Основные теории происхождения государства.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, поскольку этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах этого происхождения. Существует множество теорий о причинах возникновения государства, основными из которых являются:
1. Теологическая теория - настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис "вся власть от бога". Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая еще в древней Иудее, отражает определенные реалии, а именно теократические формы первичных государств - власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами. Наиболее яркий представитель - Фома Аквинский.

2. Патриархальная теория - рассматривает возникновение государства непосредственно из разложившейся семьи, а власть монарха выводит из власти отца над членами семьи. Эта теория направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти видит уже не в божественном начале, а в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория зародилась в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в трудах английского ученого Филмера.

3. Договорная теория - получила прочное распространение в XVII-XVIII вв. В Голландии ее сторонниками были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Д.Локк и Т.Гоббс, во Франции - Ж.-Ж. Руссо, в России - А.Радищев, который, в частности, утверждал, что власть принадлежит народу, однако передана им монарху, но, тем не менее, должна находиться под контролем народа. По договорной теории государство возникает как результат договора, в который вступают люди, и в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

4. Теория насилия - основой происхождения государства понимает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. Теория насилия возникла в XIX в., ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг.

5. Психологическая теория - появление государства объясняет проявлением чувств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и т.д. Наиболее яркими представителями психологической теории являются Л.Петражицкий и Г.Тард.

6. Органическая теория. Представители этой теории - Г.Спенсер, Вормс, X. Прейс - считают, что государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство - продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (поданных).

7. Ирригационная теория возникновения государств - их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Наиболее яркое отражение эта теория получила в трудах современного немецкого ученого К.-А. Витгфогеля.

8. Материалистическая теория - появление государства связывает с социально-экономическими факторами, т.е. появлением частной собственности и разделением общества на классы. Представители данной теории - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин - считают, что государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

4. Происхождение права. Характеристика теорий происхождения права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государст­во. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемст­венность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкциониро­ваны государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая об­щесоциальные традиции обычного права, в своих зако­нах пытались поддерживать начала социальной справед­ливости: ограничивали богатство, ростовщичество, за­крепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отраже­ние в древнейших правовых актах — законах Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением обще социальных функций играло важ­ную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регла­ментировало общественные отношения в интересах эко­номически господствующего класса .Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пе­рестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в прин­ципиально новых регуляторах общественных отношений. Вотличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулиро­ванные дозволения, обвязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализа­ции правовых норм, появляются новые способы контро­ля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры раз­решает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхуш­ки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необхо­димо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основны­ми его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусуль­манских странах и т. д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право. Учения о возникновении права обычно тесно связа­ны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы право образования рассматриваются в единстве с пробле­мами его природы, сущности, назначения права и пра­вового регулирования. Теологическая теорияисходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманисти­ческих) начал. Многие религиозные мыслители утверж­дали, что право — Богом данное искусство добра и спра­ведливости. Теологическая теория одна из первых свя­зала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматривае­мая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теория естественного права(распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализ­мом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллель­но существуют позитивное право, созданное государст­вом путем законодательствования , и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естествен­ного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители пере­стали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций ут­верждал, что мать естественного права есть сама приро­да человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводи­ли также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропо­логическое объяснение права и причин его возникнове­ния. Если право порождено неизменной природой чело­века, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, ф. Савиньи, Г. Пухта) доказы­вали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вы­текает из «национального», «народного» сознания. Ис­торическая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право»1.Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало. Психологическая теория права(Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающие­ся в сфере психики индивида». Думается, отрицать влияние психологического фак­тора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать пси­хические переживания людей его первопричиной.Марксистская концепция происхождения права после­довательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономи­ки, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовы­ми отношениями, видит в праве лишь волю экономичес­ки господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предо­пределено и другими обще социальными причинами.

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 952;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.