Понятие криминальной субкультуры
Субкультура сама по себе представляется понятием емким и сложным для восприятия. Это – совокупность идеологических и мифологических установок, убеждений, разного рода неписаных правил и традиций, призванных транслировать в общество ценности определенной социальной группы, противопоставляющей себя обществу с его общепризнанными ценностями. Субкультура является, как правило, вполне закономерной реакцией определенных слоев населения на неспособность общества создать действенные механизмы самореализации личности, раскрытия ее творческого потенциала и удовлетворения иных потребностей. Развитие субкультур характерно для общества, в котором отсутствуют или неэффективны механизмы горизонтальной и, прежде всего, вертикальной мобильности. Субкультуры нередко возникают в эпоху общественных трансформаций, при переходе от одной системы ценностей к другой, когда возникает конфликт между пропагандируемыми в обществе ценностями, реально существующими потребностями и доступными и поощряемыми обществом механизмами реализации данных потребностей. В рамках субкультуры индивид получает доступ к альтернативным механизмам самореализации.
Криминальная субкультура пропагандирует антисоциальные ценности и предлагает противоправные способы удовлетворения своих потребностей, большинство из которых открыто противоречит общественной морали. Как и любая другая субкультура, она направлена на индивида и его потребности в противовес общественному и государственному благу. Поэтому главной ценностью криминальной субкультуры признается индивидуальная свобода личности, свобода от норм общества – моральных, правовых, но не от норм самой субкультуры. Таким образом, индивидуальная свобода здесь имеет определенные ограничения и не может рассматриваться как полный произвол. В этой связи понимание свободы в рамках криминальной субкультуры сродни бердяевской свободе духа, которую не может ограничить даже нахождение в местах лишения свободы. Тематикой личной свободы пронизаны все элементы криминальной субкультуры. Она присутствует в тюремном фольклоре (стихи, песни, легенды), в символической форме реализуется в изобразительных (тюремные альбомы, татуировки) и мифологических (приметы, гадания) элементах.
Структура криминальной субкультуры имеет внутренний (мифологический) и внешний уровни. Внутренний уровень – это основа криминальной субкультуры, устанавливающая содержание ее важнейших категорий, формирующая специфическую картину мира и соответственно определенный тип мировосприятия и миропонимания. Тот факт, что развивалась криминальная субкультура, прежде всего, в среде лиц, содержавшихся в условиях ограничения или лишения свободы, оказал значительное влияние на формирование ее основополагающих установок. Человек, лишенный свободы, оторванный от привычного мира, круга общения, институтов социализации, вынужден заново создавать свой мир в условиях новой враждебной среды. Этот процесс происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне и начинается он (как и любой процесс создания/воссоздания мира) с самосознания, определения категорий «пространства» и «времени».
Внешний уровень субкультуры представляет различные внешние проявления глубинных установок внутреннего уровня. Они предстают в виде императивных правил поведения носителей субкультуры, призванных сохранять содержание внутреннего ее уровня, а также в форме результатов творческой деятельности (фольклор, татуировки), направленных на трансляцию содержания внутреннего уровня и соответствующих ему императивов.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 829;