Тип Foraminifera фораминиферы

 

Фораминиферы включают более 4.5 тыс. родов, около 40 тыс. видов, большая часть которых (свыше 30 тыс.) — вымершие. Средний размер большинства видов 0.5 мм, масса отдельного организма 0.01—0.5 мг. Большинство фораминифер едва различимы невооруженным глазом, но среди как вымерших, так и современных форм встречаются виды размером с монету (2—3 см) или даже с ладонь (12—16 см). Это настоящие гиганты в мире простейших. Механизм функциони­рования таких крупных клеток, их ядерный аппарат до сих пор не изучены и представляют огромный ин­терес.

 

Клетка окружена однокамерной или многокамерной внеклеточной раковинкой, построенной на органической основе из склеенных посторонних минеральных частиц, или секретруют углекислый кальций, который откладывается в органическом матриксе. Камеры раковинки сообщаются между собой через специальные отверстия - форамены. Раковины имеют одно, два или несколько отверстий - устьев, служащих местом выхода нитевидных псевдоподий, которые называются ретикулоподиями, они сильно ветвятся и образуют перемычки (анастомозы). В результате формируется сложная ажурная сеть, известная под названием ретикулоподиальная сеть. Каждая ретикулоподия содержит осевой тяж из микротрубочек, вдоль которого в обоих направлениях (к телу клетки и от него) перемещаются пузырьки. Из-за обилия пузырьков кажется, что ретикулоподия не гладкая, а имеет гранулированную структуру. Локомоция ползающих фораминифер осуществляется за счет «подтягивания»: участок ретикулоподиальной сети вытягивается в одном направлении, прикрепляется к субстрату, а затем сокращается, подтягивая клетку вперед. Движения ретикулоподиальной сети осуществляются в результате удлинения или укорачивания аксиальных микротрубочек.

Для добывания пищи фораминиферы раскидывают обширные сети ретикулоподии по поверхности грунта, в толще воды или между песчинками. Когда диатомовая водоросль, бактерия или другая мелкая добыча вступает в контакт с сетью, она приклеивается к ретикулоподии и транспортируется по ней, как по эскалатору, к «телу» клетки, которое, как паук, ждет в центре паутины. Пищевые частицы, достигшие поверхности клетки, поглощаются ею путем фагоцитоза.

Обычно многоядер­ные, часто с гетероморфными ядрами. У фораменифер име­ется многоядерность и ядерный дуализм, выражаю­щийся в том, что ядра дифференцированы по стро­ению и функции на вегетативные и генеративные. Ядра фораминифер претерпевают сложные измене­ния в процессе жизненного цикла, который характе­ризуется гетерофазным чередованием поколений. При этом гаплоидная и диплоидная фазы цикла со­ставляют почти равные части. Гаметы с 1-3 жгутиками или вторично амебоидные.

Преимущественно морские. Есть свободноживущие и паразитические виды. Большинство фораминифер — бентосные формы, но есть и обычные обитатели планктона. У планктонных фораминифер раковины более хрупкие, чем у бентосных видов, и часто несут на своей поверхности тонкие игловидные отростки, которые замедляют скорость погружения. У некоторых видов отростки настолько длинные, что фораминиферу можно увидеть невооруженным глазом, и аквалангист может зачерпнуть ее банкой. Лишь немногие фораминиферы ведут сидячий образ жизни. Homotrema rubrum поселяется на нижней поверхности ветвей кораллов и имеет вид больших красных известковых бугорков, размером с бородавку. Розовый песок на пляжах Бермудских островов приобретает такой цвет в результате накопления раковин Homotrema.

Фораминиферы практически всеядны, употребля­ют в пищу бактерии, дрожжи, водоросли, других про­тестов, мелких многоклеточных животных, их яйца и личинки, детрит, растворенную в воде органику. Но сами они редко становятся пищей для других орга­низмов и их участие в пищевой цепи пока сложно оценить. В немногих известных случаях (заглатыва­ние рыбами, иглокожими) фораминиферы использо­вались, скорее, как источник извести.

Фораминиферы впервые появились в кембрийском периоде и их ископаемые остатки сохранялись на протяжении всей последующей геологической истории. Интенсивное накопление раковинок в отложениях происходило на протяжении мезозойской эры и раннего кайнозоя, что привело к формированию мощных пластов осадочных пород — известняка и мела в разных районах земного шара. Белые Скалы Дувра в Англии и карьеры, давшие камень для строительства египетских пирамид, состоят главным образом из раковин фораминифер.

Фораминиферы — почти исключительно морские организмы, составляющие одну из наиболее важных групп океанического бентоса во всех районах Миро­вого океана. Небольшое число видов обитает в опресненных во­дах устьев рек, а также в грунтовых водах повышен­ной солености — в пустынях Африки и Средней Азии. Биомасса донных фораминифер может составлять от 20 до 80 %, иногда превышая массу макробентоса. Их может быть так много, что они напоминают «живой песок». Отмершие раковины фораминифер участвуют в образовании морских осадков, составляя важнейший компонент толщи осадочного чехла Мирового океана на всех этапах его формирования. В осадках отлага­ются не только донные, но и планктонные формы, образуя так называемые голубые илы. Они занимают в Мировом оке­ане примерно треть всего дна (около 120 млн км2); их толщина местами доходит до нескольких метров. В результате химических и тектонических процессов эти илы со временем превратились в известняки.

Филогенетические связи неясны. Последние данные молекулярной филогении ука­зывают на их близость к альвеолатам.

Представители: Lingulina, Globigerina, Rhabdammina.

 








Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 907;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.