ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель, задачи и содержание образования могут быть достигнуты при условии осознания и реализации принципов, то есть стратегии обучения. Существенные различия в задачах и содержании разных направлений преподавания изобразительного искусства в школе определяют разные условия их реализации[9]. Отличие принципов разных концепций художественного образования показано в таблице 1.

Несмотря на разнообразие в педагогической практике принципов художественного образования одним из важнейших принципов преподавания изобразительного искусства по-прежнему остаётся принцип наглядности.

Наглядность — одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Как известно, обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.

Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

Современная дидактическая наука предъявляет определенные требования к наглядным пособиям и материалам: безупречность в научном отношении; соответствие требованиям учебной программы; точность отражения реальной действительности; соответствие возрастным особенностям учащихся; ясность и четкость изображения; соответствие гигиеническим и эстетическим требованиям.

Общие методические правила использования дидактического материала четко сформулированы в педагогической науке:

- разъяснение цели наблюдения и указание на основные его моменты (вводная беседа);

- соблюдение плановости и последовательности во всем процессе наблюдения;

- выделение основного, ведущего и второстепенного моментов наблюдения с заострением внимания учащихся на плановых вопросах наблюдения;



Таблица 1

Принципы обучения в различных направлениях художественного образования

I направление (концепция) «Школа рисунка — всеобщая графическая грамота» Традиционная программа. В. С. Кузина II направление (концепция) Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа. Б. П. Юсова III направление (концепция) «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского IV направление (концепция) «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я. Шпикаловой
1.Воспитывающее обучение. 2.Научность обучения. 3.Наглядность обучения. 4.Систематичность и последовательность в обучении. 5.Сознательность и активность в обучении. 6.Доступность обучения. 7.Прочность усвоения учебного материала. 1. Всеобщность художественного воспитания. 2. Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни 3. Единство обучения и художественного творчества. 4. Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства. 5. Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности 6. Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия. 7. Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися. 1. Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра). 2. Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения) 3. Принцип постоянства связи с жизнью. 4. Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве. 5. Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения. 6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. 1.Принцип общекультурного развития 2.Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности 3.Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства: - интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры; - отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история). 4.Принцип регионального подхода. 5.Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве. 6.Принцип комплексной системы работы.

- попутное объяснение с привлечением соответствующих сведений из учебников, вспомогательной литературы;

- выполнение учащимися по указанию учителя, вместе с наблюдением, письменной и графической работы;

- повторение наблюдения для полного осознания объекта наблюдения и проведение в связи с этим необходимых упражнений;

- проверка и учет знаний учащихся, полученных отнаблюдения, при оценке их успеваемости.

Следует подчеркнуть, что наглядность нельзя превращать в самоцель, противопоставлять словесному обучению. На уроке, во время учебного процесса, объяснение учителя должно тесно сочетаться с демонстрацией тех или иных наглядных пособий.

Наглядные пособия, применяемые на уроках изобразительного искусства с I по IV класс, в соответствии с требованиями дидактики, можно выделить в следующие группы.

Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры на уроках могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных и многие другие.

Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения, декоративной стилизации. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел из оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов на подставках, квадратными досками на подставке, ящиками с перегородками и другими моделями и пособиями из проволоки, органического стекла, фанеры, дерева и картона. Для раскрытия закономерностей смешения цветов применяют вертушки и т. п.

Методические схемы, рисунки и таблицы. На этих таблицах может быть показано поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда или даны другие методические указания. Их используют при объяснении законов перспективы, понятий «холодный» и «теплый цвет», «колорит», «средний цветовой тон», «свет», «тень», «полутень», «рефлекс» и многих других. Заменяя рисунок учителя на классной доске, таблицы способствуют экономии времени. Хорошие результаты дает демонстрация динамических таблиц. Они представляют собой таблицы с изображением того или иного предмета, группы предметов, пейзажа, которые накрываются прозрачным листом с элементами схемы. При наложении этого листа на изображение школьники видят реалистическое изображение и вместе с тем схему, поясняющую тот или иной закон, явление. Другой вариант динамических таблиц показывает процесс получения композиции за счет передвижения элементов.

Репродукция с картин, рисунков, изображения предметов декоративно-прикладного искусства. С помощью репродукций с картин и рисунков художников, изображений предметов декоративно-прикладного искусства преподаватель знакомит детей с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев. Репродукции с картин художников помогают изучать художественные приемы, развивать внимание учащихся и умение «видеть».

Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок — показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения изображаемого объекта. Преподаватель обычно показывает поэтапное построение предмета, композиционную связь групповой постановки. Следует отметить, что в практике преподавания рисунка и живописи наглядный показ того или иного способа, приема работы всегда считался важным фактором успешного обучения, на что не раз указывали известные художники и педагоги

Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы, CD, DVD диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу и в конечном итоге повышает эффективность урока за счет расширения объема информации. Будучи статическими экранными пособиями, диафильмы и диапозитивы позволяют неограниченное количество времени рассматривать кадр, что дает учителю возможность более детально, подробно проанализировать и охарактеризовать изображение.

И все же наилучшим средством наглядного, обучения является рисунок самого педагога на классной доске, листе бумаги или на полях работы ученика[10].

В современных условиях каждый педагог сам старается изготовить наборы учебно-методических пособий и моделей, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика. Наглядные учебные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущерба для качества преподавания.

При изготовлении методических таблиц педагогу необходимо иметь в виду следующее:

- Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка но, прежде всего, указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.

- Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.

- Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очерёдность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы, над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.

- Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

- Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.

- На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе[11].

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то младшие школьники не только усваивают учебный материал, но и получают возможность соотнести свои практические действия с действиями учителя. Именно поэтому педагогический рисунок должен выполняться быстро, чётко, уверенно. В связи с этим при подготовке к уроку начинающему учителю начальных классов необходимо:

- заранее продумать содержание и этапы выполнения педагогического рисунка в соответствии с темой и ходом урока;

- в плане конспекте нарисовать эскизы поэтапного появления рисунка на доске и продумать краткие и ёмкие комментарии к нему;

- до урока выполнить тренировочный рисунок, определить его расположение на доске и подготовить необходимые материалы.

Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики»[12].


 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Чтобы передача содержания образования предмета «изобразительное искусство» была успешной, чтобы принципы (т. е. стратегия или условия преподавания) работали в самом процессе обучения на уроке, необходима еще и тактика (как и что необходимо делать), т. е. методы обучения[13].

Н. Н. Ростовцев под методом обучения понимает «способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость»[14]. Это самое популярное определение метода обучения.

Другое определение можно найти у Б. М. Неменского, который отождествляет методы конкретной программы и формы обучения. Он говорит: «методы программы — это форма проявления ее содержания в процессе обучения»[15].

Более общее, современное определение метода обучения предлагает, например, В. В. Краевский: «Метод обученияэто конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования»[16].

Современная дидактика определяет следующие основные методы обучения:

1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) — этот метод состоит в том, что учитель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО и т. д.) организует осознанное восприятие учащимися учебного материала. Средствами этого мете нужно обеспечить структурирование знаний, т. е. такоепостроение знаний, при котором у учащихся складывается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи;

2. репродуктивный (инструктивно-репродуктивный) — это метод усвоения действий, формирования умений и навыков. Для этого есть один способ — воспроизведение или репродуцирование. Он состоит в том, что учитель конструирует задания на тренировку, упражнения, повторение;

3. проблемное изложение — это изложение, в котором учитель сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в ней заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого peшения. То есть если для формирования думающих личностей нужно привлекать их к соучастию, рассуждению, думанью. В процессе проблемного изложения обязательно присутствует переживание, которое влияет на усвоение нового материала;

4. частично-поисковый (эвристический) — это метод, при котором учитель ставит проблему, дает проблемную ситуацию, а учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью (под руководством) учителя;

5. исследовательский — это метод, при котором учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения). Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения[17].

Каждый из общедидактических методов обучения определяет педагогическую сущность приемов, форм обучения и их систем. Конкретное соотношение элементов современного содержания образования и методов обучения показано в таблице 2.

Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои специфические методы обучения. Довольно часто эти методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями.

Например, В. С. Кузин называет такие методы преподавания изобразительного искусства как беседа, объяснение, анализ натурной постановки и произведений изобразительного искусства, поэтапное выполнение рисунка (планирование общего хода работы), фронтальная демонстрация наглядных пособий и приемов работы над заданием, индивидуальный показ и исправление ошибок и др.[18]

Б. М. Неменский считает, что методы тесно связаны не только с формами, но и принципами преподавания изобразительного искусства. «Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в педагогическом процессе и нелегко отделимы друг от друга». Целостность программы обеспечивают определённые методы, через которые реализуются соответствующие принципы. Тем не менее, в данной концепции можно выделить, например, следующие методы обучения изобразительному искусству:

- метод педагогической драматургии;

- метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость;

- метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке;

- метод обобщающих уроков;

- метод широких ассоциаций;

- метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;


Таблица 2

 

Методы обучения как средство передачи содержания предмета
«изобразительное искусство»

Элементы содержания образования   Виды, элементы усвоения   Методы  
Знания   Осознанное восприятие Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)  
     
Способы деятельности     Репродуцирование   Репродуктивный  
     
Опыт творческой деятельности     Решение проблемных задач Проблемное изложение
 
Эвристический (частично-поисковый)
 
Исследовательский
     
Опыт эмоционально-ценностных отношений   Переживание Реализация связи педагогических средств с потребностями и мотивами учащихся

 


 

- метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

- метод отчетных уроков;

- метод оформления работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников;

- метод свободы в системе ограничений;

- метод диалогичности;

- метод сравнений;

- метод коллективных и групповых работ[19].

По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ребенка с художественной вещью должна быть необычной, наполненной радостью. И самый опасный враг такой встречи — установка учителя на однообразный план беседы. Народное искусство — это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это — мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление учителя «оживить» вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь... И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Поэтому не случайно Т. Я. Шпикалова на уроках изобразительного искусства рекомендует использовать как можно больше примеров, в которых погружение учащихся в традиционную культуру сопровождается сказкой или игрой. В данной концепции особое внимание уделяется таким методам как игры, конкурсы, изовикторины, «путешествия» с помощью демонстрации наглядных пособий, «вживание» с помощью ассоциаций и театральной драматургии, свободное общение и живой диалог с детьми[20].

Таким образом, разнообразие представленных здесь методов показывает, что в своей педагогической деятельности по преподаванию изобразительного искусства учителю начальных классов необходимо пройти между двумя опасностями. Первая — это анархия, которая часто бывает на уроках рисовании, а вторая — это рутинная зажатость стереотипами, когда надо сформировать осознанную, плодоносную самостоятельность мышления учеников[21]. Методические пути, выбранные учителем, должны быть нацелены именно на это.


РОЛЬ И МЕСТО ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ[22]

Понятие «игра» в процессе исторического развития человечества приобрело огромное количество смыслов и значений — прямых и опосредованных. Игра способствовала не только физическому выживанию человека, но и развивала его социальные, духовные и нравственные качества. Отсюда понятно, какое значение в жизни человека и человечества имела и имеет особая многообразная и неотъемлемая от жизни игра как средство многоаспектного общения, диалога с природой и социальной средой, формирования отношений: биологических, нравственных, духовных, гуманитарных, интеллектуальных, культурологических, эстетических, экономических и др.

В психологическом словаре понятие «игра» определяется следующим образом: «игра— форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной, действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности. Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и в других науках[23]».

В энциклопедическом словаре понятие «игра» формулируется так: «игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Игра сопровождает человека на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами… Игры свойственны и высшим животным[24]».

Трудно перечислить, сколько понятий жизнедеятельности человека связано с игрой: игра и спорт; игра и политика, дипломатия; игра и экономика, управление; игра и религия; игра и зрелище, театр, искусство; игра и образование, воспитание, обучение, игра и психология; игра и право, криминалистика; игра и военное дело, армия; игра и жизнь, судьба каждого человека, сопровождающая его с момента рождения до самой смерти и после нее (обряды, ритуалы, связанные с рождением, именем человека, регистрацией брака, свадьбой, проводами на военною службу и на вечный покой, поминовением и т. д.).

Из всех значений игры нас в основном интересует её роль в становлении и формировании личности, ее значение как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребёнка, подростка, юноши в процессе воспитания и обучения, и в частности на уроках изобразительного искусства.

Классификация учебных игр:

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) в основном могут применяться в поисках решения реальных, жизненно и профессионально значимых проблем. Решающую роль в организации и моделировании процесса таких игр имеет руководитель — методолог, организатор, а также степень его интеллекта, эрудиции, компетенции, интуиции в предвидении нетрадиционных ситуаций, конфликтов, общения с участниками игры. Роль руководителя, управляющего игрой, во всех видах игр очень ответственна.

Деловые игры(ДИ) близкие к ОДИ по своей структуре и содержанию. В ходе их идет поиск решения, имеющего реальное приложение к социальной и профессиональной практике, но их применение связано с более узким кругом проблем определенных профессиональных, экономических, образовательных. Всем своим содержанием и технологией они могут входить в структуру и содержание ОДИ как ее часть, определеный компонент.

Учебно-имитационные игры(УИИ) в большей степени носят тренировочный характер, способствующий отработке определенных предметных, профессиональных, технологических умений. УИИ также могут входить в содержание и технологии ДИ как ее структурный элемент.

Ролевые игры(РИ) имеют, по сравнению с другими видами игр, свою специфику, отличающуюся драматургическим характером содержания и технологии. Ее цель в большей степени носит воспитательный, поведенческий, отношенческий характер. Попытка войти в «чужую» роль, мысли, характер, заданного обстоятельства, принять на себя «проблемы» другого человека (группы людей), предвидеть реакцию «соучастников» — всё это ставит РИ в ряд интереснейших эмоциональных форм решения различных социальных и психологических проблем. РИ сродни постановке спектакля, в котором есть главные и второстепенные роли, персонажи; есть фабула, сюжет действия есть конфликт, характер, образ. Только в отличие от театра здесь роли, персонажи носят временно-условный характер, действие («сцены», «картины») импровизированно-имитационно, а главное — оно не повторяется для зрителя, поскольку этом «театре» «актер» и «зритель» в одном лице. В отличие от театра, роли, содержание, действие «спектакля», его «образ» — это не цель, а средство формирования личностных качеств играющих, только путем моделирования «чужих» характеров и обстоятельств, «чужого» опыта.

«Театральный» характер ролевых игр привлекает все большее внимание сторонников среди взрослых, не говоря уже детских коллективах. Они очень органично вливаются в состав структуры всех остальных игр и могут с успехом использоваться и в ОДИ, и в ДИ, и в УИИ.

Таким образом, можно представить структуру «взаимоотношений» различных видов игр их классификацию, в зависимости от целей и содержания каждой из них (см. рисунок 1).

Любая деятельность целенаправленна (в том числе и игра), даже если субъект это не осознает (например, играющий маленький ребенок). Игра как процесс должна заключать в себе свои содержание, методы и технологию, зависящие от цели и особенностей субъектов игры — ее участников.

 

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

               
 
 
     
     
 
 

 

 


Деловые игры (ДИ)

       
 
   
 

 

 


Учебно-имитационные

игры (УИИ)

 
 

 

 


Ролевые игры (РИ)

 

Рис. 1.Классификация и структура «взаимоотношений» различных видов игр

В учебной деятельности младших школьников обычно признается только ролевая игра. Однако при правильном определении цели, содержания и разработке определённой технологии, могут оказаться применимыми и другие игры(например УИИ или ДИ) Поэтому особое значение в процессе педагогической деятельности имеет правильное моделирование игры. Обобщённая модель учебной игры представлена на рис. 2.

Важнейшим моментом в моделировании игры является определение её цели. Для младшего школьного возраста можно определить следующие цели разных учебно-педагогических игр:

ДИ. Формирование качеств творческой личности, поиск решения художественно-познавательных проблем практического характера (в основном применима в 3 – 4-м кл.).

УИИ. Формирование качеств творческой личности, освоение специфики языка искусства, поиск решения практических, изобразительных, конструктивных, декоративных задач, отработка предметных художественно-изобразительных умений, способов действий (в основном приемлема во
2 – 4-м кл.)

Игра
Цель Содержание Технология
           
     
 

Ученик Деятельность Учитель
           
     

 

Формирование и развитие личностных качеств, социализация. Воспроизводство определённой области действительности через ролевые ситуации Моделирование педагогических и дидактических процессов, организационных форм.

Рис. 2.Модель учебной игры (обобщенный вариант)

 

РИ. Развитие личностных психологических качеств, эмоционально-ценностных отношений, сопереживания, отзывчивости, обнаружение и реализация художественных способностей, отработка учебных умений и навыков, способов действий.

Учителю важно помнить: игра не может быть навязана детям. Она должна исходить из возможностей и интересов учащихся, привлекать их к участию всем своим содержанием и структурой. Поэтому огромную роль играет подготовка учителем всех аспектов игры. И в первую очередь это касается цели игры, ее учебного и воспитательного содержания, ее структуры и организации. Для учителя включение игры в урок должно быть не просто данью моде, а продуманной и целесообразной формой организации активного общения отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки. Если для учителя игра — средство достижения определенной педагогической цели, то для учащегося цель — сам процесс игры. Но этот процесс организуется такими способами, которые позволят ненавязчиво вести ребенка к освоению нового, приобретения новых личностных качеств.









Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 3109;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.041 сек.