Особливості розвитку пейзажного живопису 2 половини 19 сторіччя в укр. та рос. живописі.

Лицо украинской культуры середины XIX в определила творчество Тараса Григорьевича Шевченко, оно стало основой для развития реалистического искусства II пол XIX в.Вторая половина XIX в - эпоха блестящего развития пейзажной живописи в украинском искусстве У его истоков стоял Владимир Орловский

сумел как никто увидеть и передать солнечный блеск природы юга Шукачем сонця», майстром сонячного пейзажу називали В. Орловського, автора блискучих у своїй виразності картин — «Сінокіс», «Жнива», «Хати в літній день». Цими творами художник заявив про себе як витонченого майстра колориту та світлотіньових ефектів.

Одним из самых известных учеников В Орловского был Сергей Васильковский

Большая часть жизни и общественной деятельности этого художника связана с родным Харьковом. Писал в изящной манере, напоминающей миниатюрную живопись Существовала и другая грань таланта художника - склонность к эпическому, трактовка природы родной степной Украине. Його пензлю належать

«Козача левада» , «Залишки віковічного лісу», «Ранок. Отара в степу» , «Степ на Україні», «Перед грозою» та ін. Ці картини не просто данина красі рідної природи. Їхнє непересічне значення полягає не стільки у фантастичній віртуозності майстра-живописця, скільки в глибині закодованого в них філософського змісту..

Сильным и своеобразным явлением была в украинском пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX вв творчество киевлянина Сергея Светославского

Художня довершеність притаманна картинам співця природи і народного побуту України Миколи Пимоненка (25.02.1862-13.03.1912). Найбільш відомі його роботи - «Святочне ворожіння», «Весілля в Київській губернії», «Сінокіс», «Проводи рекрутів».

Харьковчанин Петр Левченко начальное образование получил в Д Безперчого Продолжил обучение он в петербургской Академии художеств в В Орловского, с которым на протяжении всей жизни поддерживал теплые дружеские отношения. Этот художник очень тонко чувствовал нюансы цвета и настроения, создавал пейзажи и интерьеры интимного, камерного звучания

М Ткаченко, как и его земляк П Левченко, начинал обучение в Д Безперчого, а продолжал в Академии художеств в П Чистякова Кроме того, он учился у академика Кормона во Франции Художник ^ постоянно жил в Париже, однако приезжал ежегодно в Украину Его творчество потерпела значительного Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века

У пейзажному жанрі плідно працювали також Г. Світлицький, І. Похитонов, Г. Ладиженський та ін

Внимание русских художников к окружающей их действительности в 19-м веке постепенно ширилось. Вслед за изучением образа человека и его жизни глазам художников начала открываться и своеобразная прелесть русской природы. Во второй половине 19-го века появляется ряд весьма интересных русских пейзажистов. В развитии русского пейзажа немаловажное значение имели работы западноевропейских мастеров. Русский пейзаж середины XIX века формировался на основе сложившейся к тому времени романтической традиции и нового направления в искусстве, представители которого стремились создавать реалистические пейзажи, отражавшие веяния нового времени

Родоначальник пейзажной русской живописи - А.Г. Венецианов. Композиции отличались стремлением авторов выразить гармонию двух слившихся воедино миров: природы и человека. Произведения строятся по всем правилам романтического искусства.

Иван Константинович Айвазовский(1817 – 1900) Родился в Феодосией. Уже с детских лет проявилось стремление Айвазовского отразить на полотне всю красоту мира природы. Айвазовский воплотил в своих композициях образ величественного моря, ставшего символом неукротимой мощи, силы, свободы и веры в торжество жизни. Романтизм в ранних произведениях: «Девятый вал» (1850), «Радуга» (1873). Возрастающий реализм в его более поздних произведениях («Черное море», 1881). Айвазовский мог решать труднейшие задачи в показе морских просторов, прозрачности бушующих волн в океане, а также сияния солнца, или блеска луны с отражением в прибрежных волнах. Всё это делал он с легкостью и мгновенной маэстрией.

Всех удивляла необычайная быстрота работы Айвазовского. Но не всё огромное наследие художника (а им написано более трех тысяч картин!) одинакового качества. Были работы исполненные наспех и напоказ, но остается, конечно, еще много картин, которые и теперь поражают изображением стихийной силы моря

Алексей Константинович Саврасов (1830 – 1897) Художественная манера сложилась на основе произведений лучших русских мастеров прошлого. Саврасов стал тем живописцем, кому удалось создать произведения, построенные на синтезе принципов реализма и романтизма. Характер его композиций отражает возвышенное, идеализированное видение действительности. Однако вместе с тем художественную манеру живописца отличает стремление передать реальную красоту мира. Основоположник русского лирического пейзажа.Воплощение живописного новаторства в картине «Грачи прилетели» (1871). Обусловленная пленэрным решением смелость живописного языка картины «Проселок» (1873). Камерный, интимный характер пейзажа. Графика художника Умение показать «душу» природы выделяет Саврасова как тонкого лирика в русской живописи.

Иван Иванович Шишкин(1832 – 1898) Тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом, стремление к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы. Эпические пейзажи «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1972); «Рожь» (1878), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898). Ясность и цельность видения формы. Использование фотографии для лучшего изучения природных форм. Графика художника. Богатырь русской пейзажной живописи – Шишкин Работоспособность его была исключительна. Уезжая весной на этюды, он привозил поздней осенью до 800 этюдов и рисунков. Он был борцом за реализм, народность и национальность пейзажа. Любя родную страну и зная ее превосходно, Шишкин показал в картинах раздолье равнин, красоту соснового леса и дубовых рощ.

Шишкин не списывал безразлично виды природы, но строил свои картины и в них всегда есть внутренний образ. Кроме того он своими работами открыл новые темы пейзажа, до него не затрагивавшиеся. Шишкин говорит о природе языком трезвым, как бытописатель. Ему помогает точный рисунок, которым он владеет в совершенстве. Его увлекает красота изгиба ветвей мощного дуба, по стволу которого ползут прозрачные тени, а листва шумит, как бы приглашая насладиться приятной тенью под дубом. Шишкин указывал зрителю на возможность радостного восприятия природы.

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900). Полотна Левитана признаны самыми поэтичными и лиричными в истории русской живописи. Несмотря на то что художник прожил сравнительно недолго, ему удалось создать произведения, которые говорят о необычайно высоком уровне художественного мастерства автора. Главной заслугой Левитана является доказательство того, что пейзажист может не только воплощать и передавать на полотне картины природы, но и с их помощью выражать самые разнообразные человеческие чувства и переживания.

Федор Александрович Васильев (1850-1873).Лиризм картины «После дождя» (1869), близость к искусству А.К. Саврасова. Тонкая поэтичность и романтическая взволнованность полотен «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872). Использование тончайших цветовых отношений Поражает всех своим талантом и необыкновенным мастерством живописи.

Архип Иванович Куинджи (1842?-1910) –художник романтического пейзажа. Декоративные искания художника, эффекты освещения, цветовые контрасты, романтическая театрализация композиций. Новое понимание роли света в работах: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Ночь на Днепре» (1880).

Ранние картины исполнены им еще в академическом стиле и только с середины 1870-х годов Куинжди находит свой особый живописный язык. Приемом обобщения плоскостей Куинджи добивался полного впечатления лунного света.

Василий Поленов, Во всем его творчестве именно пейзажи действуют сильнее всего. Влекут к себе поленовские полотна интимной любовью к русской природе. Ближе всего можно определить сущность поленовских картин словом «ласковость». Глазами пейзажиста воспринимал он исторические события, через призму пейзажа смотрел на евангельские события. Его творческий дар загорался от восприятия окружающего, он исходил в своем искусстве больше от увиденного. Всё купается в лучах летнего солнца - дома, церкви, сараи. Жизнь течет мирно, нет никакой спешки, дети играют, протоптанные тропинки ведут в глубь тихого поэтического пространства. Задушевность явно чувствуется. Любовь художника к Божьему миру сквозит в каждой детали картины.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пойыздардың жүріс графиктерін жіктеу | Мемлекетке кері әсерлері




Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 805;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.