ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 4 страница
Что такое “хорошее чтение”? Я никогда не мог дать ему точного определения; я мог только сказать, что это “выглядит” определенным образом, что это “читается” определенным образом, и что это “чувствуется” определенным образом. Хороший сценарий работает с первой страницы, с первого параграфа, с первого слова. “Китайский город” был хорошим чтением, такими же были “Жар плоти”, “Отсутствие злого умысла” и “Энни Холл”.
На странице много свободного места, описательные параграфы коротки и попадают в точку, а диалоги читаются от сцены к сцене с напряженным интересом и взволнованностью. Читатель не может оторваться от сценария.
Вот это работа писателя: не дать читателю оторваться от чтения.
Чего ищет читатель?
Во-первых, и, прежде всего, историю, героя (героиню) и стиль. Первое, что привлекает меня, – это стиль письма, то, как расположены слова на бумаге: сжато, напряженно, живо и визуально. Затем предпосылка. Захватывает ли она мое внимание? Интересна ли она? Как построен сценарий с точки зрения истории и визуальной динамики? Выписаны ли герой законченно, гармонично и объемно? Достаточно ли информации представлено на первых десяти страницах, чтобы заставить меня желать продолжения чтения?
Когда вы находите “хорошее чтение”, вы это чувствуете: на первой странице появляется определенное возбуждение и энергия. Люди ненавидят чтение в Голливуде, однако все любят читать хороший сценарий. В этом отношении ничто не меняется никогда.
В качестве примера я думал, что будет интересно включить лист с оценками читателей из крупной кинокомпании. Это покажет вам, откуда приходит читатель.
Во-первых, в левом углу страницы написано “жанр”, определение типа истории одним словом: авантюрно-динамический, любовная история, вестерн, комедия, романтическая комедия, фарс, рыцарский роман, с плохим или хорошим концом, научная фантастика, мультипликационный фильм или футуристический тип. В данном случае жанр рыцарского романа означает “с плохим концом”.
Во-вторых, имеется либретто истории – четырех- или пяти строчное описание того, о чем эта история; в этом примере либретто выглядит так: “Красивая, с амбициями молодая женщина-юрист планирует стать одним из руководителей юридической фирмы в Чикаго. Ее начальник, женатый и отец троих детей, влюбляется в нее. Она ловко требует от него, чтобы он сделал ее полноценным партнером, что губит его как политика. Его женитьба терпит крушение. Он оставляет свою семью, чтобы основать свою собственную фирму, а ее сделать единственным партнером. Через несколько недель он просит свою жену разрешить ему вернуться обратно. Наша девушка быстро продвигается вперед”.
Вот о чем эта история, сюжет сценария. (Если, вы хотите прочитать хорошие резюме, прочтите любое описание фильма в “Телевизионном руководстве”. Таким путем, вы можете рассказать вашу историю еще даже до того, как вы написали ее).
В-третьих, после этого краткого резюме идет полутора страничная подробная аннотация истории, глубокая и подробная, которую я пропустил.
В-четвертых, имеется анализ читателя с определением структуры и характеров героев. В этой частной оценке анализ разбит следующим образом (иногда он включает схему с квадратиками, в которых стоят определения: отлично, хорошо, посредственный или плохой о герое или героине, о диалогах и структуре):
I – Герой или героиня
А) Конструкция: Безжалостная молодая жещина-карьеристка
пользуется расположением к ней мужа и отца
семейства средних лет и он оставляет
ради нее свою семью.
В) Развитие: Почти хорошее. Автор, должно быть, настрадался от женщин. Это портрет одной из самых гадких сучек после фильма “Дорогая” или “Петулия”. Характеры героев неправдоподобны. Они не нарисованы полностью.
II – Диалоги Отличные. Это Чикаго, но в очень малом отрезке времени. Здесь диалоги несут на себе основной грех, так как они делают все очевидным. История рассказана в диалогах.
III – Структура
А) Конструкция: Лолита с мозгами находит свой путь наверх лестницы в юридическом мире, манипулируя своим боссом, семейным человеком, и за
тем отшвыривая его, как только она достигает своей главной цеди.
В) Развитие: Прекрасно. Потому что все так очевидно и ориентировано на мыльную оперу. Главная героиня не отличается глубиной, она слишком отталкивает от себя зрителя.
С) Темп: Хороший. Хотя нет сомнений относительно того, что будет дальше, и очень маленькое драматическое напряжение. Однако это тоже не мешает.
D) Концовка: Плохая. Сценарий – неожиданно кончается. Мы остаемся как бы в повисшими в воздухе. Бедный муж едва ползет домой и мы никогда больше не увидим главную героиню.
Вот такой анализ структуры и героини. Затем идет “Рекомендация читателя”, где читатель или читательница добавляет свои впечатления в нескольких предложениях: “Не рекомендую. Посредственная романтическая драма во всех отношениях. Это несимпатичный портрет напористой, средне западной женщины-карьеристки. Конечная точка во всем это деле остается тайной. Это, пессимистический фильм, но совершенно без структуры черной комедии, которую связывают с именем Набокова или т.п. Это мыльная опера, а не художественный фильм”.
Таково резюме сценария, данное читателем из Голливуда. И как оно ни кратко и немногословно, это то, что читает каждый администратор и сотрудник студии и продюсер фильма.
Что скажет читатель о вашем сценарии?
В качестве упражнения вы можете захотеть познакомиться с этим суждением. Вот откуда приходит читатель или читательница. С его или ее точки зрения всегда надо читать другой сценарий, обычно кипа на полке составляет около двух футов в вышину. Все пишут сценарии, и когда читатели читают сценарии, в 99 случаях из 100 они разочарованы.
В этом году в Гильдии писателей Западной Америки будет зарегистрировано более 18 000 кино- и телесценариев. Из них менее 80 фильмов будут сделаны в Голливуде.
Несмотря на это, восьмидесятые годы будут вспоминаться как десятилетие сценариста. Никогда не писали так много сценариев, как сейчас. И в течение ближайших нескольких лет количество людей, пишущих для фильмов любого назначения – кинофильмы, телефильмы, кабельное телевидение и диски, удвоится и утроится.
Мы развились и превратились в визуальное общество; менее 30 лет назад мы были в основном литературным обществом. Все изменилось с ростом телевидения, и теперь общество опять меняется, потому что мы идем в век компьютеров. Мы находимся, в середине информационной революции. Дети растут, играя в видеоигры, они учатся программированию в начальной школе.
Местонахождение рынка для сценариста меняется: в течение
этого десятилетия потребность в сценаристах резко возрастет. Обширный спектр кабельного телевидения стабилизируется и скоро
компании будут выпускать специализированный материал. Весь рынок кино- и телефильмов будет несколько иным по сравнению с сегодняшним днем. Никто не знает точно, каким будет этот рынок, но одно ясно: возможности для сценариста будут огромные.
Если вы серьезно хотите заняться писанием сценариев, теперь время формировать вше мастерство и совершенствовать свое ремесло.
Будущее уже настудило.
Очень многие сообщают мне о том, что они хотят писать сценарии. Они звонят мне по телефону, пишут мне, пристают ко мне, наконец, поступают на мои семинары, а затем, спустя две или три недели уходят, не говоря ни слова. Их обязательство по отношению к себе и к их писанию было нулевым. Действие – это характер; человек представляет собой то, что он делает, а не то, что говорит.
Если вы собираетесь делать это, делайте.
Вот о чем эта книга. Это руководство и это инструмент. Вы можете прочесть эту книгу сто раз, но до тех пор, пока вы не положите ее и не начнете делать упражнения, вы только собираетесь думать о писании сценария, а не писать его.
Чтобы написать сценарий, нужно время, терпение, усилия и обязательство написать сценарий. Хотите ли вы сделать это обязательство по отношению к самому (самой) себе? Хотите ли вы учиться и делать ошибки? Хотите ли вы сделать наилучшую работу, которую вы можете сделать?
Что поистине важно для писания сценария – это писать его. Вы ставите перед собой задачу, цель и вы достигаете ее. Вот и все.
Когда люди заканчивают первый набросок своего сценария на моих семинарах, все аплодируют им: это наше признание времени и работы и инструмента и усилий, и боли, и радости, которые ушли на писание.
Учебное пособие сценариста будет направлять вас по процессу писания сценариев. Чем больше вы вложите в него, тем больше будет отдача. Это ведь естественный закон.
Настоящее искусство, говорил Жан Ренуар, заключается в том, чтобы делать его.
Писание – это личная ответственность: либо вы делаете его, либо нет.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 401;