховного командования. Фельдмаршал Кессельринг, который в это время командовал всеми германскими силами в средиземноморском районе, за исключением частей специального назначения Роммеля, действовавших в пустыне, заявляет, однако, что его штаб предполагал возможность подобной высадки и даже потребовал усиления своих сил путем присылки дополнительной дивизии. Тем не менее, Гитлер и Геринг не обратили внимания на эти опасения Кессельринга. Принятые союзниками меры по охране тайны и отвлечения внимания противника при проведении десантных операций оказались чрезвычайно эффективными. Только обнаружив союзные флоты и караваны в Гибралтарском проливе, немцы поняли, что надвигаются какие-то чрезвычайно важные события. Но даже после этого они оказались в состоянии сделать только совершенно ошибочное заключение, решив, что замеченные ими суда предназначаются или для проведения высадки союзных войск в тылу у Роммеля на Среднем Востоке, или для переброски английских подкреплений на Дальний Восток, или для доставки продовольствия голодающей Мальте. Неподготовленность немцев к вторжению союзников в Северную Африку наложила печать поспешной импровизации на все их последующие попытки противостоять этому вторжению. Но если немцы и продолжали оказывать сопротивление вторжению, то, как замечает фельдмаршал Кейтель, ввиду невозможности осуществить эвакуацию они вынуждены были это делать, так как в противном случае им оставалось только сдаться.
5. Вторжение во Францию. Все германские штабы предполагали, что союзники попытаются высадиться во Франции. По словам генерал-полковника Йодля, немцы правильно оценивали общее направление и мощь предполагаемого первого удара в Нормандии. Но, как заявляет фельдмаршал Кейтель, немцы не были полностью уверены в том, что они правильно определяют направление удара союзников, и считали Бретань наиболее возможным местом нанесения такого удара, так как их три основных базы подводных лодок располагались именно в этом районе. И Кейтель и Йодль согласны в том, что германское верховное командование, будучи уверено в неизбежности второго удара, который, возможно, будет нанесен силами армии генерала Паттона, удерживало крупные немецкие силы в районе пролива Па-де-Кале. Как Кейтель, так и Йодль считали, что вторжение может быть отражено или, в худшем случае, приостановлено, и они оба указывают, что военно-воздушные силы союзников сыграли решающую роль в поражении немцев (во Франции)...
Вскоре после захвата союзниками Шербура среди немецкого верховного командования снова вспыхнули разногласия. Фон Клюге и Роммель стремились эвакуировать свои силы из всей юго-западной части Франции, одновременно блокируя или разрушая пригодные для навигации порты. Они считали, что продолжение битвы в Нормандии может окончиться только уничтожением их западных армий и что они должны уйти оттуда прежде, чем начнется распад фронта. Фон Клюге предлагал организовать оборону по линии нижняя Сена - Париж - Фонтебло – Центральный массив. Гитлер отказался последовать этому совету и, отстранив Клюге от командования, вновь назначил фон Рундштедта главнокомандующим на Западе. Следуя его непосредственным указаниям, Рундштедт продолжал руководить битвой в Нормандии вплоть до ее конца. Гитлер, по личному приказу которого было предпринято и авранш-мотарское контрнаступление, был очень удивлен полным провалом последнего. Кейтель выражает также удивление той смелостью, с какой американцы использовали свой прорыв под Авраншем во время этого контрнаступления и особенно их рывком по направлению к Бресту...
6. Контрнаступление в Арденнах. Немецкое наступление в декабре 1944 года было предпринято по личному указанию Гитлера. По словам Йодля, целью этого наступления был захват Антверпена. Немцы надеялись, что плохая погода нейтрализует превосходящую их собственные военно-воздушные силы авиацию союзников и что им сразу же удастся осуществить стремительный прорыв. Некоторые немецкие офицеры считают, что эта операция по своему характеру была совершенно авантюристической и что она принесла непоправимые потери сравнительно свежим бронетанковым дивизиям 6-й бронетанковой армии, этого основного стратегического резерва немцев, именно тогда, когда сохранение любого резерва было крайне необходимо для отражения предполагаемого советского наступления на востоке...
7. Форсирование Рейна. Даже после своего неудачного контрнаступления в Арденнах, немцы продолжали считать, что они смогут удержать линию фронта на Рейне. Потеря ремагенского моста, однако, свела на нет эти надежды. Для того чтобы удержать плацдарм немцы вынуждены были ослабить всю систему обороны Рейна, а беспорядочное отступление немцев в Сааре и прилегающих районах значительно облегчило последующее наступление союзных армий на восток в направлении Гамбурга, Лейпцига и Мюнхена...
Подписание трехстороннего пакта развязало Японии руки в Азии. Япония располагала большой и сравнительно хорошо оснащенной армией и достаточно мощными военно-воздушными силами, получившими хорошую практическую подготовку в боях в Китае...
Япония следующим образом планировала достижение своих целей:
1. Атаковав Пёрл-Харбор, нейтрализовать или разгромить тихоокеанский флот Соединенных Штатов.
2. Стремительным наступлением в южном направлении захватить Филиппины и острова юго-западного и южного районов Тихого океана, перерезав тем самым морские пути снабжения и подхода с востока и овладев огромными естественными ресурсами восточной Индии.
3. Отрезать пути снабжения Китая с запада путем вторжения в Бирму.
4. Обеспечить себе возможность фланговой обороны путем захвата военно-морской базы в Сингапуре и островов Суматры и Явы.
5. Изолировать или, если это будет возможно, захватить Австралию.
6. Захватить о. Мидуэй и затем Гавайские острова.
7. Захватить Алеутские острова с целью создания северного фланга, если это окажется возможным благодаря развитию первоначальных успехов.
8. Подвергнуть воздушным бомбежкам северо-западные районы Америки, уничтожить нашу авиационную промышленность на западном побережье и затем захватить ключевые районы на американском континенте.
...9. Не приходится сомневаться, что именно жадность и ошибки агрессивных наций и героическое сопротивление английского и советского народов дали Соединенным Штатам возможность избежать войны на своей территории. Война успела миновать критическую фазу своего развития вместе с битвами под Сталинградом и Эль-Аламейном прежде, чем наша страна оказалась в состоянии накопить достаточные ресурсы для участия в решительных сражениях. Если бы армии Советского Союза и английские вооруженные силы, действовавшие в районе Нила, потерпели бы поражение в 1942 году, как это могло случиться, если бы немцы, японцы и итальянцы лучше бы согласовывали свои планы, использование ресурсов и ведение военных операций, то сегодня странам западного полушария угрожали бы враги, контролирующие большую часть земного шара...
6 августа весь мир узнал из заявления президента Трумэна, что человечество овладело атомной энергией и вступило в новую эру своего развития...
В начале войны мы не имели ракетного оружия. До сих пор наиболее эффективным ракетным оружием остается «ФАУ-2». Почти не уменьшая точности попадания, она увеличила дальнобойность артиллерии до 200 миль. Оборона против подобного оружия требует или пилотируемых и беспилотных самолетов, способных развивать фантастические скорости, или мощных ракетных снарядов, способных находить, перехватывать и уничтожать ракеты в воздухе и на их пусковых площадках, или, наконец, разработки совершенно новых методов и средств их уничтожения. Мы можем наводить ракеты на цель с помощью электронных приспособлений и новых приборов, которые точно направляют их на источники тепла, света или магнитных излучений...
Наступление – это единственная эффективная оборона, на которую может полагаться страна...
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 776;