Истоки и развитие организованной преступности в России и за рубежом
Несмотря на то, что в российской криминологии принято называть организованную преступность явлением новым, организованные формы преступной деятельности существуют с давних пор и истории известны преступные организации, ничем не уступающие сложностью структуры и масштабностью преступной деятельности многим современным транснациональным преступным организациям. Достаточно вспомнить радикальное крыло исламских исмаилитов – секту ассассинов Хасана ас-Саббаха, терроризировавшую Ближний Восток в XII в. Впрочем, Запад тоже не отставал на этом направлении и породил знаменитый прообраз всех сетевых преступных организаций современности – Гардуну, Орден священных воинов Испании. Официальная история ордена начинается в XV в., хотя мифическая история, пропагандировавшаяся членами ордена, насчитывает более 1200 лет. За время своего существования организация успела принять участие в изгнании мавров из Испании, в геноциде еврейского населения, сотрудничала со Святой Инквизицией, принимая заказы на устранение лиц, не угодных Церкви, организовала транснациональную пиратскую сеть. Если верить народному фольклору, большинство итальянских мафиозных группировок, таких как сицилийская мафия, калабрийская Ндрангета, неаполитанская Каморра, являются прямыми потомками Гардуны, развившимися из ее филиалов.
Россия также имела собственные организованные формы преступной деятельности. По утверждению историков-обществоведов Д.С. Лихачева, Г.В. Есипова и др., первые свидетельства о существовании воровских организаций в России приходятся на последнюю треть XV – первые десятилетия XVI веков[6]. К XVIII в. встречались даже целые поселения воров и разбойников. К этому же периоду относится появление воровских традиций («законов»): проведение обрядов инициации при вступлении в «воровское братство», наделение кличками, общение на жаргоне – «фене» (тайном языке офеней – бродячих торговцах-коробейников) и др.
В XIX же веке преступность в России приняла настолько масштабный характер и достигла такого уровня преступной профессионализации, что не существовало уже «проявления общественной жизни, к которому преступный мир не приспособился для своей пользы»[7]. Это и неудивительно ведь истоками возникновения организованной преступности являются наличие неконтролируемых государством источников дохода, слабость государственной власти, разложение чиновничьего аппарата и упадок общественной нравственности.
В XX в. в России сформировалось специфическая и весьма самобытная форма преступного объединения – сообщество «воров в законе». Сформировавшись к 30-м годам прошлого века, это сообщество постоянно модифицировалось, развивалось и продолжает существовать до сих пор, включая, по разным подсчетам, около тысячи человек. Структура сообщества, по сути, достаточно аморфна, все «воры в законе» равны друг перед другом. Их основная функция – организация преступной деятельности. Единым органом управления является сходка. Известны случаи, когда сообщество принимало решения, затрагивавшие весь криминальный мир в России. Так, в 1990 г. «воры в законе» выступили с обращением к преступному миру о недопущении национализма в рядах уголовников, а в 1991 г. Пытались поднять осужденных на бунт из-за суровости, по их мнению, законов. В настоящее время в сообществе произошел раскол на старых (нэпманских) и новых «воров». Последние постепенно перестают следовать воровским традициям в угоду извлечения прибыли, расширения криминального бизнеса и получения иных благ. Все чаще встречаются случаи присвоения звания «вора в законе» за взятку. Также существуют значительные разногласия между православными и мусульманскими «ворами в законе». Постепенно российская организованная преступность трансформируется по западной модели и переходит в разряд нелегального предпринимательства.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1221;