Вызовы на Юге: особенности взаимодействия с исламской цивилизацией

Не является исключением с точки зрения геоцивилизационных вызовов для России южное направление, где расположены государ­ства исламской цивилизации. Исламская цивилизация зародилась на основе арабской и иранской цивилизаций, «дочерних» по отношению к сирийской, с принятием и распространением мусульманской веры на азиатской территории, протянувшейся от Анатолии (мест­ности в современной Турции) до Индостана, включая бассейн рек Окса и Яксарта (Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи). Сформировавшись на этой территории к концу XIII в., она постепенно образовала ряд са­мостоятельных государств, от которых происходят почти все госу­дарства современного исламского мира.

Исламская цивилизация возникла как сознательная и продуман­ная реакция на многовековое стремление Запада завоевать и ассими­лировать Восток. По линии разлома между западной и исламской цивилизациями возникла линия вооруженного противостояния, вдоль которой история знает немало войн. <„.>

Современный исламский фундаментализм, как представляется, также является реакцией на экспансию_3апада (политическую, эко­номическую, информационно-психологическую, наконец, военную).

Безусловно, не в таком количестве, как в случае с западной циви­лизацией, не такой напряженности и ожесточенности, но все же ис­тория знает немало столкновений между исламской и российской цивилизациями. Одних только русско-турецких войн насчитывается больше десятка, были войны с Ираном и др. Правда, некоторые из этих войн, например Крымская война, которая началась вооружен­ным столкновением Турции и России, были спровоцированы запад­ноевропейскими государствами.

Однако начиная с 20-х гг. XX столетия (с момента распада Отто­манской империи) военных столкновений с мусульманскими стра­нами не было. Более того, в мире сложилось твердое представление о благоприятном состоянии взаимоотношений России (СССР) с эти­ми государствами, особенно арабскими, которое, надо полагать, от­ражало действительное положение дел. Но в последние десятилетия состояние дел в этой области межцивилизационного взаимодейст­вия было заметно ухудшено. <...>

Не исключено, что, как считают некоторые исследователи, напри­мер И. Бунич, Н. Ефимов, Россию спровоцировали, искусственно втянули в своеобразную западню — в афганский конфликт — с впол­не определенной и далеко идущей стратегической целью — столк­нуть с исламской цивилизацией. В этом плане уместно отметить, что России следует особо опасаться подобных провокаций, особенно со стороны Запада, который, что очевидно, в таком столкновении заин­тересован.

Распад СССР и последовавшее за ним значительное ослабление России привели к активизации действий ряда мусульманских госу­дарств, направленной на уменьшение влияния России в Централь­но-Азиатском регионе и на Ближнем Востоке. Этот период совпал с этапом возрождения исламских традиций — исламского ренессан­са, как называют этот процесс некоторые политологи, укреплением позиций исламского фундаментализма во многих мусульманских ре­гионах. Безусловно, все вышеперечисленное вкупе с растущей мили­таризацией ряда мусульманских государств и значительным демо­графическим ростом представляет собой немалый геоцивилизационный вызов для России.

На наш взгляд, в исламскую цивилизацию можно включить 44 го­сударства, хотя некоторые авторы включают и большее их число. Ав­тор счел более корректным отнести к этому числу лишь те государст­ва, в которых мусульмане представляют большую часть населения и определяют духовную атмосферу общества. Отметим, что по количе­ству государств это самая значимая из всех других цивилизаций. На­селение составляющих ее государств перевалило в 1992 г. за один миллиард жителей и продолжает высокими темпами расти. За по­следние 10 лет демографический рост составил более 23%.

Не случайно ученый-демограф Ж.-К. Шенэ утверждает, что куль­турная экспансия ислама осуществляется по двум линиям: за счет демографического роста стран с мусульманским населением и через Миграцию населения из мусульманских стран в западные. По его оценке, «исламизированное», как он называет, население Земли, ко­торое насчитывало 300 млн человек в 1945 г., к концу XX в. достиг­нет 1,2 млрд (что практически сбылось), а к 2050 г. — 3 млрд человек. И это (последняя цифра) — при общей численности населения пла­неты в 8 млрд человек. А Хантингтон утверждает, что причина агрес­сивности ислама именно «заключается в стремительном росте числен­ности населения мусульманских стран в последние годы». И приводит следующие данные: в 1980 г. мусульмане составляли 18% населе­ния планеты, к концу столетия эта цифра увеличится до 23%, а уже к 2025 г. достигнет уровня в 31%.

Ломая сложившиеся в мире представления о традиционной бед­ности и отсталости, страны исламской цивилизации в последние го­ды весьма высокими темпами развиваются экономически. Достаточ­но сказать, что в период с 1989 по 1998 г. суммарный рост их ВВП возрос в 4,5 раза — с 847 млрд долларов до 3,8 трлн.

Вместе с экономическим ростом государства исламского мира уве­личивают свои военные расходы. На 38% за тот же период — с 44 до60 млрд долларов. Сегодня исламский мир закупает примерно поло­вину продаваемого в мире вооружения и военной техники.

Среди исламских государств наиболее динамичные показатели раз­вития имеют Турция, Иран и Пакистан. <...>

Для российской цивилизации ситуация контактов с исламской цивилизацией характеризуется также тем, что более 15 млн росси­ян — мусульмане. Наиболее компактно они проживают в Татарстане, Башкортостане и в северокавказских республиках (лишь в Северной Осетии большинство населения составляют православные). Россия является своего рода частью мусульманского мира. При этом ислам-кий цивилизационный поток органично влился в российскую куль­турную жизнь. <...>

В качестве вывода отметим, что наличие цивилизационных опасностей со стороны мусульманского мира не означает неизбежности вооруженного столкновения. Исторический опыт относительно мир­ного сосуществования с исламской цивилизацией, твердая и гибкая внешняя политика российского руководства, расширение и углубле­ние политико-экономических, культурных, военно-технических свя­зей вполне могут предотвратить конфликтное развитие взаимодей­ствия российской и мусульманской цивилизаций. По крайней мере, это дает основание надеяться на то, что не сбудутся пессимистиче­ские прогнозы ряда ученых, заключающиеся в том, что исламский «клин» (или «клинья») разрежет (разрежут) Россию на части. <„>

Уместно также отметить исторически складывавшиеся взаимоот­ношения России с государствами Юга. Из 206 наиболее крупных войн и вооруженных конфликтов, которые Россия вела во II тысяче­летии на всех геополитических направлениях, меньше всего прихо­дится на южное направление — всего 43 (или 20%). <...>

Поиск точек соприкосновения двух цивилизаций — российской и мусульманской, а не присущих им различий, установление и разви­тие добрых, взаимовыгодных отношений во всех областях сотрудни­чества, стратегического партнерства представляется гораздо более правильным и, возможно, единственно верным направлением меж-ивилизационного развития как для России, так и для исламских госу­дарств. При этом настораживающие процессы, происходящие в ислам-, й цивилизации, также не должны выпадать из поля зрения. <...>








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 698;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.