Фресковая живопись Помпеи.

Памятники римской живописи первых лет христианства сохранил до нашего времени пепел Везувия. Не одну сотню лет

стоял Везувий рядом с цветущими Помпеями, и привыкли к нему

помпеянцы, не боялись его страшной силы. Многие из них даже

влезали на самую верхушку вулкана и с любопытством заглядывали в его огромную пасть. У помпеянцев было много легенд об

этой беспокойной горе, одна из них о том, что гора эта — живая,

она может казнить людей за их грехи, может закидать виноградники и оливковые поля раскаленными камнями, залить огнем их

дома. Каждый раз, когда помпеянцы вспоминали об этом, они с

уважением смотрели на свой вулкан, но так не хотелось верить

этим легендам. Спокоен был Везувий, — и они спокойно жили у

его подножия.

 

В 63 году в Помпеях произошло сильное землетрясение, разрушившее часть города. Но трудолюбивые жители восстановили

свои дома, так им не хотелось покидать свой город, где голубое

Тирренское море ласкало их слух мягким шумом волн, жаркими

лучами их согревало веселое солнце, а благодатная земля щедро

награждала своими дарами. И они продолжали беззаботно жить у

подножия всесильного Везувия... До 79 года, когда разбушевавшийся не на шутку вулкан разрушил три цветущих италийских

города — Помпеи, Геркуланум и Стабии".

 

" Подробнее об извержении Везувия можно прочитать в книге «Сто великих катастроф».

 

Казалось бы, что небольшой городок огромной Римской империи не может дать много материала для историко-художественных исследований, ведь в неаполитанской Кампанье были и крупные города (например, Капуя), более богатые художественными

сокровищами, чем скромные Помпеи. Огромно было художественное богатство и «вечного города» Рима, да и на окраинах обширного римского государства находились такие крупные художественные центры, как сирийская Антиохия, египетская Александрия и другие города, в которых сливались две мощные культуры — эллинистическая и египетская. Но от великого Рима почти

ничего не осталось, кроме огромных руин Колизея, а древние

Антиохия и Александрия исчезли почти бесследно

 

Таким образом, помпеянская фресковая живопись всегда будет источником человеческих знаний о том, как украшались в

античной древности стены храмов и жилых домов. Не будь помпеянских и геркуланумских росписей, мы сейчас мало бы что

знали о настенной росписи античной римской живописи.

 

Лучшими из них считаются фрески из дома Веттиев и дома

Трагического поэта, так как это уже собственно картины — законченные композиции в рамах, не связанные со стеной. Дом

Веттиев, раскопанный в 1894—1895 годы, располагался в тихом

аристократическом районе Помпеи. Название свое он получил

по имени хозяев, о чем говорят найденные в доме печати и надписи на наружной стене. Это были близкие родственники — Авл

Веттий Реститут и Авл Веттий Конвива — бывшие рабы одного

из Веттиев. В Помпеях Веттиев было много, представители этого

рода принадлежали к разным его семьям — бывали и эдилами, и

дуумвирами. Кто из них отпустил на волю Реститута и Конвиву, — неизвестно, но впоследствии разбогатевшие вольноотпущенники сообща купили старинный особняк, частично декорированный еще прежними владельцами. Потом Веттий перестроили и украсили его согласно собственным вкусам Обновляя его

после землетрясения 63 года, Веттий решили создать в некоторых комнатах картинную галерею. Изображенные на картинах

мифологические сюжеты («Дедал и Пасифая», «Иксион, прикованный к огненному колесу», «Наказание Дирки», «Смерть Пентея» и др.) были уже заключены в прямоугольные обрамления

 

В малой столовой дома, в центре левой стены, была помещена всемирно известная теперь картина «Геракл, удушающий змей».

 

Дом Трагического поэта своим названием обязан мозаике,

 

украшавшей пол таблинума. На первом плане мозаики изображен поэт, который держит в руках трагическую маску. Окружающие поэта актеры готовятся к представлению сатирической

пьесы. Темно-коричневый фон мозаики расчленен синими пилястрами на три панели, украшенные гирляндами и лентами. На

пороге дома выложена мозаика с изображением цепного пса и

надпись: «Cave canem» («Берегись собаки»).

 

Стены всех комнат в доме Трагического поэта были покрыты

росписями, которые теперь выставлены в Национальном музее

Неаполя. Среди них выделяются «Венера и амур», «Покинутая

Ариадна», «Ахилл и Брисеида» и другие.

 

Сюжеты многих росписей взяты античными художниками из

мифологического мира, в котором обитают боги и герои. Большинство росписей является повторением прославленных произведений греческой живописи, до нас не сохранившихся, и это

придает еще большую ценность помпеянским фрескам.

 

«Жертвоприношение Ифигении» — одна из известнейших

фресок дома Трагического поэта, иллюстрирующая миф о принесении в жертву богине Артемиде Ифигении — дочери микенского царя Агамемнона.

 

Артемида была разгневана на Агамемнона за то, что тот

убил оленя, посвященного ей и находившегося в священной роще

на одном из островов Эгейского моря. Не по своей воле Агамемнон должен был принести в жертву родную дочь, но не в силах он

был поступить иначе, так как для умилостивленим Артемиды и

для блага всей Греции приносят в жертву Ифигению.

 

Спокойно пошла Ифигения туда, где сооружен был жертвенник в честь богини Артемиды. Заплакал Агамемнон, взглянув

на свою юную дочь, и, чтобы не видеть ее смерти, закрыл голову

широким плащом.

 

Вещий жрец Калхас взял в руку жертвенный нож и занес его,

чтобы поразить им Ифигению. Вот коснулся уже нож девы, но

не упала с предсмертным стоном у жертвенника Ифигения Совершилось великое чудо: богиня Артемида похитила Ифигению,

и вместо нее у алтаря, обагряя его кровью, билась в предсмертных судорогах лань, сраженная ножом Калхаса.

 

Фреска представляет тот момент, когда хитроумный Одиссей

и Диомед несут Ифигению к жертвеннику. Девушка с мольбой

 

обращается к отцу, который стоит у колонны со статуэткой Артемиды — охотницы с двумя собаками Но Агамемнон накрыл голову плащом, чтобы не видеть смерть дочери он отвернулся и не

внемлет ее мольбам. Справа на фреске изображена высокая фигура жреца Калхаса с венком на голове, с коротким кинжалом в

правой руке и ножнами в левой. Великолепно написано его лицо

с широко раскрытыми глазами и выражением некоторой нерешительности, как будто он сомневается в том, надо ли приступать к предсказанному им самим жертвоприношению.

 

Вверху на облаках изображена Артемида с луком. По ее повелению нимфа приводит лань, которая будет принесена в жертву

вместо Ифигении. Таким образом, в последнюю минуту девушка

была спасена и перенесена на облаках в Тавриду

 

У Плиния есть упоминание о том, что оригинал этого произведения принадлежал Тиманфу — греческому художнику IV века

до нашей эры. Ученые предполагают, что помпеянская фреска

могла быть сделана с этого оригинала.

 

Все пять главных фигур на этой фреске расположены в одной

плоскости. Головы трех правых фигур — Одиссея, Диомеда и

Калхаса — расположены по одной наклонной линии Углубленность пространства на этой фреске почти не чувствуется, стоит

только взглянуть на фигуры Одиссея и Диомеда

 

Ученые отмечают на фреске еще одну любопытную подробность, которая вот уже долгое время не находит объяснения у

Ифигении не нарисованы ноги, хотя они должны были бы быть

видны сзади фигуры Одиссея

 

Когда в Помпеях побывал английский писатель Э БульверЛиттон, дом Трагического,поэта поразил его своей продуманной

планировкой, совершенством настенной живописи и мозаик, которые он застал еще на своих местах.








Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1303;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.