Задачи рационального судоустройства
I. Существование судов вызвано необходимостью конкретизировать абстрактные нормы права для применения к частным случаям. Суды являются, таким образом, посредниками между законом и жизнью, посредниками, необходимыми потому, что законы не могут применять себя сами. Устами судей гласит закон. "Судья, - говорит Иеринг, - должен быть, так сказать, воплощенным, говорящим законом". Суд является опорой правового порядка; он проводит законы в жизнь; он восстановляет нарушенные права и карает нарушителей; благодаря ему граждане могут спокойно пользоваться своим имуществом и плодами своих трудов.
Без преувеличения можно поэтому сказать, что хороший суд - основа государственного строя (justitia fundamentum regnorum). Ясное сознание этой истины побудило Юма заметить относительно своего отечества, что "вся политическая система и каждый из ее органов - армия, флот, обе палаты - все это только средства к достижению одной-единственной цели - охранению свободы двенадцати верховных судей Англии".
II. Законы не всегда составлены удовлетворительно; фактические обстоятельства каждого отдельного случая тоже зачастую нелегко установить; вследствие этого задача проведения законов в жизнь является весьма трудной, сложной и требует от судей целого ряда специальных качеств.
1. Первое и главное качество хорошего судьи, это - беспристрастие. Судья, будучи, по выражению Монтескье, устами закона, должен быть беспристрастен и нелицеприятен, как абстрактная формула права. Судьи, согласно тексту судейской присяги, обязаны "исполнять свято законы Империи и творить суд по чистой совести, без всякого в чью-либо пользу лицеприятия" (прил. IV к 225 ст. Учр. суд. уст.).
2. "Хорошо судить, - как заметил Фенелон, - значит судить согласно законам, а чтобы судить согласно законам, надо их знать". Но знать закон не значит помнить его текст, а значит правильно понимать его внутренний смысл. Это - далеко не легкая задача.
В законах проводятся начала права, разрабатываемые юридическими науками, из коих некоторые существуют уже сотни лет и имеют огромную литературу. Иная статья современного гражданского кодекса представляет собою результат многовековой юридической эволюции или отражение борьбы теоретических взглядов более или менее отдаленного прошлого. "Основные понятия, вроде просрочки, невозможности, юридического основания и др., не являются продуктом умственной деятельности одного лица. Напротив, они представляют собою результат более 1000-летнего юридического опыта человечества в самой сконцентрированной форме" (Брютт). Другие нормы, напротив, не имея корней в прошлом, являются выражением прогрессивных стремлений законодательства в области экономических или каких-либо иных социальных отношений. Правильное понимание всех таких норм того и другого рода невозможно без специального историко-юридического образования.
Далее, изучение юридических наук необходимо еще и потому, что оно приучает к правильному мышлению, к юридическому анализу; развивает способность находить в каждой юридической норме проявление общих начал права, отделять существенные элементы от случайных, побочных и приводить отдельные постановления закона в связь с общей системой права.
"Для практика-рутинера каждое явление представляется изолированным; научно-образованный юрист сейчас находит ему надлежащее место в общей системе; пред каждым новым случаем, ранее не встречавшимся, практик-рутинер становится в тупик, научно-образованный юрист отбросит несущественные черты явления, откроет его юридическую сущность и поставит его в связь с системой; практик-рутинер придет в ужас, если на каком-нибудь акте не сделано указанной в законе отметки, научно-образованный юрист сумеет отличить пустую формалистику, потерявшую всякий смысл, от существенных форм, представляющих собою необходимые гарантии; для практика-рутинера высшим авторитетом всегда будет прецедент, как бы нелеп он ни был, юрист-теоретик сознательно отнесется к прецеденту и сумеет извлечь из него действительно ценное" (Михайловский).
Кроме всего этого, юридическое образование имеет важное значение еще и в другом отношении. Применяя закон, судья может в известной степени проявлять творческую деятельность, именно когда ему приходится пополнять пробелы в законах, при разрешении случаев, прямо ими не предусмотренных, или толковать двусмысленные постановления, допускающие различные способы понимания. Здесь он получает возможность проводить свои юридические воззрения, свои идеалы. Выработать же такие воззрения и идеалы можно только теоретическим изучением права.
3. Но теоретическое изучение юриспруденции, само по себе, тоже недостаточно для судьи; он должен обладать и практической подготовкой к своей деятельности. Судья, не прошедший практической школы, подобен врачу, не работавшему предварительно в клинике: тот и другой будут доканчивать свое образование на счет обращающихся к ним за юридической и медицинской помощью лиц, и этим лицам придется расплачиваться за их ошибки.
4. Помимо знания права, помимо теоретической и практической подготовки в специальной области правоведения, судья должен еще знать те жизненные отношения, которые определяются нормами права. А эти нормы охватывают все, касаются всех сторон жизни, всех проявлений человеческой деятельности. Семья и брак, наука и искусство, торговля и промышленность, земледелие и ремесла - все это нормируется правом, и в каждой из этих областей возникают споры, разрешение которых составляет обязанность судьи. Чтобы выполнять свою задачу с успехом, ему необходимо обладать широким общим образованием.
5. Не менее важно для судьи обладать житейским опытом, знать обыденную жизнь, бытовую обстановку, среди которой живут обращающиеся к его помощи лица, знать людей, понимать мотивы, которыми обусловливаются человеческие поступки. Иначе он не в состоянии устанавливать правильно конкретные обстоятельства разбираемых дел и давать надлежащую оценку заявлениям тяжущихся и показаниям свидетелей, нередко противоречащим одно другому. Поэтому хорошим судьей может быть только зрелый, искушенный жизнью человек.
6. В качестве представителей государственной власти судьи обладают известным внешним авторитетом. Но весьма важно, чтобы они пользовались в глазах населения и внутренним авторитетом, т. е. чтобы граждане относились с полным доверием к ним ввиду их личных качеств, "ибо уважение народа к своим законам и судьям - самая верная гарантия его послушания и прочности общественного порядка". Для этого судьи должны быть безупречны в нравственном отношении. Их репутация не должна быть ничем запятнана. Граждане не могут относиться с уважением к судье и с доверием к его решениям, если им известно, что он был осужден раньше за какой-либо проступок, являющийся в глазах общества предосудительным.
Итак, беспристрастие, общее и специальное юридическое, как теоретическое, так и практическое образование, житейский опыт и безупречная нравственность - вот те качества, которыми должен обладать каждый судья, чтобы быть на высоте своего призвания. Обеспечить наличность этих качеств у судей должен целесообразный способ комплектования судейского персонала.
К этим требованиям обыкновенно присоединяют еще два: чтобы судьи не страдали физическими недостатками или душевными болезнями, мешающими им исполнять свои обязанности, и чтобы они были подданными того государства, где служат. Но и то и другое требуется от всех вообще лиц, поступающих на государственную службу, и не представляет собою ничего необходимого исключительно для судей.
III. Но недостаточно обеспечить подбор надлежащего личного состава судей, начинающих служение правосудию. Необходимо еще поставить судей в такие условия деятельности, чтобы они не утрачивали, а, наоборот, свободно проявляли и дальше развивали те качества, которые необходимы для правильного отправления правосудия.
Первым и главным условием является независимость судей. Она избавляет судью от страха за свою судьбу в случае постановления решения, неугодного лицу, так или иначе заинтересованному в исходе процесса, и делает его недосягаемым для какого бы то ни было воздействия посредством угроз либо обещаний.
Для ограждения независимости судей от других органов государственной власти нужно, чтобы судьи не были подчинены этим органам, чтобы они составляли совершенно особое ведомство. В этом состоит принцип самостоятельности судебной власти. Но так как судьи могут попадать в зависимость от других органов власти в тех случаях, когда они одновременно служат и по другим ведомствам, то для полного осуществления самостоятельности судебной власти принцип самостоятельности суда должен быть дополнен принципом несовместимости судейской службы со всякою иной.
Но этого еще недостаточно, так как, не подчиняясь посторонним органам власти, судьи могут находиться в служебной зависимости от высших органов судебного ведомства (министра юстиции, Сената и т. п.). Поэтому представляется необходимым, чтобы служебная карьера судей не обусловливалась усмотрением высших органов судебного ведомства. Это можно назвать принципом обеспеченности судейской карьеры. Поскольку он относится к увольнению и перемещению судей, его именуют принципом несменяемости.
Далее, для более верного предотвращения всякого лицеприятия со стороны судей желательно, чтобы в разрешении каждого дела участвовало несколько судей как одновременно, так и последовательно, т. е. чтобы дела разрешались не отдельными судьями, а судебными коллегиями, и чтобы решение, постановленное одною коллегией судей, могло быть проверено другой, высшей коллегией. Первое достигается принципом коллегиальности, второе - инстанционной системой.
Зависимость судьи от частных лиц может проявляться прежде всего в том, что судья находится с ними в каких-либо обязательных отношениях, т. е., иначе говоря, состоит на частной службе, управляя делами одного из тяжущихся или вообще служа у него по найму. Устранить эту форму зависимости можно распространением принципа несовместимости на всякую частную службу.
Наконец, мотивом к постановлению неправильного решения может служить для судьи желание получить от одной из сторон материальное вознаграждение (взятку). Чтобы удержать судей от нарушения беспристрастия по такой причине, необходимо, с одной стороны, назначить строгое наказание за взяточничество и вообще за неправосудие из корыстных видов, а с другой стороны - поставить судей в столь обеспеченное материальное положение, чтобы у них не было настоятельной надобности в посторонних доходах.
IV. Итак, гарантиями беспристрастного и правильного отправления правосудия служат:
1) рациональная система комплектования судейского персонала;
2) самостоятельность судебной власти;
3) обеспеченность судейской карьеры, именно: а) несменяемость, б) рациональная система повышений и наград, в) несовместимость, г) рациональная система надзора и ответственности, д) материальная обеспеченность;
4) коллегиальное устройство судов;
5) инстанционная система.
Кроме того, для успешной деятельности судов необходима еще рациональная организация порядка судопроизводства.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 476;