ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ. 1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека
1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения, становления и развития культуры, обуславливая виды и формы человеческой деятельности, мировоззрение человека и систему его отношений с миром.
2. Восточная культура воспринимает природу как целостный, нерасчленимый мир, в котором любое действие человека не совершается им только по собственной воле, но зависит и от природных, космических факторов. Поэтому человек не должен быть агрессивным пользователем: он — часть этого мира.
3. Европейская культура отделяет природу от единой культурной целостности, в познании природы и в воздействии на нее она ставит человека в положения покорителя, победителя природы, губя тем самым и природу, и культуру.
4. Только гармоническое слияние общественного гуманизма и культуры становится залогом сохранения природы и самого человека.
5.Культура в обществе выполняет различные функции, но главная ее роль заключается в целостном воздействии на человека, ее носителя и создателя одновременно.
6. Вопрос о соотношении культуры и цивилизации, впервые поднятый в XVIII веке, различно осмыслялся в истории культуры. Он ставит перед человечеством проблему его дальнейшей судьбы, поэтому от того, как будет понято это взаимоотношение, зависит и дальнейший прогресс человечества.
7. Главным направлением рассуждений ученых по поводу отношений культуры и общества является идея проникающего гуманизма, которая лишь одна несет в себе оптимизм во взглядах на будущее человечества.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Итак, мы познакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии — историю культуры. Зная, как понимали термин “культура” в той или иной стране в определенную эпоху, имея представление о структуре культуры и о том, как функционируют все ее элементы, можно углубиться в изучение исторически сложившихся форм существования человеческого общества.
Однако следует иметь в виду, что существуют и другие способы рассмотрения конкретных культур. Одни ученые выделяют локально-исторические типы культуры (культура древнего Египта, культура греческой античности, культура древнего Рима и другие). В. И. Ожогин применяет иную типологию, вычленяя культуры автохтонные (греч. autos “сам” + chthon “земля”), возникшие на месте их современной дислокации и независимые в своем происхождении от каких-либо внешних факторов, как, например, египетская культура, и синтетические (основанные на синтезе: греч. synthesis “соединение, сочетание”), преемственные, как культура древнего Рима, явно воспринявшая культурную эстафету от этрусков и соединившая в себе культурные основания умбров, сабинов, латинян и других племен. По способу функционирования относительно внешних для данной культуры факторов он подразделяет культуру на динамический тип (имеющий внутренний потенциал для развития и воздействия на другие культуры) и статический, инерционный тип. Если в динамическом типе функционирования культуры преобладают инновации, то статический тип базируется на традиции (см. схему 6).
Схема 6 (автор В. И. Ожогин)
Другие (Маргарет Мид) рассматривают культуру с точки зрения преобладания в механизме преемственности деятельности того или иного поколения. В этой системе рассмотрения выделяется постфигуративный тип культурной традиции, в котором инерция прошлого сохраняется, оберегается и приобретает черты обязательности для живущего поколения. Для такого типа культуры новое — это хорошо забытое старое. Если в прежнем нет корней для нового, то новое отметается. В таких культурах развитие замедленно, а традиции обеспечивают ее неизменность, как, например, в Китае. Другой тип — пофигуративный: в нем происходит активный обмен информацией, ценностями между поколениями, нет авторитарности со стороны старшего поколения (к этому типу можно было бы отнести культуру итальянского Возрождения). И, наконец, выделяется префигуративный тип культурной традиции, где новое поколение навязывает свои ценности обществу, культура приобретает черты этого поколения (например, культура современной Америки).
Весьма распространен такой подход к культуре, когда за ее основу берут тот или иной тип религии как главное интегративное начало.
Все эти и другие, не рассмотренные нами теоретические построения, демонстрируют не только многообразие и сложность предмета культуры, но и многочисленные возможности анализа каждой культуры по различным основаниям.
Культурология еще очень молодая наука. В ней происходит процесс накопления знаний, формируются основные направления теоретического анализа. Но в любом случае ясно, что без истории культуры невозможно понимание закономерностей, особенностей и тенденций развития культуры как феномена человеческого способа жизнедеятельности.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 565;