Федеративные государства как субъекты международного права

федеративное государство выступает вовне, в межгосударст­венных отношениях, как целостный субъект международного права. Это проявляется в суверенной основе и полноте полномо­чий в международных отношениях, в представительстве и заклю­чении'международных договоров от своего имени, в том, что в ведении федерации в целом и ее высших органов находятся выс­шее представительство и заключение международных договоров, и в том, что в пределах юрисдикции федеративного государства реализуются принадлежащие ему по международным актам пра­ва и принятые им на себя международные обязательства.

Положение Венской конвенции о праве международных до­говоров об обязательности договора «для каждого участника в отношении всей его территории» (ст. 29) действительно и для федеративных государств. Это общее правило четко выражено в Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах (ст. 28) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (стч 50) — постановления обоих пактов «распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий».

Такой подход присущ и некоторым конституциям. Статья VI Конституции США квалифицирует заключенные от имени США договоры, наравне с Конституцией и законами, как «вер­ховное право страны», которому должны следовать судьи в ка­ждом штате. Согласно Основному закону ФРГ «ведение внеш­них сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации» (ч. 1 ст. 32), а общие нормы международного права как составная часть права Федерации «непосредственно порож­дают права и обязанности для жителей федеральной террито­рии» (ст. 25), т. е. имеют общефедеральное юридическое значе­ние. По Конституции Индии к компетенции Союза отнесены «внешние сношения, все вопросы, касающиеся взаимоотноше­ний Союза с каким-либо иностранным государством», заклю­чение и выполнение договоров с иностранными государствами (приложение 7 к Конституции Индии).

В соответствии с Конституцией РФ «в ведении Российской Федерации находятся... внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации...» (п. «к» ст. 71).

Глава 3. Субъекты международного права

Однако специфика государственного устройства не может не влиять на механизм реализации международной правосубъ­ектности федеративного государства. Об этом свидетельствует прежде всего законодательное регулирование, характерное для отдельных федеративных государств. В частности, согласно Ос­новному закону ФРГ перед заключением Федерацией договора, «затрагивающего особое положение какой-либо земли, эта зем­ля должна быть своевременно заслушана» (ч. 2 ст. 32).

В Российской Федерации участие ее субъектов в заключе­нии договоров Федерации не стало объектом конституцион­ного регулирования. Этот вопрос решен в федеральных зако­нах «О международных договорах Российской Федерации» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», где предусмотрено, что международный договор РФ, затрагивающий вопросы, от­носящиеся к ведению субъекта РФ', заключается по согласо­ванию с органами государственной власти заинтересованного субъекта, а при разработке договора, затрагивающего полно­мочия субъекта РФ по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов, предложения соответст­вующих органов субъекта рассматриваются при подготовке проекта.

Конституция РФ непосредственно регулирует другой во­прос — выполнение международных договоров РФ, включая эту деятельность в сферу совместного ведения Российской Фе­дерации и ее субъектов (п. «о» ч. 1 ст. 72).

В Конституции нет определенно сформулированной нормы о верховенстве и действии международных договоров России на всей территории РФ. В ч. 2 ст. 4 речь идет о верховенстве Конституции и федеральных законов. Посредством толкования ч. 4 ст. 15 Конституции, объявляющей общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные дого­воры РФ составной частью правовой системы Федерации, мож­но презюмировать конституционное закрепление общефеде­ральной юридической силы международных договоров.

В условиях федеративного государства соблюдение и испол­нение международных договоров РФ, реализация в целом меж­дународной правосубъектности России обеспечиваются не только федеральными органами власти и федеральными зако­нами, но и органами власти соответствующих субъектов РФ в пределах их полномочий.

§ 8. Российская Федерация как субъект международного права 75








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1035;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.