Эстетическая деятельность и ее формы
История эстетики насчитывает тысячелетия. Однако, она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика.
Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с разными ее сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах.
Основным предметом изучения эстетики является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, формы и типы, отношение к природе и искусству, происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.
Можно сказать, что эстетическая деятельность — это деятельность человека, связанная с искусственным возбуждением эмоций, деятельность в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическое необходимо человеку, чтобы справляться с препятствиями. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты.
Эстетическую деятельность рассматривают как историческое, меняющееся явление, связанное со всем комплексом общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества. То есть эстетическая деятельность в разные исторические эпохи представлена в различных формах, она по-разному реализовывала себя в общей деятельности людей, поэтому имеет неодинаковые достижения в мире культуры.
В процессе труда человек формирует природу в соответствии со своими потребностями. Оформленная человеком часть природы – культура – обладает особым смыслом, особой ценностью для человека, она есть закон его общественной жизни.
Конечно, нельзя утверждать, что первые предметы трудовой деятельности человека (каменный топор, наконечники для стрел, глиняные сосуды и др.) обладают эстетической ценностью.
Однако нельзя не признать, что они принципиально отличаются от предметов природы тем, что человек способен обнаружить заключенный в форме такого каменного предмета общественный смысл, увидеть цель, для которой предназначается такой предмет.
Процесс выработки у человека способности действовать целесообразно растянулся на долгие тысячелетия, однако развивался по восходящей, позволившей человечеству создать богатство мира культуры, многообразие ее форм. Этот процесс не осознавался человечеством достаточно долго, так как человек творил, прежде всего, для удовлетворения своих материальных потребностей.
Этим и объясняется то, что искусство, культивировавшее только эстетическую потребность, выделилось из материальной практики сравнительно поздно — относительная бедность общества не позволяла ему содержать людей, работающих только на удовлетворение духовной потребности.
Только в труде вырабатывается сознание, способность воспринимать продукты эстетической деятельности. Ребенок, выпавший из людского лона, не обретет ничего человеческого. Он так и останется животным. Продукты эстетической деятельности могут быть либо полезными, либо вредными.
Уже в древнейших цивилизациях утилитарные предметы совершенной формы, ценились за свои эстетические свойства. Об этом свидетельствуют вещи, найдены в захоронении вождей племен, царей и фараонов (предметы быта, одежда, мебель, оружие). Их отличает высокое художественное мастерство.
Эти вещи ценились за удобство в пользовании, а также олицетворяли богатство и могущество их владык, мастерство талантливых творцов, радовали людей своими уникальными эстетическими свойствами: своеобразностью и неповторностью, тонким исполнением.
Таким образом, на начальных этапах развития общества продуктивный труд не исключал эстетического компонента. Когда человечество перешло к продуктивному хозяйствованию, появились простейшие технические средства производства, возросла продуктивность труда, то это высвободило время работающего для усовершенствования мастерства, для развития вымысла и фантазии. Орнаментувание гончарных изделий утонченной формы и тканей, оздоблення оружия и конской збруи, мозаичное и фресковое украшение сооружений - все это дополняет утилитарную функцию эстетического.
Современное производство обусловило видение такового эстетического феномена как дизайн. Дизайн - это самостоятельная сфера эстетической деятельности.
Дизайн - вид художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Методом дизайной деятельности является художественное конструирование.
Цель: обеспечение удобства в эксплуатации, рациональность комбинирования, высокий эстетический уровень.
Используются способы выразительности и гармонизации: пропорции, ритм, контраст, нюанс, фактура, цвет. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота использования.
Человек и общественные отношения - объекты эстетической деятельности.
Жизнь человека и искусство не ограничиваются только одним трудом. Предметом эстетической деятельности из давних времен были сам человек, его тело, внешность. Внешность человека есть природным даром, но тело человека формировалось под влиянием трудовой деятельности, общественного способа жизни.
Прямо хождение, специализация конечностей, развитие языка, слух, обоняние, вкус, прикосновения, лицо, что светится умом - все это есть результатом специфической для человека формы жизнедеятельности.
Процесс усовершенствования человеческой формы и сути проходили объективно, бессознательно для самого человека.
Введение простейшей одеждыбыло связано с потребностью в защите от неблагоприятных погодных условий, в связи с благонадежными морально-этическим приобретением. Одежда испытала значительное развитие и послужила явлением эстетическим.
История свидетельствует, что одежда никогда не сводилась только к функциональному назначению. Она давала точную социальную характеристику человека, его общественного статуса, характера общественных отношений в которые данная личность включена.
Все это обеспечило истории человеческой одежды важное место в культуре.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 3290;