Эргодизайн как легализация человеческого опыта
Основанием для гипотезы о самостоятельном научном содержании эргодизайна могут служить, с одной стороны, базирование на достижениях психофизиологии, например, цвета (эргономика цветового восприятия и достижения технической эстетики в области проектирования цветовой среды) и запаха (ароматоэргономика и фитодизайн). С другой стороны, современные (пока еще не признанные массово) достижения физики вакуума и, в частности, разработки вопросов торсионных полей, связанных с формой объектов. Пока такая связь выглядит гипотетически, но, в то же время, имеется тысячелетний опыт китайской науки-искусства фэн-шуй, построенной на учете формообразования среды жизнедеятельности человека и феноменологически описывающей влияние предметной среды на безопасность и эффективность труда человека, что является предметом эргономики. Накопленные наукой и практикой факты позволяют предположить, что предметом эргодизайна как научного направления может стать динамическая топология и геометрия предметной среды жизнедеятельности человека.
Практическим результатом, в таком случае, будет не просто объединение дизайна и эргономики, а разработка новых принципов и методов проектирования с учетом реального внутреннего и внешнего мира человека.
Теория цвета
Цвет в средовых объектах
Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Задачи, решаемые с помощью цвета можно разделить на три группы:
- цвет как фактор психофизиологического комфорта;
- цвет как фактор эмоционально - эстетического воздействия;
- цвет в системе средств визуальной информации.
Для случая производственной среды (участие цвета в создании психофизиологического комфорта):
- создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение, использование физиологически оптимальных цветов и т.д.);
- создание комфортных условий для функционирования организма (в т.ч. компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).
Участие цвета в организации системы средств производственной информации:
- информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям);
- информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании;
- информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом.
Важное средство композиции — цветовое решение изделия, т. е. его окраска. Умело применяя те или иные цвета, можно создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия.
Цвет также необходим для выявления нужных деталей, элементов или частей изделия, и прежде всего опасных в отношении травматизма.
Важное средство композиции — цветовое решение изделия, т. е. его окраска. Умело применяя те или иные цвета, можно создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия.
Цвет также необходим для выявления нужных деталей, элементов или частей изделия, и прежде всего опасных в отношении травматизма.
Цвет - это одно из самых субъективных средств композиции. Тонкий вкус художника-конструктора в отдельных случаях может гарантировать хорошее цветовое решение предмета и всей его композиции в целом. Но одной интуиции недостаточно, если проектируются сложные машины, комплекс насыщенного интерьера или когда условия труда требуют научно обоснованных рекомендаций.
Индивидуальное отношение к цвету диктует назначение изделий, условия их эксплуатации. Так, для станков и приборов выбор цвета во многом определяется эргономическими требованиями, а при цветовом решении изделий культурно-бытового назначения значительно возрастает роль создания гармоничного ансамбля всего жилого интерьера.
Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы.
С помощью цвета можно раскрыть сущность вещи, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст.
Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).
Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:
1) ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
2) хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
а) теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния;
б) холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
в) дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый -красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга;
3) ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.
Рисунок 1 – Цвет и его восприятие человеком
Как известно, около 80 % информации, которую получает и обрабатывает мозг человека, составляет информация визуальная. И конечно же, цвет играет в нашем восприятии немаловажную роль.
Определить цвет достаточно сложно, мы воспринимаем его как неотъемлемую характеристику объекта. Зачастую мы придаем цветам свойства физических объектов, давая цвету оценку мы можем почувствовать его, «взвесить» цвет или «попробовать» на вкус.
Теплые и холодные цвета. Такая характеристика цвета, как теплота во многом определяет воздействия цвета на человека. Собственно, даже для непосвященного человека будет несложным отличить теплый цвет от холодного. Это как раз тот случай, когда оценка зависит от простой эмоциональной оценки.
Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушающими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы.
Если мы обратим свой взгляд на цветовой круг, то увидим, что к теплым можно отнести оранжевые, красные и желтые оттенки. К холодным же мы причислим оттенки зеленого и синего.
Яркость цвета– важный элемент любого дизайна, влияющий на восприятие в целом, удобство при чтении текста, эмоциональное восприятие. Во многом именно яркость определяет пространственное восприятие изображения. Яркость цветов важна для пространственного восприятия. Можно сказать, существует правило: фон должен контрастировать по яркости с объектами переднего плана.
Насыщенность цвета. Степень насыщенности цвета определяется степенью присутствия в оттенке чистого цвета.
Синонимами насыщенности могут служить «интенсивность», «хроматичность». Чем выше присутствие чистого хроматического цвета, тем выше насыщенность. Добавление черного, белого или любого другого цвета понижает насыщенность.
Для создания гармоничной композиции имеет значение и сочетание цветов, их насыщенность.
Гармония цвета. Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнообразных, отличных друг от друга объектов, форм, красок, звуков. На первый взгляд кажется, что подобное многообразие должно быть хаотичным, но нет, природа стремится к гармонии, балансу. Задача дизайнера в некотором смысле схожа с задачей создателя этого мира – достичь сбалансированности, гармонии композиции.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что чрезмерно сильный сигнал ведет к нарушению гармонии, чрезмерной стимуляции мозга и, как следствие, рассеиванию внимания и раздражению. Чрезмерная целостность композиции же недостаточна для привлечения внимания.
Рассмотрим иллюзию массы цвета.
Можно вывести три основные правила:
- темные цвета тяжелее светлых;
- насыщенные цвета тяжелее приглушенных;
- если значения яркости и насыщенности у двух цветов одинаковы, то теплые оттенки будут казаться более тяжелыми.
Цвет в технике выполняет порой весьма разнообразные функции. Так, цветовая композиция во многих случаях информирует о классе изделия. Например, в легковом автомобилестроении уже традиционно повелось, что наиболее солидные, представительные и мощные машины чаще всего черного цвета. Микролитражки же, как правило, вообще не окрашивают в черный цвет.
Задачи, решаемые с помощью цвета можно разделить на три группы:
- цвет как фактор психофизиологического комфорта;
- цвет как фактор эмоционально – эстетического воздействия;
- цвет в системе средств визуальной информации.
Для случая производственной среды (участие цвета в создании психофизиологического комфорта):
- создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение, использование физиологически оптимальных цветов и т.д.);
- создание комфортных условий для функционирования организма (в т.ч. компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).
Таблица 1– Характер воздействия различных цветов на человека
Характер воздействия | |||||||||
Цвет | Теплый | Холодный- | Легкий | Тяжелый | Отступающий | Выступающий | Возбуждающий | Успокаивающий | Угнетающий |
Красный | + | + | + | + | |||||
Оранжевый | + | + | + | ||||||
Желтый | + | + | + | + | |||||
Желто-зеленый | + | + | + | ||||||
Зеленый | + | + | |||||||
Зелено-голубой | + | + | + | + | |||||
Голубой | + | + | + | + | |||||
Синий | + | + | + | ||||||
Фиолетовый | + | + | + | ||||||
Пурпурный | + | + | + | ||||||
Белый | |||||||||
Светло-серый | |||||||||
Желто-серый | + | ||||||||
Черный | + |
Напомним следующие закономерности:
1. Чем сильнее естественный свет, тем ярче и “звонче” любой цвет.
2. Предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче.
3. Белый всегда “вбирает” в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом – зеленоватыми и т.д.
4. Свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом.
5. При удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют.
6. При искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов, т.е. белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие – темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены.
7. Темная отделка помещений снижает освещенность в среднем на 20–40% в зависимости от варианта освещения: прямое – до 20%; равномерное рассеянное – до 30%; отраженное – до 40%.
8. Слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми.
9. Отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов.
10. Освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.
Влияние узора на восприятие:
1. Гладко крашеная комната кажется больше и просторнее. Ясно различаются все подробности.
2. Вертикальные полосы делают помещение выше, горизонтальные – создают впечатление более низкого помещения.
3. Пестрота вызывает ощущение беспокойства, беспорядка, малости комнаты.
4. Клетчатый потолок делает помещение ниже, давит. Клетчатый узор пола придает ему статичность, что весьма желательно.
Влияние окраски на восприятие:
1. Помещения с темными потолками кажутся ниже.
2. Помещения со светлыми потолками и более темными стенами кажутся выше.
3. Длинная комната кажется короче, если ограничивающая поперечная стена имеет яркую окраску.
ТЕМА 18 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»
Факторы, определяющие эргономические требования
Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук. Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.
Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.
Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.
Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы обусловливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в том числе радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
Эргономическую оценку системы «человек-техника-среда» можно осуществлять дифференцированным методом, при котором используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку системы дифференцированным методом производят с помощью групповых показателей, определяемых по одному на каждый из разделов эргономики: антропометрический, гигиенический, физиологический, психофизиологический и психологический. Эти разделы, вместе взятые, и составляют эргономику как науку
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 2561;