Международные стандарты профессиональной деятельности юриста
Международное сообщество юристов разработало международные стандарты профессиональной деятельности юриста, которые содержатся в следующих документах: "Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов" (1990), "Деонтологический кодекс /Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сообщества/" (1988), "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" (1979), "Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов" (1985) "Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью" (1985), "Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" /"Пекинские правила"/ (1985), "Основные положения о роли адвокатов", принятые на У111 конгрессе ООН (1990), "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными", принятые на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1955) и др.
Международные стандарты профессиональной деятельности юриста - это общие деонтологические требования (нормы и принципы), которые предъявляются к юристу - судье, адвокату и другим специалистам в области права независимо от государственных границ их профессиональной деятельности в целях гуманизации общественных отношений, утверждения законности и правопорядка в каждой стране мира.
Деонтологические нормы и принципы, признанные в качестве международных стандартов, гарантируют надлежащее выполнение юристами их функций, что создает необходимые условия для жизнедеятельности общества.
Разумеется, каждая страна имеет свои традиции и специфику в области деятельности работников юридического труда, обусловленные национальным судоустройством, структурой государственной власти и управления, законодательством. Однако имеются общие исходные положения, которые обладают либо должны обладать одинаковой силой в государствах с гуманистической, демократической направленностью развития. Эти исходные положения, ставшие общими правилами межнациональной деятельности (а не только национальными правилами), и есть международные стандарты профессиональной деятельности юриста. Многие из них были приняты в Европейском сообществе и обязаны учитываться всеми странами- участницами при пересмотре национальных деонтологических норм с целью их гармонизации и дальнейшего развития. Так, Деонтологический кодекс /Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сообщества/" (1988), принятый делегацией двенадцати стран-участниц, был признан моделью для интерпретации и применения национальных деонтологических норм. Применение норм "Деонтологического кодекса" в межнациональной деятельности обязывает адвокатов подчиняться нормам своей коллегии только в том случае, если нормы последней не противоречат нормам данного Кодекса.
Под межнациональной деятельностью понимается:
а) все профессиональные отношения с адвокатом другой страны-участницы;
б) деятельность адвоката в другой стране-участнице.
Одним из важнейших деонтологических требований (норм, принципов) деятельности юриста, ставшим международным стандартом, является независимость юридической профессии как гарантия для осуществления защиты прав человека и оказания правовой помощи.
Независимость юридической профессии (судьи, адвоката) означает отсутствие любого давления: как результата собственных интересов, так и внешних влияний. Независимость необходима для обеспечения доверия со стороны юристов смежных профессий (напр., доверие адвокату со стороны судей), а также со стороны клиентов.
Независимость юридической профессии (судьи, адвоката) обеспечивается:
ее гарантированием государством и закреплением этих гарантий в конституции или законах;
справедливой системой организации юстиции, исключающей какие-либо необоснованные ограничения или вмешательства;
беспристрастным решением судебных органов, т.е. решением на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам;
созданием условий для получения гражданами правовой помощи со стороны избранного или независимого адвоката для защиты их прав;
поддержанием профессиональными юридическими организациями профессиональных стандартов и этических норм;
взаимодействием с правительственными и другими институтами для достижения целей правосудия в процессе разработки национального законодательства и практики его применения;
наличием независимых самоуправляемых ассоциаций юристов, признанных действующим законодательством и способных обеспечить независимость юридической профессии, защитить юристов от необоснованных ограничений и нарушений и др.
Второй принципиальной международной деонтологической нормой деятельности юриста (судьи, адвоката и др.) при выполнении им профессиональных функций является служебная несовместимость как условие обеспечения независимости.
Служебная несовместимость означает неучастие юриста (судьи, адвоката) в коммерческой или иной деятельности, отличающейся от его профессии, и обязывает придерживаться норм о служебной несовместимости, которые приняты юристами (судьями, адвокатами) данной страны. Служебной несовместимостью "Деонтологический кодекс" признает также занятие адвокатом административной должности в органах юстиции, осуществление определенных должностных обязанностей и функций.
Третье деонтологическое требование работника юридической сферы, являющееся международным стандартом, - гласность, но только там и тогда, когда это не запрещено. Юрист (судья, адвокат) обязан сохранять профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения ими своих обязанностей. Согласно "Пекинских правил" при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетнего должны уважаться его права на конфиденциальность на всех этапах, чтобы избежать причинения вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.
Четвертое требование выражается в защите юристом (адвокатом), насколько возможно, интересов своего клиента так же, как своих собственных интересов, интересов коллеги или профессии в целом.
Можно продолжить перечисление деонтологических требований, имеющих международный характер, однако все они имеют истоки в главном принципе - соблюдение основных прав человека - определенных возможностей, которые необходимы для его существования и развития в конкретно-исторических условиях.
Введение "Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" (1979) имело целью осуществление правопорядка должностными лицами правоохранительных органов в соответствии с принципами прав человека. Согласно "Кодексу" каждый орган охраны правопорядка должен нести ответственность перед общественностью и быть ей подотчетным, а каждое должностное лицо, являясь частью системы уголовного правосудия, предотвращать преступления, вести борьбу с ними. Поведение должностных лиц по поддержанию правопорядка должно соответствовать следующим правилам (принципам):
1.уважать и защищать достоинство и права человека;
2.применять силу только в крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей;
3.сохранять в тайне сведения конфиденциального характера;
4.проявлять осторожность при сохранении и использовании информации, которая относится к личной жизни других лиц или может повредить их интересам и репутации;
5.не осуществлять, не подстрекать или терпимо относится к пыткам или другим бесчеловечным обращениям и наказаниями, не оправдывать их исключительными обстоятельствами либо ссылками на распоряжения вышестоящих лиц;
6.обеспечивать полную охрану здоровья задержанных ими лиц, принимать меры к оказанию им медицинской помощи в случае необходимости;
7.препятствовать любым актам коррупции и не совершать самому таких актов;
8.уважать закон и "Кодекс".
Международные стандарты в области профессиональной юридической деятельности, составленные в соответствии со ст.1 Всеобщей декларации прав человека "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", нашли свое воплощение в Конституции и других нормативно-правовых актах Украины, в Дисциплинарных уставах работников правоохранительных органов, в Положениях о дисциплинарных комиссиях и др. Они являются моделью для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства юристов в условиях построения демократического, социального, правового государства в Украине.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 691;