Международные соглашения в сфере контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Первым шагом в создании международных органов по предотвращению наркомании явился созыв так называемой Шанхайской опиумной комиссии, заседания которой проходили в Шанхае с 5 по 26 февраля 1909 года с участием представителей 13 государств: России, США, Австро-Венгрии, Германии, Англии, Франции, Китая, Италии, Японии, Нидерландов, Персии, Португалии и Сиама. Одной из основных целей созыва Шанхайской опиумной комиссии была разработка мер, которые препятствовали бы нелегальному ввозу наркотиков из стран Азии в США и Европейские государства. Обсудив вопросы, касавшиеся курения опиума и международной торговли им, комиссия не высказала категорического требования о немедленном запрещении курения опиума, а поддержала мнение лишь о его регулировании и постепенном ограничении.
Шанхайская опиумная комиссия не выработала каких-либо обязательных норм в отношении злоупотребления наркотиками и их неправомерного распространения, но можно сказать, что она положила начало международному контролю над распространением наркотических средств и предопределила направление международно-правовой помощи в этой сфере.
Первая в истории конвенция о наркотиках была выработана на международной конференции по опиуму, проходившей в Гааге в 1911-1912 гг. В ней участвовали 12 государств: Германия, США, Франция, Япония, Китай, Англия, Италия, Нидерланды, Персия, Португалия, Россия, Сиам.
Конвенцию ратифицировали 58 государств. В числе участников Конвенции значится Россия, которая ее подписала, но не ратифицировала.
Конвенцией предусматривался ряд принципов:
- обеспечение использования контролируемых веществ исключительно в медицинских и научных целях;
- оказание помощи правительственным и международным органам в их усилиях по предотвращению злоупотреблений наркотическими средствами и уменьшению вредных последствий злоупотреблений.
Они нашли дальнейшее развитие в более поздних международных договорах. Чтобы международные договоры были эффективными, независимые правительства должны были добровольно принимать решения об их соблюдении и о выполнении своих обязательств перед другими правительствами и международными организациями.
Конвенция 1912 г. хотя и предусматривала ряд действенных мер в борьбе с распространением наркотических средств, все же не достигла ожидавшихся положительных результатов.
Необходимость принятия нового международного правового акта в значительной степени была обусловлена тем, что после первой мировой войны повсеместно усилилось злоупотребление наркотическими средствами и возросли масштабы их контрабандного распространения.
Определенную роль в усилении борьбы против незаконного употребления наркотических веществ сыграла Женевская Конвенция по опиуму, принятая Второй Международной Конференцией по опиуму 19 февраля 1925 г.
Закрепляя принципы Гаагской Конвенции 1912 г., Женевская Конвенция 1925 года установила, что наркотики могут продаваться только для законных потребностей государств, И включила в Список наркотиков (в дополнение уже к установленным Конвенцией 1912 г.) такие наркотические вещества, как лист коки, кокаин-сырец, индийская конопля, и позволила в соответствии со ст. 10 Международной Конвенции по опиуму от 19 февраля 1925 г. подвести под действие Конвенции любое вещество, способное, по заключению уполномоченного на то компетентного органа, вызвать те же вредные последствия, что и вещества, предусмотренные Конвенцией.
Конвенция обязала договаривающиеся стороны принять нормативные акты, способствующие обеспечению действенного контроля над изготовлением, распространением и вывозом опиума-сырца.
Женевская конвенция 1925 г. ввела также систему лицензий и регистрации внешнеторговых сделок с наркотиками. Государства обязывались предоставлять подробные статистические данные по таким операциям. Наряду с этим вводилась система оценки потребностей страны в наркотических веществах. Осуществлять контроль за соблюдением государствами обязательств по Конвенции должен был Постоянный центральный комитет (в дальнейшем название заменено на «Постоянный центральный комитет по наркотическим средствам»).
Конвенция предусматривала также необходимость применения национальных уголовно-правовых санкций за нарушение действующего законодательства, касающегося применения Конвенции и взаимной информации о законах и постановлениях, относящихся к проведению ее в жизнь.
В период экономического кризиса 1925-1929 гг. употребление наркотиков в некоторых странах приняло размеры бедствия.
В этих условиях X Ассамблея Лиги Наций (1929 г.) приняла решение - разработать новый международный договор, строго ограничивающий изготовление наркотических средств медицинскими и научными нуждами. Подписанная в Женеве 13 июля 1931 года и вступившая в силу в 1933 году Международная конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств явилась новым важным звеном в международной контрольной системе того периода.
Конвенция 1931 г. усовершенствовала действующую систему оценки потребностей в наркотических средствах. Прежде всего, были выявлены мировые потребности в наркотиках для медицинских и научных целей. Расчеты производились на основании данных о потреблении наркотиков в наиболее развитых странах. Каждая страна наряду с этим была обязана предоставлять сведения о необходимом ей количестве наркотических веществ для указанных целей. Для контроля за обоснованностью заявок учреждалась Контрольная комиссия, которая каждый год издавала сводку потребностей в наркотических веществах всех государств.
Международные соглашения недостаточно предоставляли возможностей для уголовного преследования лиц, нарушавших антинаркотическое законодательство. В Женеве 26 июня 1936 года была заключена Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими веществами.
Эта Конвенция вносила новый элемент в международно-правовую практику. Нарушение законов о наркотиках влекло за собой при некоторых условиях выдачу преступника иностранному государству. Уголовные наказания, к которым, по Конвенции 1936 г., должны были осуждаться преступники по делам о наркотиках в местных национальных судах, были значительно более суровыми, чем наказания, предусмотренные предыдущими конвенциями.
В соответствии со ст.ст. 11, 12 Конвенции государства были обязаны предоставлять друг другу взаимную помощь путем обмена информацией, установления и ареста торговцев наркотиками с тем, чтобы ни одно лицо, совершившее предусмотренные Конвенцией преступления, не избежало уголовной ответственности и наказания.
Также в Конвенции делалась попытка обязать договаривающиеся стороны установить в своем законодательстве уголовную ответственность за наиболее опасные деяния в отношении лиц, способствующих незаконному распространению наркотиков.
Можно сказать, что к концу 30-х годов сложилась определенная система международного контроля за производством наркотических веществ и торговлей ими.
Вместе с тем система была далека от совершенства. Главным ее недостатком было то, что под контроль ставились лишь готовые наркотики, а использование различных наркотикосодержащих растений правом практически не регулировалось. В результате за пределами контроля остались вещества, являющиеся сырьем для производства большинства известных в то время наркотиков. В силу определенных причин ряд правительств оказались не в состоянии полностью выполнить свои обязательства. Отдельные же страны не только не ратифицировали Конвенцию, но и отказались подписать ее, не желая связывать себя содержащимися в ней обязательствами.
Все эти обстоятельства придавали вопросу об усовершенствовании международного контроля за наркотиками постоянную остроту, которая особенно возросла после окончания второй мировой войны.
В связи с этим на Лигу Наций, созданную по Версальскому мирному договору, был возложен общий контроль над соглашениями по поводу торговли опиумом и другими наркотическими средствами.
За период существования Лиги Наций было принято несколько международно-правовых актов, касающихся борьбы с наркоманией и контроля над наркотическими средствами.
Основными из них были:
1) Женевское соглашение от 11 февраля 1925 года о запрещении производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума. Участниками являлись 7 государств.
2) Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19 февраля 1925 года. Участниками Конвенции являлись 37 государств. СССР присоединился к данной Конвенции 29 января 1936 года.
3) Соглашение о воспрещении курения опиума от 27 ноября 1931 года (Бангкок). Это соглашение было ратифицировано Францией, Великобританией, Японией, Голландией, Португалией, Сиамом и Индией. Оно вступило в силу 6 апреля 1937 года.
4) Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств, подписанная 37 государствами в Женеве 13 июля 1931 года.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1475;