Основные принципы этики полицейской службы
(Утверждены 9 мая 1979 г. резолюцией № 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы)
Полицейский должен выполнять определенные законом обязанности, которые закон на него возлагает через посредство задач защиты своих сограждан и общества против насилия, хищений и других деяний, наносящих вред. Эта статья однозначно связывает полицейского с правом. Власть закона лежит в основе всякого демократического общества. Задача полицейского и его ответственная обязанность — уважать закон и поддерживать его.
Каждый полицейский обязан исполнять свой долг честно, беспристрастно и с достоинством. В особенности он должен всячески настойчиво противиться и избегать всех видов коррупции. Определения понятия коррупции не существует, однако каждый полицейский знает, где она начинается. Избежание взяток и коррупции имеет исключительную важность, ибо когда полиция коррумпирована, эта коррупция рано или поздно распространяется и на остальную часть общества.
Массовые казни, пытки и другие формы антигуманного или унизительного обращения или наказания невзирая ни на какие обстоятельства, запрещены. Полицейский обязан не уважать и не выполнять любой приказ или распоряжение, содержащие меры подобного характера. Определять наказание есть обязанность судебных органов, поэтому полиция не должна противозаконным образом брать на себя эту функцию. В особенности полиция не должна принимать участие в массовых казнях или других мероприятиях столь же жестокого характера. Этот запрет настолько значителен, что полицейский, даже в тех случаях, когда приказ о подобных мероприятиях отдается вышестоящими инстанциями, обязан ему не повиноваться.
Полицейский обязан добросовестно выполнять приказания, отданные его начальником, однако любое распоряжение не подлежит исполнению, если он узнает или знает о его незаконном характере. Эта статья расширяет ту область всякого распоряжения. которую полиция не должна исполнять. Подлинный смысл этой статьи заключается прежде всего в подчеркивании того, что полицейский, будучи членом иерархизированной и подчиненной строгой дисциплине организации, в подавляющем большинстве случаев автоматически выполняет распоряжения, отданные ему начальником. Во многих случаях немедленное выполнение приказа, когда он направлен на защиту закона, необходимо. Однако когда полицейский осознает, что приказ незаконен, он должен его не исполнять.
Полицейский должен противостоять нарушениям закона. В том случае, когда допускается нарушение, в результате чего личности причиняется непосредственный или невозмещаемый и существенный вред, он обязан, используя все свои возможности, безотлагательно принять меры.
Когда же совершенное нарушение не дает оснований опасаться прямого или же невозмещаемого и существенного вреда, он обязан позаботиться о том, чтобы это нарушение не имело последствий или же повторения, в целях чего он докладывает о случившемся своему начальнику. В том случае, если его доклад оставлен без внимания, он может обратиться в вышестоящие инстанции. Эта статья касается существенных нарушений закона. Декларация различает два вида нарушений. В первом случае речь идет о непосредственном или невозмещаемом существенном вреде — таком, как массовая казнь. Здесь полицейский должен сам принимать немедленно меры. Другие случаи — это когда нарушения, по-видимому, не причиняют непосредственный или же невозмещаемый существенный вред. При этих обстоятельствах полицейский должен доложить о правонарушении своему начальнику и дается ход мерам пресечения судебного характера.
Полицейский, отказывающийся выполнять противозаконное распоряжение, не должен подвергаться дисциплинарным наказаниям или отдаваться под суд. Статья 7 необходимо вытекает из статьи 4. Когда в отданном противозаконном наказании выхолащивается подлинная сущность Полицейской декларации, полицейский, не выполнивший это приказание, не должен за свои действия подвергаться наказанию. Еще раз подчеркивается: эта статья направлена на то, чтобы все правомерные приказы безусловно выполнялись; вместе с тем она обязывает полицейского, не выполнившего приказание, чтобы он указал на основания своего неподчинения.
Полицейский, осуществляющий слежку, задержание, охрану или транспортировку, не должен сотрудничать с лицами, которые хотя пока не находятся под подозрением, но по отношению к которым начинают совершаться противоправные действия из-за их расовой принадлежности, религиозных или политических убеждений — такие как преследования и угроза ареста. Здесь ему приходится находить компромисс между двумя точками зрения. С одной стороны, он не сможет терпеть, чтобы граждане подвергались преследованию за их расовую принадлежность, религиозные или политические убеждения. Он должен четко и ясно поступать как служащий полиции: например, должен отказаться оказывать содействие при аресте евреев, осуществлявшемся во время второй мировой войны. С другой стороны, он должен знать, что сегодня многие преступления совершаются по скрытым политическим причинам. В Ирландии около 40% преступлений объясняется так называемыми политическими мотивами. В соответствии с подлинным смыслом статьи 8 Декларации он должен стремиться к тому, чтобы стало возможным подвергаться общепринятым наказаниям членов определенной политической организации, находящейся под подозрением и возлагать на нее ответственность за особо тяжкие преступления, такие, например. как подкладывание бомб. Особенно это рекомендуется при розыске террористов. Кроме того это приобретает особенную важность, когда совершенное преступление подпадает под сферу уголовного права. Данная статья стремиться подчеркнуть, что полицейский не должен подвергать человека аресту только за то, что он является евреем или членом политической партии. Одновременно статья указывает на то, что когда полиция имеет основание подозревать какое-то лицо в совершении уголовно наказуемого деяния, то она не должна воздерживаться от активного преследования личности из-за его расовой принадлежности, политических или религиозных убеждений. Борьба против преступности и терроризма не может вестись ценой утери великих гражданских свобод, которые Европа завоевала в столь тяжкой борьбе. В действительности зачастую целью террористов является разрушение общества, поэтому общество вынуждено бороться против беспорядков террористическими методами. Так начинается катастрофический развал цивилизованного общества. Отсюда мы должны охранять политические и религиозные свободы и расовую терпимость и в то же время мы обязываем всеми силами бороться против террористических акций.
Полицейский лично ответственен как за свои собственные действия так и за те действия, которые он в соответствии с приказанием исполняет или не исполняет в том случае, если они не согласуются с законом. Существует простое, но имеющее огромный смысл положение. Оно еще раз возвеличивает английскую правовую доктрину и развенчивает теории. Оно гласит, что полицейский позади незнакомого начальства благополучен будет, а под невразумительными инструкциями прикрытым будет. Это положение совершенно недвусмысленно характеризует ответственность отдельного полицейского. Несомненно, это тяжкая ноша. однако она, тем не менее, придает ему силу. Пожалуй, следует добавить, что эта статья об ответственности отдельного полицейского подчеркивает, что при этом, однако, не исключается ответственность его начальников. Отсюда следует, что полицейский может быть привлечен к уголовной ответственности. Как правило, он не может, вместе с тем, быть привлеченным к ответственности в соответствии с гражданским кодексом за действия, связанные с применением власти при исполнении служебного долга и приведшие к нарушению уличного движения. Естественно, во всех случаях превышения и злоупотребления исполнительной властью ответственность несет государство.
Должны существовать четкие границы компетенции отдачи распоряжений. Это необходимо для того, чтобы начальник смог определить, за какое действие или бездействие полицейский, в конечном счете, является ответственным. Четкое определение компетенции — в интересах самого полицейского. Эта статья выступает как директивная установка для законодателя и властей и не направлена на отдельного полицейского. В Комитете по вопросам права было обращено внимание на то, что в Нидерландах полиция подчинена двум учреждениям: Министерству юстиции и Министерству внутренних дел. При такой системе возникает опасность, что полиция при получении противоречивых распоряжений будет стремиться создать свою собственную версию.
Законодательство должно предусмотреть систему законных гарантий и правовых средств против всяческого ущерба, который может последовать в результате действий полиции.
При исполнении своих обязанностей полицейский должен применять все имеющиеся у него права для достижения законно необходимых и разрешенных целей; вместе с тем он не должен применять большее насилие, чем это предписывается для подобного случая. При исполнении своего служебного долга полиция бывает вынуждена при случае прибегать к насилию. При этом важно подчеркнуть, что полиция не имеет разрешения на применение насилия, хотя определения, что такое насилие, каковы его границы — не может быть дано; крайне важно подчеркнуть что полиция только в исключительных обстоятельствах имеет право прибегнуть к силе и то лишь в разумной степени. Краеугольным камнем полноты власти, предоставленной полицейским, должно быть положение о том. что авторитет полиции в обществе в немалой степени зависит от тех способов. которые она применяет при исполнении своих обязанностей.
Полицейский должен иметь четкие и исчерпывающие инструкции в отношении способов применения оружия и обстоятельств, при которых он может его применять. В Комитете по вопросам права отмечено, что обычный полицейский в Ирландии и в Соединенном Королевстве не вооружен. К нему эта статья не имеет отношения. Однако в этих страдах существует также и вооруженная полиция и в других странах-членах ООН полиция вообще вооружена — там эта статья будет воспринята как полезная.
Полицейский, арестовавший человека, нуждающегося в медицинской помощи, обязан обеспечить ему эту помощь посредством привлечения медицинского персонала, а в случае необходимости принять меры к сохранению его жизни и здоровья. Он должен выполнять указания врачей и другого медицинского персонала, когда данный арест осуществляется под медицинским контролем.
Полицейский должен все дела конфиденциального характера, о которых он становится информированным, сохранять в тайне; это требование продолжает существовать и в дальнейшем. когда исполнение им служебного долга или предписаний закона осуществляется в другом месте.
Эта статья должна быть прокомментирована посредством следующего инцидента, происшедшего в Нидерландах несколько лет назад. Один член парламента был задержан за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Когда полицейский производил осмотр машины, то он обнаружил, что в его портфеле имеется текст речи, направленной против злоупотребления алкоголем. Полицейский сделал эту речь достоянием прессы и тем самым основательно скомпрометировал саму речь и нанес существенный ущерб политической карьере этого человека.
В Комитете по вопросам права было установлено, что имеются полицейские, которые за быструю передачу информации в другие руки получают определенную мзду. Подобная практика является крайне нежелательной, поскольку она чревата коррупцией (см. статью 2) и порождает в самой полиции атмосферу нервозности и подозрительности.
Полицейский, выполняющий требования настоящей Декларации имеет право претендовать на действенную материальную и моральную поддержку от общества, которому он служит.
Хорошие отношения между полицией и общественностью играют важную роль. Никакой полицейский не сможет успешно и в интересах населения выполнять свои задачи, если он не пользуется действенной моральной и материальной поддержкой со стороны общества, в котором он работает. В сожалению, в большинстве стран-членов ООН отношения между полицией и общественностью ухудшаются. Будем надеяться, что настоящая Декларация сможет содействовать их улучшению.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1418;