Формулирование американской стратегии после вступления США в войну
(февраль 1942 г.)
(М. Мэтлофф, Э. Снелл,
«Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941-1942 гг.»)
На англо-американских совещаниях еще до вступления США в войну было принято решение о том, что врагом № 1 является Германия, ей следует нанести поражение в первую очередь (план «АВС-1»), Возникновение войны на Тихом океане не изменило этой установки. Несмотря на нажим командования ВМС США и требования общественности, командование американских вооруженных сил подтвердило прежнюю установку. Ниже приводятся выдержки из документа, составленного начальником оперативного управления штаба армии США генералом Д. Эйзенхауэром, в котором обосновывается это решение.
...28 февраля Эйзенхауэр составил официальный доклад, в котором были изложены его выводы и предложения по вопросам мировой стратегии и развертывания сил на Тихом океане.
Эйзенхауэр намечал общие цели мировой стратегии и конкретные цели в юго-западной части Тихого океана. Далее он указывал, что оставалось нерешенным в планах американской армии, планах армии и флота и в объединенных планах союзников после англо-американских переговоров по плану «АВС-1»:
«1. ...если война развернется на обоих океанах, Соединенные Штаты должны будут перейти к стратегической обороне на Тихом океане и сосредоточить все силы для наступательных действий через Атлантику.
2. Мы должны четко разграничить операции, осуществление которых на различных театрах мира необходимо для окончательного разгрома держав оси, от операций, осуществление которых всего лишь желательно, поскольку они будут способствовать разгрому врага.
3. Соединенные Штаты, безусловно, заинтересованы в поддержании контакта с Австралией и в предотвращении дальнейшего продвижения японцев в юго-восточном направлении. Однако... это не предрешает успешного исхода войны. Проблема состоит в том, чтобы определить, что мы можем выделить для наших действий в том районе без значительного ущерба выполнению наших основных задач».
При рассмотрении первого из трех пунктов Эйзенхауэр исходил из «стратегической аксиомы», согласно которой полководец должен первым перейти в наступление и разгромить ослабленные силы расчлененного на части противника. Эйзенхауэр полагал, что хотя «общая боевая мощь» Германии и ее сателлитов выше, чем мощь Японии, однако Япония все же была «относительно сильнее их», поскольку она еще не вела войны с Советским Союзом и была менее уязвима в случае наступления главных сил других союзных держав.
Кроме того, для переброски американских войск на Тихий океан и их обеспечения требовалось в 3 или 4 раза больше судов, чем в Атлантическом океане. Следовательно, писал в заключение Эйзенхауэр, «как логика вещей, так и стратегическая аксиома дают основание считать совершенно правильным решение сосредоточить войска против европейских участников оси»...
...Эйзенхауэр сформулировал план наступательных действий, логически вытекавший из его оценки военной обстановки в целом и пояснявший другие его рекомендации. Уточняя вопрос о том, что следует понимать под «задачей удержания России в войне», Эйзенхауэр указывал на необходимость «немедленных и конкретных действий», во-первых, путем «прямой помощи по ленд-лизу» и, во-вторых, путем «скорейшего начала операций, которые отвлекут с русского фронта значительное количество наземных войск и воздушных сил германской армии». «Мы должны, – писал Эйзенхауэр, – вместе с англичанами немедленно разработать план военных действий в северо-западной Европе. План должен быть разработан немедленно и во всех деталях. Масштабы действий должны быть достаточно широкими, чтобы с середины мая мы могли сковывать все большее количество германской авиации, а к концу лета – все большее количество германских наземных войск».
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 922;