УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Чтобы достичь художественного образования, необходимо соответствующие содержание, которое «присваивается» учеником с помощью учителя путем их взаимодействия на основе принципов (педагогической стратегии) и методов обучения и воспитания (педагогической тактики). В каждой педагогической системе (концепции) они разные: определенной цели соответствует определенное содержание и свои средства (принципы и методы). Эта разница, особенности различных подходов к художественному образованию, проявляется и на уроке, т.е. в самом процессе обучения и воспитания, и в его результате. Эти особенности проявляются и в построении, структуре урока его проектировании (моделировании), оценке результатов.
Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.
Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
1. урок овладения учащимися новыми знаниями;
2. урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;
3. урок обобщений и систематизации знаний и умений;
4. урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);
5. контрольно-проверочный урок
6. урок смешанного типа, комбинированный.[25]
Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства.
Т. Я. Шпикалова, например, выделяет такие типы уроков изобразительного искусства как: урок-сочинение, урок-образ, урок-эксперимент, урок-повтор, урок-вариация, урок-импровизация, урок-путешествие, урок-праздник[26].
В пособии для учителя О. В. Островской можно найти описанние следующих типов уроков изобразительного искусства: проблемный урок, учебный диалог, урок-восхождение, урок с вопросами-парадоксами, авторский урок, урок-образ, урок-вернисаж, праздник искусств, художественно-педагогические игры, урок-путешествие, русские посиделки.
Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:
1. организация занятия;
2. проверка домашнего задания;
3. объяснение (сообщение) нового материала;
4. закрепление нового материала;
5. подведение итогов урока;
6. задание на дом[27].
Однако, Б. М. Неменский определяя урок изобразительного искусства как урок-образ, считает, что прочтение педагогом такого урока может быть личностным, урок всегда несет элемент театрального действия. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму предъявления и форму освоения художественного материала самого предмета «Изобразительное искусство», с помощью сопереживания, вдохновения, увлечённости. В структуру урока-образа обычно входят элементы театрального действия: замысел (идея), завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, концовка, эпилог[28].
Представители проблемного обученияориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого процесса — их создание и проявление в деятельности учащихся. Звеньями обучения при этом, например, являются:
1. постановка проблемы и осознание познавательных задач;
2. возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;
3. закрепление, и совершенствование знаний и привитие умений и навыков
4. применение знаний и их оценка, выявление умственного развития[29].
Л. Б. Рыловасчитает, чтообобщенная дидактическая структураэлементов или этапов процесса движения обучения (структура развивающего урока) выглядит следующим образом:
1. (а) постановка цели перед учащимися и тем самым организация готовности к деятельности или непосредственно к включению в деятельность;
2. (б) организация восприятия, осознания учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний;
3. (в) организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее и упражнений в ее применении, в том числе, вариативно преобразующем по образцу;
4. (г) организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания;
(д) целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала на его основе и реализация всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечения их эмоций, интереса; увлечения, радости самоутверждения и самопроявления и т.д.;
5. (е) обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного;
6. (ж) контроль результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Формулы структуры урока могут быть, например, такие: Д (а б в е ж),
Д (б в г ж), Д (г е в ж).
Как видно из формул применения такой структуры урока, её элементы динамичны и подвижны. Их последовательность не носит статичный, раз и навсегда упорядоченный характер (как, например, элементы традиционного урока) и зависит, в первую очередь, от выбора методов достижения цели урока (блока уроков), от характера взаимодействия учителя и учащихся по передаче и освоению необходимого содержания учебного материала.
Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:
1. Вид занятий или художественно-творческой деятельности.
2. Тема урока.
3. Цель урока.
4. Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).
5. Оборудование: для учителя, для учащихся.
6. Эскиз использование классной доски.
7. План и ход урока.
8. Список использованной литературы[30].
В современной дидактической литературе появились новые понятия: «проект урока», «проектировочная деятельность учителя», «опорные сигналы», «технология урока», «драматургия урока», «педагогическое мастерство» и т.д. Проект—более широкое понятие. Это индивидуальное произведение, представление учителя о его будущей деятельности и деятельности учащихся. А план — это форма фиксации проекта.
Поэтому проект урока помимо названных элементов плана-конспекта может отражать ещё и следующее: методы педагогической деятельности учителя на уроке, поэтапную постановку задач, виды деятельности учителя и учащихся, самоанализ и самооценку урока, и многое другое.
В таблице 3 представлена примерная форма проектирования плана и хода урока, которая позволяет проанализировать взаимосвязь всех компонентов урока, как по горизонтали, так и по вертикали.
Таблица 3
Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства
№ п/п | Название этапа | Задача для этапа | Затраченное время | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учителя | Примечания |
Часто учитель, проектируя урок, главным образом думает о собственной деятельности, а не о деятельности учеников. Особенно это характерно для деятельности начинающего учителя. Поэтому очень важно умение учителя предвидеть цели и результат своей деятельности как бы в зеркале деятельности учащихся и их результатов, а также видеть место данного урока во всей системе обучения и воспитания.
В этой связи возникает необходимость анализа и самоанализа деятельности учителя. Чем критичнее, чем глубже и конкретнее самоанализ, тем лучше, тем меньше вероятность повторения ошибок, просчетов. Примерные критерии анализа и самоанализа урока изобразительного искусства приведены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ и оценка урока изобразительного искусства в начальных классах.
ФИО проводящего урок ________________________________________________________________________
Факультет, курс, группа ________________________________________________________________________
ФИО проверяющего урок _______________________________________________________________________
Дата проведения ____________________________ Школа ___________________Класс ___________________
Учащихся в классе (группе)__________________________Всего на уроке ______________________________
Программа ___________________________________________________________________________________
Тема ________________________________________________________________________________________
Требования к деятельности учителя | Оценка* | Требования к деятельности учащихся | Оценка | ||||||
! | ? | - | ! | ? | - | ||||
1. | Общая организация урока | 1. | Внимание | ||||||
Соблюдение основных этапов урока | В начале урока. | ||||||||
Расчёт учебного времени. | В конце урока. | ||||||||
Создание эмоционального настроя. | 2. | Активность | |||||||
Организация внимания учащихся. | В процессе беседы. | ||||||||
Игровые приёмы. | В процессе практической работы. | ||||||||
Взаимосвязь теории и практики. | При подведении итогов. | ||||||||
Динамические паузы, физкультминутка. | 3. | Интерес к теме. | |||||||
Домашнее задание. | 4. | Прочность знаний, умений и навыков. | |||||||
2. | Организация начала урока. | 5. | Самостоятельность суждений. | ||||||
3. | Организация беседы. | 6. | Речь. | ||||||
Отбор теоретического материала. | 7. | Вопросы к учителю. | |||||||
Раскрытие темы. | 8. | Понимание учебных задач. | |||||||
Ключевые слова, акценты. | 9. | Культура труда. | |||||||
Научность. | 10. | Самостоятельность практич. работы | |||||||
Логичность. | 11. | Творчество. | |||||||
Доступность. | 12. | Исполнительство. | |||||||
Последовательность. | 13. | Самоконтроль. | |||||||
Систематичность. | 14. | Дисциплина. | |||||||
Вопросы к учащимся | Во время беседы. | ||||||||
4. | Организация практической работы. | В процессе практической работы. | |||||||
Фронтальная работа. | При подведении итогов. | ||||||||
Упражнения. | Реакция на звонок. | ||||||||
Постановка учебных задач. | Готовность к уроку. | ||||||||
Этапность и последовательность. | Организация рабочего места. | ||||||||
Систематичность. | Уборка рабочего места. | ||||||||
Смена деятельности. | 15. | Отношение к учителю | |||||||
Индивидуальный подход. | Мнение учителя проводившего урок | ||||||||
5. | Организация итога урока. | ||||||||
Выставка, представление работ. | |||||||||
Анализ работы. | |||||||||
Оценка результатов. | |||||||||
6. | Наглядно-методическое обеспечение. | ||||||||
Отбор наглядного материала. | |||||||||
Эстетичность используемого материала. | |||||||||
Применение во время беседы. | Предложения, советы и замечания.. | ||||||||
Применение в процессе практич. работы | |||||||||
Педагогический рисунок. | |||||||||
Использование классной доски | |||||||||
7. | Личностные характеристики учителя. | ||||||||
Эмоциональность. | |||||||||
Речь. | |||||||||
Педагогический такт. | |||||||||
Объективность. | |||||||||
Внешний вид. | |||||||||
Общая оценка за урок | |||||||||
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 2342;