Универсальный принцип естествознания — принцип дополнительности Бора
Согласно теоремы Геделя «ни одна из культур не самодостаточна и не может развиваться без использования методов другой науки, иначе она перейдет в застывшую догму либо в хаос абсурда» [21]:. Понятие дополнительности было введено Н. Бором в 1928 г. для объяснения экспериментальных результатов исследований микромира, но вскоре он понял его общую значимость и перенёс от физики к психологии и вообще ко всей теории познания. Принцип характеризуется общностью подхода в теории познания, философии, науке и в целом в формировании образа окружающего нас реального мира.
Принцип дополнительностизаключается в том, что более точное определение одной из дополняющих друг друга характеристик описания объекта приводит к уменьшению точности других.
Этот принцип универсальный и учитывается при исследовании неживой и живой природы, человека, общества и его понимание и использование необходимо для научного представления действительности.
Согласно принципу Бора в мире существует то, что можно измерить или оценить. Если между фактами (элементами)нет связи то мы не можем их установить. Можно знать то, что связано между собой и нами. Наши представления о реальном мире складываются через взаимосвязь пространства и времени, упорядочении состояний сложных системна одного уровня и хаотичности другого, их взаимодополнительности и согласованности. Двойственность природа человека проявляется в видении мира извне (глазами других) и изнутри с помощью органов чувств. Отсюда часть человеческого бытия описывается наукой, а другая требует искусства, духовного способа постижения мира.
«Высшая мудрость должна быть выражена обязательно такими словами, смысл которых не может быть определен однозначно. Следовательно, истинность высшей мудрости не является абсолютной, а только относительной: поэтому противоположное высказывание также правомерно и мудро»(П. Дирак ). Сам Бор считал, что «каждое высказывание надо понимать и как утверждение, и как вопрос». Гёте говорил, что между двумя противоположными мнениями находится не истина, а проблема.
Французский философ и математик Б. Паскаль говорил: «Противоположность истине — не заблуждение, а противоположная истина». Согласно Лао-Цзы реальность характеризуется объединением противоположностей, объединением «ян» и «инь».
Эти высказывания представителей естественнонаучной и гуманитарной ветвей культуры позволяют считать, что однозначно одним методом и на одном языке невозможно описать явление, субъект или объект и необходимо привлечь дополнительные представления, дополнительную культуру.
Сложность объединения результатов исследований гуманитарной и естественно-научной культур объясняются отсутствием общего языка и понятийного аппарата. Человеческий язык и алгоритмы мышления сформированы в трехмерном пространстве и нам, к примеру, сложно представить четырехмерную реальность релятивистской механики и законы квантовой физики микромира с ее вероятностным подходом. Мы пытаемся говорить о принципиально новых явлениях на языке старых представлений в пределах линейного мышления, не преодолев, так сказать, «лингвистического барьера» [21]:
В процессе познания мы осуществляем реконструкцию реальности через осознание его нашими представлениями в соответствии с антропным принципом. Но на сегодня мы имеем ограниченное знание о себе. Когда человек погружен в размышления о причинах своих действий, он может разрушить эти причины в своем сознании и желать произвести какие-то действия. Человеческая свобода действия, по Бору, находится в дополнительном отношении к субъективной рефлексии (размышлению, самопознанию).
При изображении, например, комнаты один считает важным стены и точно передает их вид, пренебрегая полом. Другой изобразит пол таким, как он видит, неумолимо искажая вид стен. Можно по-разному расставлять акценты. Выбор того или иного варианта — дело восприятия и целей самого художника. Поэтому слова художников «я так вижу» имеют объективный физический смысл: для одного важна вертикаль (стены), для другого горизонталь (пол). А вместе — не получается! Если он хочет правильно нарисовать пол, то «наврет» в изображении стен, а другой, которому важны стены, обязательно «наврет» в изображении пола. Для каждого из них что важнее, то он и передает лучше, «правильнее», пренебрегая другим. Один передает безупречно одно, другой — другое, и получаются разные картины, и все они одинаково правильны и одинаково неправильны, и это справедливо [21]. Такие картины действуют на нас тоже по-разному, а ведь изображен на них один и тот же объект. Идея дополнительности, первоначально сформулированная в физике применительно к микромиру, оказывается плодотворной в других областях знания.
Интересную трактовку принципа Бора на «бытовом уровне» можно найти в эссе «Низкие истины» известного кинорежиссера А. Кончаловского (который, возможно, и не слышал вовсе ни о каком Боре): «Человек, свободный внешне, должен быть чрезвычайно организован внутренне. Чем более человек организован, то есть внутренне не свободен, тем более свободное общество он создает. Каждый знает пределы отведенной ему свободы и не тяготится ее рамками. Самоограничение каждого — основа свободы всех. Очень часто приходится слышать о свободе русского человека. Да, русские действительно чрезвычайно свободны внутренне, и не удивительно, что компенсацией этому является отсутствие свободы внешней. Свободное общество они пока создать не в состоянии именно из-за неумения себя регламентировать. Каждый хочет быть свободен сам — всем стать свободными при этом заведомо не реально».[26]. Возможности эффективного применения принципа дополнительности: взаимоотношения между целым и частями, структурой и функциями сложной системы; хаосом и порядком при эволюции в процессе самоорганизации; стохастичностью и детерминированностью; случайностью и необходимостью; между понятиями «ян» и «инь» восточного мистицизма; синтез — анализ и т.д. Например, один из признаков характеризует объект, другой — его окружение. Н. Бор говорил, что «мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого, четко определенного комплекса сведений о системе», что описать сложное явление с помощью одного языка исчерпывающим образом невозможно. Принцип дополнительности Бора в корне отрицает возможность описания мира путем деления его на части с полным описанием каждой его части. Отдельное знание о предмете не может быть самодостаточным, требуется дополнение в лице других наук. Следовательно применением лишь одного способа познания мира мы не можем построить его целостную картину. Сегодня современная концепция Универсума носит в основном физический характер и человек с его знанием и совестью никак пока не рассматривается в его модели. Целостный подход к восприятию действительности с учетом принципа дополнительности даёт возможность решить задачу более полного понимания реального мира, меняет идеологию в современном обществе, где человек теряет ориентацию из-за отсутствия стабильных критериев и ценностей и обоснованного объяснения всех происходящих в мире явлений.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1013;