И РАБОТА У МИКРОФОНА 4 страница

В последнее время отмечается разнобой при произношении некоторых западноевропейских имен.

Порой возникает затруднение при произношении французского имени Морис. Мы говорим Морис Торез, Морис Равель (с ударением на последние слоги), но в английском языке – Морис (ударение на «о»), а в немецком – Мориц (ударение на «о»).

Отмечается вариантность и в произношении итальянских имен. Произносить следует так: Доменико Чимароза (ударение на «е» и «о»), Джакомо Пуччини (ударение на «а»), Никколо Паганини (ударение на «о» последнее и «и» третьего слога). При создании телефильма был использован традиционный вариант – Никколо (с ударением на первое «о»).

Иногда встречается разнобой в произношении имен Ахмед, Мухаммед, Хасан.

Следует отметить, что в разных странах ударение в этих именах ставится по-разному. Например, татары, узбеки, туркмены, иранцы, пакистанцы, афганцы произносят с ударением на последнем слоге, а арабы (сирийцы, египтяне, суданцы, ливийцы, жители Саудовской Аравии, Йемена, Ирака, Туниса) – с ударением на первом или втором слоге.

Большое внимание при работе над словарем уделено изменениям в области ударения в географических названиях. В географических названиях зарубежных стран ударения обычно ставятся в соответствии с принятыми в языке-источнике. Например, Каракас (ударение на второй слог), Бостон (ударение на первый слог), Канзас (ударение на первый слог), Арканзас (ударение на второй слог).

Следует сказать об ударении в названии государства в Южной Америке – Перу. Раньше это название употреблялось редко, контакты со странами были незначительными. Но в последнее время в практике речи стал встречаться вариант , близкий к языку-источнику с ударением на втором слоге.

Однако желание соблюдать нормы ударения языка-источника иногда не соответствует тенденциям ударения в русском языке. Существует целый ряд географических названий, хорошо освоенных русским языком, ударение в которых отличается от ударения в языках-источниках. Мы говорим обычно: Анкара (с ударением на последнем слоге), а турецкое – с ударением на первом слоге; Гаити (ударение на втором слоге), а испанское – ударение на последнем; Панама (ударение на втором слоге), а испанское – на последнем слоге; Хиросима (ударение на третьем слоге), а японское – на втором; Белград (ударение на «а»), сербское – Београд (ударение на «е»).

В словаре отведено большое место произношению буквенных аббревиатур.

В отличие от предыдущих изданий в словаре более последовательно представлена склоняемость имен собственных, оканчивающихся на «а» неударное. Например: Лопе де Вега, Лопе де Веги.; Куросава Акира, Куросавы Акиры. Уместно напомнить, что фамилии указанного типа должны склоняться независимо от того, принадлежат они мужчине или женщине.

Фамилии, оканчивающиеся на – ия, приводятся в словаре со склоняемым вариантом, например: Чкония Ламара, Чконии Ламары.

Что касается фамилий, оканчивающихся на –иа, то они не склоняются, например: Фариа Хесус, Фариа Хесуса.

Хотелось бы надеяться, что новое издание «Словаря ударений» привлечет интерес сотрудников радио и телевидения.

 

ВСЕВОЛОДОВ В.

Заслуженный артист РСФСР

ЛОГИКА РЕЧИ

(Основные закономерности)

В повседневной работе диктора процесс подготовки к чтению всегда регламентирован сжатыми сроками: часто не хватает времени, а иной раз приходится читать даже без предварительного просмотра. В этих условиях особенно важно знание законов речи, ее логических закономерностей – оно облегчает освоение текста, ускоряет процесс подготовки.

Эти законы никем не придуманы, не изобретены. Они – результат многолетних кропотливых наблюдений ученых и деятелей искусства, результат изучения объективных, органических закономерностей звучащей речи.

В обычном разговоре мы далеко не всегда заботимся о его логике. Она, если можно так выразиться, живет в нашем сознании и без особых усилий с нашей стороны руководит ходом мыслей и слов, благодаря чему интонации нужные и точные рождаются как бы сами собой.

Совсем другое – при чтении у микрофона.Перед вами незнакомый текст, неизвестные или малоизвестные вам факты и размышления автора. А вы должны так освоить текст, чтобы передавать в эфир эти мысли как свои собственные, рассказывать о событиях как о хорошо вам известных делах. Для этого нужно прежде всего подвергнуть текст логическому анализу: увидеть и понять общую логику всего текста, установить, что в нем главное, а что – второстепенное, а затем «развернуть» каждую фразу, т.е. определить ударные слова, места логических пауз и таким образом уяснить себе логическую интонацию предложения.

Главное требование, предъявляемое к профессиональному диктору, - умение читать сознательно, осмысленно, то есть логично. Любые достоинства, украшающие речь, - красивый голос, отличная дикция, заразительный темперамент – все это становится бесполезным, если диктора трудно понять, если он не доносит до слушателя смысл текста. Конечно, сила выразительности речи не только в логике, она создается всем комплексом человеческих качеств и способностей, как внутренних (психологических), так и внешних (физических). Но логика – основа речевой выразительности, ее необходимое предварительное условие.

В зависимости от содержания вы можете читать тихо или громко, быстро или медленно, мягко или резко, с одобрением или с осуждением, менее официально или более официально, весело или печально, - все равно, если логические интонации точно соответствуют смыслу, они останутся «несущей конструкцией» текста, какими бы средствами эмоциональной выразительности вы ни пользовались.

Тексты, которые читает диктор, в подавляющем большинстве случаев обязывают его к особо углубленной логичности. Я имею в виду информационные материалы, в которых эмоциональное воздействие на слушателей заложено в самих сообщаемых фактах. Конечно, я ни в коей мере не хочу умалить значения эмоционально-оценочного аспекта в чтении диктора. Но чем логичнее будет он, тем сильнее дойдет до слушателя его оценка, его отношение к сообщаемому.

Нельзя говорить о логике чтения, не затронув вопроса о пунктуации. Несмотря на то, что знаки препинания являются принадлежностью письменной речи, они отражают особенности и речи устной.

Одной из основных функций пунктуации является отделение и выделение. Для того, чтобы отделить фразы друг от друга или выделить во фразе то или иное словосочетание, необходимо сделать остановку, паузу. Закономерен вопрос: «Не являются ли знаки препинания указателями пауз?» Да, в подавляющем большинстве случаев все знаки препинания служат сигналами пауз, их графическим обозначением. Вдобавок, они играют большую роль в организации иинтонационно-звуковой структуры устной речи. Каждому знаку соответствует определенное тональное изменение, свой мелодический рисунок, своя логико-синтаксическая интонация. К.С.Станиславский эти интонации назвал голосовыми «фигурами» знаков препинания. Каждый знак имеет свою голосовую «фигуру», которая определяется его логической и функциональной сущностью.

Передо мной заметка из шести предложений. В ней шесть точек, но ни одна из них (за исключением последней) не должна иметь финального звучания – все предложения теснейшим образом связаны между собой по смыслу:

«Несколько древних русел рек, скрытых под толстым слоем наносов, обнаружено на западе Казахстана. Одно из них лежит между Волгой и Уралом. Как показали гидрологические исследования, некогда исчезнувшая река впадала в Каспийское море. На глубине 20-30 метров еще и сейчас есть пресная вода. Здесь решено построить водопровод. Установлено, что бывшая река способна снабжать питьевой водой десяток совхозов».

Следовательно, внутри связного текста сообразно смыслу изменяется звучание точки и сокращается длительность паузы. Но в тех случаях, когда высказывание заканчивает мысль, когда за ним уже больше ничего не последует или последует фраза, выдвигающая другую, новую мысль, - вот в этих случаях точка требует понижения голоса и отчетливой паузы. В таких случаях, как говорил К.С.Станиславский, фраза «кладется на дно».

Для того, чтобы в конце предложения прозвучала точка, голосовое понижение должно быть на последнем ударном слове этого предложения. А это ударное слово далеко не всегда является последним: оно может быть и вторым, и третьим от конца. Например:

«Полицейские разогнали демонстрантов и АРЕСТОВАЛИ некоторых из них».

Если не делать перед точкой этого финального пониженя, фраза повиснет в воздухе, потребует продолжения. Поэтому в тех случаях, когда предложение является концом передачи, статьи, заметки (такой, которая не связана по смыслу со следующей заметкой), отчетливая финальная точка необходима. Пауза после нее будет тем более длительной, чем меньше связан по смыслу последующий текст с уже произнесенным.

Голосовая «фигура» ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ЗНАКА выражается (как правило) разной степенью повышения голоса на ударных словах вопросительного предложения.

В предложениях, содержащих вопросительные слова, вопросительная интонация может быть значительно слабее. Вопросительное слово само поднимет предложение до степени вопроса: иначе как вопросительное это предложение не может быть произнесено.

А когда нет вопросительных слов, только интонация придает предложению вопросительное звучание: «Вы были в студии?» Без повышения голоса на словах, несущих логическое ударение, такие предложения не могут правильно прозвучать.

Но было бы неверно утверждать, что вопросительная интонация связана только с повышением голоса. Существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением тона, например: «Ну, не безобразие ли это?», «Не обидно ли?» В этих предложениях, по сути дела, меньше вопроса, чем утверждения.

Здесь уместно будет коснуться одного из самых важных условий выразительности речи – самой способности нашего голоса изменяться по высоте.

Установлено, что определенные эмоциональные состояния устойчиво тяготеют или к плоскости мелодического «верха», или к плоскости мелодического «низа». Например, когда мы твердо убеждены в своей правоте, в весомости своих доводов, мы говорим, убеждаем или доказываем чаще всего на низких нотах. Как только мы теряем уверенность, мы поднимаем тон, начинаем говорить на более высоких нотах.

Таким образом, понижение связано с определенностью, а повышение – с неопределенностью. В плоскости постоянного «верха» звучат, как правило, все вопросительные интонации, а также интонации, характеризующие беспокойство, ожидание, удивление, недоумение, сомнение и т.п. Повышение тона указывает и на то, что мысль еще не окончена.

В плоскости мелодического «низа» чаще всего звучат уверенный ответ и решительный отказ, утверждение, спокойствие, несомненность, достоверность и т.п.

С помощью понижения осуществляется разъединительня пауза, благодаря повышению звучит соединительная пауза.Чем повышение сильнее, тем сильнее связь предыдущих слов с последующими. Чем сильнее понижение – тем явственнее их разобщенность. Эта закономерность звучащей речи является для нас одной из ценнейших.

Вернемся, однако, к знакам препинания. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК требует интонаций самых разнообразных по яркости и силе. Они выражаются разной степенью повышения и понижения голоса и усиления звука на ударных словах. Восклицательный знак означает также ярко подчеркнутое отрицание или утверждение; он сопутствует междометиям и звукоподражательным оборотам.

Произнося восклицание, надо уметь наполнять его эмоциональным содержанием, чтобы вызвать у слушателей ответные эмоциональные реакции: интерес, одобрение, сочувствие, протест и т.п.

Основное назначение МНОГОТОЧИЯ – указывать, что предложение почему-либо не закончено: что-то подразумевается, что-то еще не договорено.

При многоточии голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он как бы тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее «на дно», а оставляя «висеть в воздухе».

Многоточие может стоять также в конце смыслового звена или в конце произведения. В этом случае голос на ударном слове иногда понижается почти как на точке. Любому многоточию должна соответствовать пауза.

Мы рассмотрели те отделяющие знаки препинания, которые ставятся в конце предложений. Теперь кратко о выделяющих знаках: скобках и кавычках.

Обычно перед СКОБКАМИ голос повышается на предшествующем им ударном слове, на тексте в скобках понижается, а после закрытия скобок возвращается на ту же высоту. Скобки всегда «окружены» паузами.

Текст, заключенный в скобки, должен произноситься, во-первых, в более ускоренном темпе и, во-вторых, по возможности «бескрасочно», монотонно.

Иногда скобки заканчивают предложение, и тогда последнее ударное слово текста, находящегося в скобках, понижается так же, как при точке.

КАВЫЧКИ, выделяющие слово, цитату или прямую речь, требуют изменения высоты голоса (чаще – понижения сравнительно с основным текстом) и некоторого замедления темпа речи (к примеру, на цитате, чтобы выделить чужие слова, так сказать, «подать» их; перед цитатой и после нее необходимы паузы).

Кавычки выделяют также всевозможные наименования и названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае используются повышение тона и пауза.

Наконец, кавычки употребляются для того, чтобы показать, что слово имеет не собственное, а чаще всего ироническое значение. Такие слова надо особенно ярко подчеркнуть: иногда это удается выполнить только с помощью интонационного рисунка всей фразы. Бывают и такие положения, когда кавычки почти не воспринимаются на слух, и тогда диктору приходится после закавыченного слова говорить: «В кавычках». Например: «Он был хорошо известен, этот высокий, красивый, «симпатичный» (в кавычках» человек».

ЗАПЯТАЯ ставится там, где мысль не закончена, значит и пауза, к которой призывает запятая, должна быть паузой соединительной, требующей голосового повышения. Это и определяет голосовую «фигуру» запятой: перед нею необходимо повышение на последнем ударном слове, например: «В зале было человек восемьдесят, и все они внимательно слушали выступающего».

В данном случае ударным словом перед запятой является слово «восемьдесят», на нем и делается повышение. Но ударное слово, как мы знаем, не всегда стоит непосредственно перед знаком препинания, оно может быть и удалено от него.

Степень голосового повышения на запятой весьма разнообразна, точно так же, как степень голосового понижения на точке. В этом отношении между голосовыми «фигурами» запятой и точки есть прямое сходство. Но при этом полярно противоположны основные функции этих знаков препинания: запятая – соединяет, связывает; точка – разъединяет, разобщает.

Необходимо отметить и еще одно обстоятельство. Известно, что все знаки препинания, в том числе и запятая, являются сигналами пауз, т.е. указывают на необходимость или желательность, или допустимость паузы. Но у запятой есть существенный «недостаток»: она (единственная из всех знаков) в некоторых случаях затрудняет чтение. Например, перед нераспространенным сравнительным оборотом запятая «не читается», пауза не нужна: белый, как снег; красный, как кровь; легкий, как пух.

Слитно произносятся обычно словосочетания типа «Ай, ай, ай!», «Да да, да!», «Нет, нет, нет!» и т.п.

Обращение, стоящее в середине или в конце фразы, сливается с предшествующими словами, несмотря на запятую: «Нет, друзья мои, вы это бросьте!»

Нередко дикторов затрудняет чтение предложений с деепричастными оборотами. Например, в предложении: «Стая журавлей тянулась к югу и, оглашая воздух резкими криками, медленно исчезала вдали». Следует сделать паузу перед союзом «и», а не после него, т.е. как бы нарушить правила пунктуации и «переставить» запятую.

Нужно иметь в виду, что все части речи, служащие для перехода и для сочетания (сюда относятся предлоги, союзы, относительные местоимения), обыкновенно требуют и во всяком случае допускают перед собой паузу. Перед собой! Союз и предлог всегда ближе к тому слову, которое присоединяется, чем к тому, к которому присоединяют. В живой разговорной речи мы так и делаем: никогда не говорим «по запятым», а там, где нужно, переставляем или пропускаем паузы на запятых.

Голосовую фигуру ТОЧКИ С ЗАПЯТОЙ подсказывает само название знака – он и разделяет фразу, и в то же время соединяет в одно целое части фразы или периода. Точка с запятой требует некоторого голосового понижения. Нужно следить за тем, чтобы интонация не превратилась в «точечную», чтобы она оставалась соединительной, а не разъединительной.

ДВОЕТОЧИЕ всегда выполняет функцию предупреждения: предупреждение о намерении разъяснить причину действия, перечислить или уточнить то, о чем сказано выше, или предуведомить о том, что дальше пойдет прямая речь. Интонация предупреждения является характерной чертой двоеточия. Обрисовать словами голосовую фигуру двоеточия довольно сложно. Перед двоеточием голос изменяется, чаще понижается, чем повышается. Только нужно следить за тем, чтобы понижение не было слишком сильным, чтобы не возникала интонация точки: ведь предложение не закончено, и главное по смыслу находится после двоеточия. Например: «В президиум собрания были избраны: председатель колхоза, его заместитель, агроном и все бригадиры».

Интонация двоеточия может быть передана и повышением на предшествующем слове; в этом случае понижения требуют слова, следующие за двоеточием: «Психология относится к числу древнейших наук: она возникла около двух с половиной тысяч лет назад в древней Греции».

Двоеточию всегда соответствует большая или меньшая пауза.

ТИРЕ также требует паузы и почти всегда – повышения: «Лес рубят – щепки летят». Именно тире предсказывает слушателю наличие чего-то неожиданного или значительного, подчеркивает противопоставление: «Жизнь прожить – не поле перейти». Тире также означает пропуск легко подразумевающегося слова: «Арктическая тундра – страна ветров».

Таковы, вкратце, голосовые фигуры знаков препинания. Конечно, грамматика, а вместе с ней и пунктуация, есть в основном выразительница только логики, а живая устная речь – выразительница всего эмоционально-смыслового комплекта в целом. Конечно, наше отношение, активно и точно выраженное подтекстом, рождает интонации такой тонкости и разнообразия, что их трудно обозначить тем небольшим арсеналом знаков, каким располагает наша пунктуация.

Разделяя при чтении текст на части, мы вскрываем его конструкцию, как бы обнажаем и подчеркиваем его смысловую структуру. Речь без пауз или бессмысленна, или, во всяком случае очень трудна для понимания, так же, как и речь с необоснованным, т.е. с логически необъяснимыми паузами.

Мы уже говорили выше, что паузы бывают разъединительные и соединительные, что знаки препинания можно считать сигналами пауз. Но часто возникает необходимость паузы и в таких местах речи, где по правилам пунктуации знаки препинания не ставятся.

Для удобства произнесения предложения и его доходчивости следует разделить его на части. При этом необходимо, чтобы группы слов, на которые мы расчленяем фразу, составляли осмысленные словосочетания. Для распознания таких словосочетаний достаточно задать себе ряд соответствующих вопросов: «Кто?» - «Весь коллектив нашего комбината»… «Что сделал?» - «Взял на себя обязательство»…»Какое?» - «Перевыполнить годовой план». Вот так мы не ошибемся: эти словосочетания будут составлять синтаксические единства – группу подлежащего, группу сказуемого, группу обстоятельства и т.д.

Следовательно, произнося предложение, мы расчленяем его на цельные по смыслу, интонационно обособленные группы и сочетания слов, отделенные друг от друга паузами. Такие группы слов мы называем речевыми звеньями. Каждое речевое звено произносится на одном выдохе, неразрывно, слитно, почти как одно слово. Например: «Последний холод ночных заморозков растаял под весенним солнцем».

Однако порой образуются такие словосочетания, в которых приходится особенно четко произносить окончания предыдущих и начальные слоги последующих слов, чтобы не получалось бессмысленного набора звуков, например «витримасгор»м (вид Рима с гор).

Речевое звено может быть короче и длиннее, лишь бы не противоречило смыслу фразы, ее синтаксической структуре. При этом укрупнение звеньев придает речи большую плавность, музыкальность. Звенья короткие создают «рваную», «жесткую», «рубленую» речь. Это противоречит самой природе русского языка. Существует манера, когда диктор читает «по словам», т.е. когда он без всякого основания отрывает каждое слово от последующего и выделяет его логическим ударением – «стучит по словам». В таких случаях все слова предложения возводятся в ранг главных, нет ничего второстепенного, и это затрудняет понимание мысли.

Слова в звене становятся цельным звукосочетанием, единым по смыслу и звучанию. Но звенья не оторваны друг от друга, соединительная пауза не позволяет одному звену отделиться от другого, она соединяет звенья в единую цепь – в предложение. Чем достигается соединительное звучание паузы, вы уже знаете – интонацией повышения. Повышение соединяет, понижение разъединяет. И когда на паузе внутри предложения вместо повышения звучит понижение, вместе с паузой обрывается мысль.

Соединительная функция паузы не менее важна и значительна для нас, чем функция разъединительная. Она помогает создать перспективу в чтении, вносит в речь плавность, рождает естественную напевность. А все это – факторы культуры речи, которая, в частности, выражается в умении уходить от отдельного слова к более сложным речевым формациям, сознавая при этом, что слова складываются во фразы и периоды не механически, а органично.

Начинающим дикторам необходимо постоянно тренировать свое умение делить фразу на речевые звенья. Это есть в то же время и расстановка логических пауз. С этого надо начинать работу по речи и слову.

«Берите почаще газету, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым звеньям. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых звеньев и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать факты и вникать в их сущность». Это завещал актерам К.С.Станиславский. Эти же слова можно адресовать и дикторам. Привычка говорить «по звеньям» сделает вашу речь стройной по форме, понятной и избавит ее от торопливости – т.е. от одного из самых распространенных дикторских недостатков.

Навык соблюдать паузы воспитывает выдержку. В сложно-распространенных предложениях и больших периодах он облегчает технику произнесения текста. Короткие паузы перед кульминационным словом и после него – один из способов наиболее ярко подчеркнуть это слово.

Наконец, самый ритм речи, ее живые оттенки, одушевленность, легкость во многом зависят от пауз и их длительности.

Вслушиваясь в разговорную речь, мы замечаем постоянную «игру» пауз, их разнообразие. По воле говорящего они бывают то короче, то длиннее, а «звучат» то выше, то ниже. Подобного разнообразия можно добиться и в чтении.

Наблюдения за живой речью позволили выработать правила, помогающие определить места соединительных логических пауз в тех случаях, когда они не обозначены знаками препинания. Вот наиболее универсальные из этих правил.

В распространенных предложениях соединительной паузой отделяется группа слов, относящихся к подлежащему, от группы слов, относящихся к сказуемому. Например: «Не отличается живописным разнообразием природа этого далекого края».

И еще пример (уже знакомое нам предложение): «Последний холод ночных заморозков растаял под весенним солнцем».

Когда подлежащее в предложении состоит более чем из одного слова или из одного ударяемого слова – за ними следует пауза.

Соединительные союзы «и», «да» и разделительный союз «или», как правило, требуют перед собой паузы, особенно, если соединяемые ими части являются распространенными: «Вот его заветная мечта – светлая чистая комната, хорошо подобранная библиотека да добрые друзья».

Пауза разделяет группы пояснительных слов; всякий пропуск слова в предложении предполагает паузу.

Говоря о правилах постановки пауз, нельзя не упомянуть о так называемой интонации вводности.

Как уже говорилось ранее, отдельные вводные слова почти никогда не выделяются паузами, т.е. запятые после них или перед ними не «читаются», не звучат. Но группы вводных слов и вводные, а нередко и придаточные предложения, обособленные обстоятельства, определения и приложения (т.е. все то, что читается нами с интонацией вводности) обязательно выделяются паузами с обеих сторон. Вводные конструкции всегда взяты в запятые или тире, и эти знаки указывают на необходимость пауз.

Теперь о самой большой по длительности логической паузе. Она называется паузой «на переломе» и употребляется в сложно-подчиненных предложениях: «Если диктор плохо понимает текст, не имеет собственной оценки тех фактов, о которых говорится в передаче, если он не видит за словами того, о чем читает, то и слушатель ничего не увидит за ними».

Вы, вероятно, ощутили необходимость паузы «на переломе» после слова «читает». Первая часть предложения по ходу развития мысли произносится с нарастанием силы звука неуклонно вверх, на повышение и после последнего ударяемого слова. На месте запятой или тире должна быть пауза, являющаяся обычно наиболее длительной среди других логических пауз. Кстати, нужно иметь в виду, что после паузы голос резко падает вниз.

Итак, мы познакомились с логической паузой, с основными правилами ее применения. Место логической паузы определяется смыслом текста, его синтаксическим построением. Но пауза в своих выразительных возможностях не ограничивается только логическими задачами – она выполняет в определенных условиях и психологические функции. Тогда ее так и называют: психологическая пауза или «пауза отношения»

Разговорная речь изобилует паузами такого рода. В одних случаях они возникают спонтанно, когда человек вдруг замолкает от неожиданности, от смущения, от радости или других охвативших его чувств. В других случаях такие остановки делаются вполне сознательно. Они продиктованы и как бы наполнены определенными намерениями: когда человек пытается собраться с мыслями, подыскать нужное слово, что-то вспомнить или еще раз проверить себя. Часто он хочет молчанием усилить впечатление от своих слов, заинтересовать собеседника, мобилизовать его внимание, подчеркнуть необычность сказанного или придать значительность тому, что он скажет.

Такого рода паузы широко используются актерами на сцене и чтецами при исполнении художественных произведений. В дикторской практике применение таких пауз несколько ограничено деловым, информационным характером текстов, но из этого не следует, что психологическая пауза не должна быть использована в дикторском чтении. Наоборот, мы настойчиво рекомендуем применять ее там, где это является уместным.Так, например, для того, чтобы выделить какое-либо слово в предложении, мы подчеркиваем его ударением. Но иногда одного только ударения недостаточно – нужно активнее привлечь внимание слушателя к данному слову или словосочетанию, выделить их еще сильнее, рельефнее. Вот тут нам и помогает психологическая пауза. Возьмем для примера такую фразу из статьи о начале учебного года: «Вот и наступило первое сентября - день, который мы называем «праздником знания».

Перед словами «праздником знания» можно сделать психологическую паузу. Она усилит логическое ударение

Пауза перед словами «праздником знания» не продиктована правилами логики, она возникла только благодаря нашему желанию рельефнее выделить эти слова Психологическая пауза не подчиняется никаким правилам, кроме одного: быть оправданной творческими намерениями читающего. Только отношение к фактам и событиям, к людям и их поступкам диктует необходимость этой паузы. Она нужна для большей яркости и силы воздействия на слушателей.

При чтении «Последних известий» психологическая пауза применяется дикторами для более ощутимого отделения друг от друга заметок, не имеющих между собой прямых смысловых связей: в этих случаях пауза дает возможность предыдущей заметке «отзвучать» не только в голосе, но и в восприятии слушателя.

Поэтому не следует бояться пауз – ни логических, ни психологических. Разумеется, если исполнитель на паузе обрывает ход мысли, если он, по выражению К.С.Станиславского, «не досматривает мысленно того, о чем он говорит», и тем самым не подготавливает последующие слова – в таком случае, естественно, пауза может оказаться пустой, в тексте образуется «брешь», и этого действительно следует опасаться. Но если пауза по-настоящему осмыслена диктором и помогает ему раскрыть перед слушателями логические или эмоциональные нюансы текста, если во время паузы читающий продолжает мыслить и затем довершает то впечатление, которое создано у слушателей предшествующими словами, - при соблюдении этих условий пауза становится сильным и ярким средством речевого воздействия.

(«Основы дикторского мастерства»

М., Гостелерадио СССР, 1978)








Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 1164;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.