Жанровая специфика телевизионной художественной публицистики.

 

Телевизионное (другими словами – экранное) произведение – это некая целостная содержательная форма, которая складывается из отдельных, и также целостных, фрагментов. Каждый из них выполняет свою функцию, наделен определенными признаками и качествами. В итоге их совокупность определяет принадлежность ТВ произведения к тому или иному жанру. Под жанром мы будем понимать исторически сложившийся тип отображения действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков. Жанр определяется соотношением отображаемого жизненного материала, авторской задачи по отношению к материалу, а также комплексом выразительных средств, используемых автором для решения этой задачи. Следует помнить, что адекватное понимание жанровой природы позволяет наиболее полно реализовать творческую задачу автора.

Телевидение, возникшее как электронный способ распространения звукозрительных образов на расстояние и ставшее новым средством массового общения, восприняло функции, методы и формы творчества своих предшественников – печати и радиовещания, со временем значительно обогатив их.

Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров – процесс исторически неизбежный. Появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах или радио, но и в телевидении прошлых лет. Диффузия жанров характерна для современного творчества в целом, и очевидна в том числе в телевизионной публицистике – в силу не столько новизны телевидения как рода СМИ, сколько благодаря огромному богатству звукозрительного языка. На стыке жанров, и даже на их сломе подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Телевидение развивалось, первоначально идя по пути освоения традиционных жанров, затем – их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Здесь стоит подчеркнуть, что жанр – категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении качеств (устойчивых признаков) произведений публицистики. Системы жанров – и это относится именно к журналистике – могут служить своеобразным индикатором эпохи. Во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. В пору свободы слова, напротив, на передний план выходит информационная насыщенность, господство репортажа. Но всегда зрителю будет требоваться эмоционально, художественно насыщенный рассказ о его современниках, о явлениях современной жизни, в том числе на документальной основе – и в этом причина непреходящей актуальности художественной публицистики.

Публицистика (от лат. publicus – общественный, народный) – род произведений, посвященных актуальным проблемам и событиям текущей жизни. Она играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в разных формах: словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинемато- (видео-) графической (документальное кино и телевидение), театрально-драматической и др. Основополагающие признаки здесь – актуальность тематики, масштаб и оригинальность осмысления конкретных проблем и событий окружающего мира. Развитие ТВ публицистики (в т.ч. художественной) напрямую зависит от общественных функций, выполняемых домашним экраном, степени осмысления этих функций, социально-политических задач, выдвигаемых временем, запросов, потребностей, интересов всей аудитории и различных социальных групп.

Основная задача автора в произведении художественной публицистики - необходимость создать художественный образ на основе реального жизненного материала. Отсюда основные требования к художественной публицистике: этичность, эмоциональная выразительность, способность автора за индивидуальными чертами увидеть типичное, общечеловеческое, представить историю конкретных человеческих жизней как драму, со своим конфликтом и его разрешением. Современная художественная документалистика включает в себя такие жанры, как зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты, а также портретные интервью. Их композиция зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до элементов актерской игры. Определяющим здесь является наличие образа, а событийная информация и анализ фактов имеют подчиненное значение. Можно сказать, что произведения в этих жанрах есть результат художественной организации фактического материала. Достигая полноты обобщения, выявляя характерное, художественная публицистика использует образное отражение реальности, причем образ этот создается из невымышленного материала. Определяющим при этом становится авторское впечатление от факта, авторская мысль.

К способам предъявления фактического материала при создании можно отнести типизацию, интерпретацию и образ­ную трактовку. Типизация используется с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта, факта, явления, события, персонажа. Осмысляя данный факт на фоне других, автор обрисовывает образ тех или иных явлений в целом, как говорят, приподнимается над отдельным фактом, ищет в явлении одно­типные характеры, условия и ситуации. Типизация в художественной публицистике (в том же очерке) в том и заключается, что автор в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляд­нее всего заключает в себе основные черты явления, отбирает наиболее существенное, что имеется в действительности. При этом фактическая сторона должна быть скрупу­лезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумыва­ние несуществующих коллизий, "досочинение" качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно. Должны быть точно обозначены время и место действия, названы имена героев. Право автора здесь — только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документа­лист исследует и отображает их художественно-публицистичес­кими средствами.

Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не до­мысливая, публицист при описании жизни своих героев может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вто­рых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имею­щихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропу­стив все факты сквозь авторское восприятие, публицист подвергает их художественной трансформации и организации в соответствии со своим видением. Именно благодаря авторскому ви­дению зритель может проникнуть в суть фактов, получить де­тальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.

Документальность описываемого под­тверждается и усиливается авторскими свидетельствами, а также съемкой мест событий, хроникой, синхронами героев. Автор и камера выступают полномочными представителями зрителя, а последний до какой-то степени иногда даже отождествляет себя с автором - или с героем, если его переживания близки зрителю (хотя последнее относится уже к методу типизации). Физическая иден­тификация создает предрасположен­ность к идентификации духовной, то есть готовит благоприят­ную почву для принятия миропонимания героя рассказа или рассказчика. Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, помимо создания образа че­ловека, стремится донести до зрителя и свои мысли.

В образной трактовке фактов большую роль играет ав­торское воображение для создания докумен­тального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае автор может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действи­тельности, а с другой — создать новый образ за счет преобра­зования отдельных характеристик объекта.

Может ли образ повредить докумен­тальной точности? Отвечая на этот вопрос, следует помнить следующее. Специфичность художественной публицистики проявля­ется, во-первых, в том, что с помощью творческо­го воображения автор производит отбор фактического матери­ала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходи­мые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей – т.е. типизировать действительность на примере фактов из жизни отдельных людей. В этом смысле основная функция вообра­жения заключается в перекомбинировании образов и в пере­носе признаков одного объекта на другие. В художественной публицисти­ке пользуются целой системой выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: гиперболизация, аналогия, срав­нение и др.

Необходимо также помнить, что художествен­ный образ, во-первых, не является фотографической копией отображаемого объекта, во-вторых, в нем проявляется субъек­тивное отношение творца к предметному миру, в-третьих, вся­кий художественный образ обладает эстетической ценностью для других. Автор не просто пытается воспроизвести реалии окружающего мира, а стремится все творчески преобразовать, осмыслить, оценить, сопоставить, исходя из своего жизненного опыта, социальной ориентации, мыслительных навыков.

С другой стороны, документализм, понимаемый как хроникальность, без осмысления факта и трактовки его причин и связей, не в состоянии выйти за рамки единичного, конкретного события. Зафиксированный факт в своей обособленности “мертв”, поскольку фрагментарен, изъят из многомерной и динамичной жизни. В художественной публицистике он «оживляется» за счет авторской оценки, размышления, трактовки, определения степени его типичности.

В творческом процессе по созданию публицистического образа выделяются две стороны познава­тельной деятельности: чувственное и рациональное отражение действительности. Если в первом случае автор оперирует наглядными образами, которые возникают в результате непос­редственного наблюдения, то во втором — логическими поня­тиями и суждениями. Взаимосвязь этих двух познавательных начал проистекает из задач, стоящих перед очеркистом. Позна­вая окружающий мир на чувственном уровне, публицист мо­жет отразить только внешнюю сторону вещей, но для проник­новения в их суть этого недостаточно. Чтобы уловить внутрен­ние свойства, связи и отношения объектов, необходимы мыслительные формы отражения реальности, которые позво­лили бы выйти за пределы непосредственных чувственных дан­ных. К таким формам можно отнести логические понятия, суж­дения, умозаключения и т. д. Диалектическая взаимосвязь чув­ственных и рациональных начал в постижении действительности порождает «образную мысль», которая, в отличие от логико-понятийной мысли, обладает своими признаками. Прежде все­го — метафоричностью, которая в случае экранного (в том числе ТВ) произведения рождается как из съемочных или литературных сценарных приемов, так и – прежде всего – монтажных приемов организации материала, под которыми подразумевается и звукозрительный монтаж, и межкадровый монтаж, и монтаж эпизодов.

Трудности создания документального образа человека за­ключаются в том, что не всегда при описании жизни отдельно­го индивида удается отобразить типические черты, присущие его современникам. Для достижения этой цели публицисты ис­пользуют такие способы, как типизация с опорой на прототип, создание психологического образа, оценка жизненных явлений глазами героя произве­дения, оценка героя через размышление рассказчика и т.п.

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1564;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.