Повышения и награды
I. Принцип несменяемости превращается в пустое слово и очень легко обессиливается стоящей во главе судебного ведомства властью, если ей предоставлено право по своему усмотрению повышать судей в должностях или увеличивать их жалование. Надежда получить лучшее место или прибавку к содержанию может оказывать на судью не менее могущественное влияние, чем боязнь лишиться места, и министр юстиции, имея право улучшать служебное положение судей, обладает такою же возможностью производить на них давление в желательную для себя сторону, как и в том случае, когда ему предоставлено налагать на судей взыскания, ибо, как выразился Конт, "большие надежды сильнее влияют на человеческое сердце, чем маленькие опасения".
В видах ограждения судей от произвольных повышений и наград необходимо, чтобы единственным основанием к повышению по службе были действительные заслуги, чтобы поощрение доставалось тому, кто его достоин, и чтобы произволу начальства отводилось как можно меньше места. Поэтому рациональный порядок прохождения судейской службы должен основываться на двух началах.
Во-первых, каждому судье, безупречно исполнявшему свои обязанности, должно быть дано право на улучшение служебного положения через определенные промежутки времени.
Оно должно состоять в переводе судьи с занимаемой должности на высшую в служебной иерархии. Но высших должностей меньше, чем низших, так что если ожидать, пока они сделаются вакантными, то только часть судей может получить такое повышение. Поэтому нужен еще другой способ улучшения судебного положения судей, который мог бы одинаково распространяться на всех. Таким способом является периодическое увеличение жалования каждого судьи, безупречно исполняющего свои обязанности.
Во-вторых, в дополнение к этому началу безусловности карьеры должно быть введено начало награждения за особые заслуги. Несомненно, что в многочисленном судебном ведомстве существуют большие различия между отдельными членами в степени талантливости, подготовки, трудоспособности. Справедливость требует, чтобы каждому было воздано по его достоинству и заслугам. В противном случае "талантливейший человек не может получить возвышения, если на пути его стоит бездарность, которая хоть одним днем поступила на службу ранее его" (Филиппов).
Поэтому наиболее правильной представляется такая система, при которой все судьи получают за беспорочную службу периодические прибавки к жалованию, а открывающиеся вакансии на высшие в порядке служебной лестницы должности замещаются частью (на треть или четверть) по старшинству службы, частью же вне очереди, за особые заслуги.
II. Ни в одном из западноевропейских государств служебная карьера судей не получила до сих пор вполне рациональной постановки. В некоторых (германских) осуществлен принцип постепенного увеличения жалования, но повышение в должностях производится без надлежащей оценки служебных достоинств судей. В других (во Франции, Италии, Испании) введен более рациональный порядок повышения, но зато отсутствуют периодические прибавки к жалованию.
Во Франции министр имеет право замещать вакансии на судебные должности только из числа лиц, внесенных в список кандидатов на повышение, который составляется ежегодно, на основании аттестаций председателей судов и прокуроров, комиссией из старшего председателя, генерал-прокурора и четырех членов кассационного суда по выбору министра юстиции, а также из членов совета министерства юстиции. Но правила относительно списка не применяются к высшим чинам судебного ведомства. Кроме того, министр юстиции может заместить четвертую часть вакансий, помимо списка, лицами, избавленными, по закону, от экзамена на должность судьи.
В Италии принята сходная, но более сложная система.
В Англии члены высших судов назначаются исключительно из числа адвокатов, так что низшие судьи не имеют надежды на повышение. Равным образом, отсутствует судебная карьера в тех странах, где принята система выбора судей населением или представительными политическими собраниями.
III. Одинаковое значение с повышениями по службе имеет, в качестве средства влиять на судей, награждение их чинами и орденами. В этом отношении судьи тоже должны быть обеспечены от произвола начальства. С этой целью достаточно постановить, что судьи получают чины и ордена только за выслугу лет. Таким способом будет предотвращена возможность награждения их вне очереди, но вместе с тем судьи не будут лишены связанных с чинами и орденами преимуществ.
Несовместимость
I. Из принципа самостоятельности судебной власти вытекает невозможность занятия судьями должностей по другим ведомствам.
Но этого еще недостаточно, и для полного ограждения их самостоятельности необходимо воспретить им не только государственную, но и частную службу, а также все занятия, способные ставить их в зависимость от частных лиц, каковы: адвокатура, агентура, комиссионерство и проч. Помимо того, представляется желательным, в видах поддержания высокого достоинства судейского звания, не разрешать судьям заниматься такими отраслями деятельности, которые не пользуются общественным уважением.
II. Иностранные законодательства, осуществляя принцип несовместимости судейской службы со всякой иной и с посторонними занятиями, поступают двояким образом: либо прямо перечисляют, с чем именно она несовместима, либо просто постановляют, что судьи не могут принимать на себя никаких платных обязанностей без разрешения начальства и должны заботиться о поддержании достоинства своего звания и вне службы. Первый способ употреблен французским, австрийским и бельгийским законодательствами; второй - итальянским и некоторыми из германских.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 469;