Жанровая специфика очерка и его разновидностей: портрета, путевых заметок, проблемного очерка.
Изучая жанровые особенности очерка, подчеркнем, что классическое для режиссуры выражение «жанр – это отношение <здесь - к отображаемому жизненному материалу>» поможет определить интонацию очерка, сделав его более насыщенным эмоционально – критическим, ироническим, лирическим, юмористическим и т.д.
Очерк определяется как произведение художественной публицистики, посвященное актуальным проблемам общественной жизни, в котором дается прямое и развернутое авторское истолкование поднимаемых проблем, в явной форме излагается авторская позиция по этим проблемам. Поэтому «очерковость» появляется, когда идет не просто рассказ о подлинных событиях, история человеческой жизни, рассмотрение той или иной общественной проблемы, но приводится развернутое авторское размышление по поводу предлагаемого в произведении жизненного материала. В основе очерка лежат факты, подлинные события. Автор должен дать им оценку.
Поскольку жанр есть относительно обособленная и устойчивая форма отображения действительности, можно говорить о том, что существуют экранные произведения, по жанру близкие к очерку. Например, по жизненному материалу документальный художественный фильм-портрет (киноповесть), очерк-портрет, интервью-портрет, портрет-эссе и портретная зарисовка могут быть очень близки друг другу – в фокусе их внимания будет один и тот же человек. Однако они будут существенно различаться по авторской задаче и, следовательно, по средствам ее решения, по используемым выразительным средствам. В дальнейшем, определяя жанр, следует учесть, что мы говорим о доминанте, о главной задаче и средствах их решения.
В фильме, создавая образ, автор выступает в роли рассказчика, так сказать, «от третьего лица». Он использует (как и в очерке) в качестве выразительных средств высказывания самого героя (героев) о себе и других людях, о важных для него событиях, высказывания других персонажей о герое (героях), представляя их в качестве прямой (синхрон как фрагмент интервью) или косвенной (закадровый текст) цитаты. Авторская позиция проявляется в отборе материала и его выстраивании, в драматургии и монтаже. Автор фильма, как своего рода «демиург», создает художественный мир, художественный образ своего героя (героев) на экране, сам оставаясь «за ширмой», не предлагая в явной, прямой форме собственных размышлений по теме повествования. Напротив, жанровая форма очерка требует выхода автора «на передний план», вплоть до появления в кадре, полной и явной персонификации рассказчика, вплоть рассказа от первого лица. Автор дает понять зрителю, что лично его волнует в теме экранного повествования, в том человеке, о котором он рассказывает. В очерке автор ставит вопросы перед собой и зрителем (хотя, скорее всего, работая над окончательной экранной формой очерка, над его литературным сценарием, выполняя черновой и чистовой монтаж, автор уже ответил для себя на все вопросы), ищет ответы на эти вопросы, используя факты из жизни героев, их высказывания, документы, наблюдения за героями. Затем автор выдвигает суждения, делает умозаключения – и может затем либо оценить их путем риторических рассуждений, либо сравнить с другими фактами, затем может отбросить эти свои выводы и пуститься в новый поиск, который станет следующим эпизодом очерка.
«По другую сторону» очерка находится эссе, где (преимущественно закадровое, однако, возможно, и происходящее в кадре) авторское размышление на ту или иную тему является безусловной доминантой с точки зрения речевых выразительных средств. Здесь рассуждает, предоставляет информацию зрителю для его размышлений, цитирует (при необходимости) других людей, имеющих отношение к теме экранного повествования, только один человек, один главный персонаж. В случае, когда выразительной доминантой является персонифицированный рассказчик, действующий в кадре, можно говорить об использовании жанровой формы эссе-выступления.
Следует избегать такой распространенной ошибки, как представление экранной работы, выполненной по сути с помощью портретного интервью, когда вопросы автора «опущены», а зрителю предлагаются только ответы героя. При этом имеет место имитация «самораскрытия» героя, которое подается либо через его внутренний монолог, либо синхроны героя в кадре. Такая форма соответствует либо портретной зарисовке (если рассматриваются несколько, обычно одна-две черты характера, творческой личности или особенности жизненного пути героя, т.е. стоит задача краткого исследования личности), либо документальному фильму (в том числе, короткометражному, если не используются другие выразительные средства).
Еще одна довольно распространенная ошибка – когда вместо очерка-портрета на экране студент предлагает телевизионное действо, выполненное в жанрово-видовой разновидности интервью-портрета. Однако следует помнить, что очерк – это не событие, организованное специально для показа по телевидению. Экранное время и пространство очерка, как и, например, документального фильма, выходит далеко за пределы места и времени встречи автора и героя (героев), для их организации используется вплетенное в ткань повествования прошлое героев, действия, совершенные ими в другое время и в другом пространстве, и отображаемые в соответствии с замыслом автора на экране там, где это требуется в соответствии с драматургическим построением.
Все вышесказанное относится и к другим жанровым разновидностям очерка – путевым заметкам и проблемному очерку. Например, следует учитывать, что при отсутствии авторского, личностного подхода к рассказу, в котором драматургическим средством объединения материала является перемещение рассказчика в пространстве, можно получить, в сущности, лекцию экскурсовода, что отнюдь не является произведением художественной публицистики, а проходит по разделу учебных фильмов.
Так же при отсутствии средств выразительности, рассчитанных на эмоциональное восприятие, без типизации событий или личностей героев произведение станет не проблемным очерком-исследованием (то же верно и для документального художественного фильма), а другой жанровой формой, относящейся к аналитической публицистике – журналистскому расследованию.
Все это имеет отношение как очерку-портрету, так и к портретному интервью. В создании авторского образа определяющими элементами являются не только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и ценностные ориентации, идеи и пристрастия, но и авторская речь, поведение и даже внешность, манера одеваться и вести себя. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознании читателей. От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.
Обращаясь к замыслу очерка, отметим, что главная задача его автора – создать художественный образ на основе реального жизненного материала, то есть целостную образную систему, в которую войдет и образ автора, и образ всех героев, и своего рода «образ проблемы» (в т.ч. через образы решающих ее людей). Важно вызвать сопереживание зрителя отображаемым жизненным реалиям, что поможет провести обобщение индивидуальных явлений, отражение типического в отдельном.
Разрабатывая замысел очерка, следует учитывать, что каждая из его жанровых разновидностей имеет свои специфические задачи:
- очерк-портрет рассматривает черты характера героя, проявляющиеся в действиях, причем в развитии этих черт, мотивы действий, автор здесь ведет поиск ответа на вопросы: «что есть главное в этом человеке? Почему люди поступают именно так?»
- путевые заметки – это своего рода «творческое путешествие» автора, посвященное изучению, что есть интересного в той или иной местности, чем, какими ценностями живут там люди, чем они похожи или непохожи на нас; искать «похожее в непохожем, непохожее в похожем» – вот своего рода девиз автора путевых заметок.
- проблемный очерк, как легко понять из названия, посвящается исследованию различных социальных проблем, вызывающих общественный резонанс; здесь очень важен рассказ через личности не только автора, но и персонажей, «человеческое» измерение проблемы, показ столкновения интересов людей.
Виды портретного очерка – психологический, социальный, профессиональный (в т.ч. творческий), биографический, Относительно интонации рассказа (определяемой отношением автора к герою) - парадный, лирический, критический, сатирический, иронический. В портретном очерке автор изучает ценности, которыми руководствуется человек, что он делает ради своих ценностей, каковы его переживания, то, чем он живет, в чем видит смысл своего существования, своей деятельности, мотивы поступков, оценка собственных действий. Может прослеживаться цепочка размышлений героя: «чего хотел? что получилось и не получилось? почему? Как он сам это оценивает?»
Путевой очерк – это описание событий, происшествий, встреч с различными людьми в ходе творческого путешествия. Для описания цели путевого очерка можно использовать старинный термин «описание нравов, бытописание».
В очерке должны сочетаться как наглядно-образные, так и аналитические (особенно в проблемном), исследовательские выразительные средства. Очень важно показать, что волнует самого автора в том, что он рассказывает, поскольку, перефразируя известное изречение, можно сказать, что «нельзя взволновать других, самому не будучи взволнованным».
Особый интерес в очерке представляет образ автора и способ его создания. Автор может выступать как своего рода «зеркало для героя», как лирический герой произведения, как оценивающий и анализирующий рассказчик, как герой действующий или размышляющий. Авторское «я» используется не только для привлечения внимания к внешним сторонам события, но в большей степени для глубокого постижения смысла события, действия. В очерке могут быть авторские «вставные конструкции» - воспоминания и размышления. В них автор объясняет причину выбора темы, излагает суть своей позиции или исходный тезис выступления. Автор также может предлагать ход мысли – суждения, понятия, умозаключения. Причем здесь важно руководствоваться правилом, которое можно сформулировать так: «говоришь искренне от себя – добиваешься эмоционального отклика от зрителя».
В очерке формы условности бесконечно многообразны. Они выражаются и в выборе определенного ракурса при изображении человека, и в авторской точке зрения, и в свободе выбора элементов повествования, и в сюжетном построении материала, и в различного рода домыслах и версиях, которые могут быть открыто заявлены автором, и в догадках о мыслях героя, которые строятся не на основе вольных измышлений, а выводятся из каких-то внешних характеристик героя, его поступков, действий, жестов, речи и т.п.
Обязательно необходимо учитывать, что герой или проблема, отображаемые в очерке, должны быть достаточно близки и понятны для автора, «соразмерны» ему, поскольку, так или иначе, зритель будет рассматривать и оценивать адекватность автора (рассказчика) жизненному материалу, отображаемым в очерке проблемам. Только в случае, когда зритель положительно разрешит вопрос «адекватен ли автор в силу своего жизненного опыта, личностной зрелости, компетентности поднимаемым проблемам, личности своего героя?» возможно возникновение доверия зрителя к экранному произведению. Конечно, автору (либо его «представителю») вовсе не обязательно лично появляться в кадре – поскольку не все сценаристы и режиссеры умеют работать в кадре. Однако надо учитывать, что таким образом автор зримо «дистанцируется» от своего героя или героев. Конечно, проблему сравнения зрителем автора с героями, адекватности рассказчика и темы автор таким образом если и не снимает (зритель будет в таком случае ее решать, следя за ходом мысли автора, настраивая свой эмоциональный «камертон» по тому, то и как говорит и показывает на экране автор), то ослабляет ее напряженность. Однако искренность и достоверность, непосредственность и «личностность» рассказа при этом страдают – что бывает особенно важно именно в очерке.
Формируя замысел очерка, задайте себе несколько приведенных ниже вопросов. Постарайтесь отвечать на них максимально четко и с полной ответственностью:
• Достаточно ли моих фактических знаний для работы с избранной темой?
• Чувствую ли я сильную эмоциональную связь с этой темой?
• Способен ли я здраво судить об избранном предмете?
• Хочу ли я узнать нечто новое о данной теме?
Найдя ответы на эти вопросы, автор сможет определить уровень своей готовности к работе. Ограничьте поле зрения и выберите темы, с которыми вы в состоянии справиться. Важно помнить, что для успешного поиска и раскрытия темы необходимы изобретательность и внимание к тому, что нередко находится рядом.
Личностное восприятие темы вместо попыток воспроизвести общий взгляд на вещи дает новое направление в изучении проблемы, ставшей главной для очерка. Поэтому, чтобы избежать шаблонного решения, автору стоит спросить себя: Какое значение для меня имеет данная тема? О чем большинству людей уже известно? О чем я и большинство людей действительно хотели бы узнать? Насколько подробно и глубоко я могу осветить данную тему? Что я могу показать в действии? Последний вопрос очень важен, поскольку по-настоящему использовать потенциал экранной художественной публицистики означает идти дальше высказывания мнений или словесного описания фактов. Необходимо еще оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя, что достигается во многом благодаря изображению. Вопрос "что я могу показать?" является основной проблемой экрана. Ведь делать — всегда значительно интереснее и плодотворнее, чем говорить о деле. Для раскрытия очень многих тем использование "говорящей головы" невозможно или недостаточно. Поведение человека в определенных ситуациях, его действия и взаимодействие с другими персонажами на экране всегда эффектны и интересны прежде всего потому, что пробуждаются мысли и чувства зрителя. Очерк должен быть задуман так, чтобы он не превращался в "интервью с иллюстрациями и стэндапами автора". Есть также ряд тем, которых следует избегать. К ним относятся те, о которых автор имеет смутное представление, темы, касающиеся внутренних нерешенных проблем автора, темы, касающиеся совершенно ординарного жизненного материала, а также ориентированные на моральные назидания любого рода.
Схема подготовки очеркана телевидениипредусматривает следующую примерную последовательность шагов: определение темы и оценка ее перспективности, поиск и отбор источников информации, разработка концепции (темы и идеи), работа с источниками информации, запись исходных материалов (съемка, запись звука), корректировка концепции, проверка информации, систематизация материала, создание сценарного плана и сценария очерка, создание готового материала (монтаж, озвучание), выход в эфир, архивирование.
Выбор темы очерка определяется следующими критериями:
· персональные интересы автора, его мироощущение и наблюдения,
· концепция СМИ, в котором работает автор, и его специализация; редакционный план работы
· потребности аудитории.
Главным образом решение о выборе той или иной темы мотивируется событиями и поступками людей, сообщения о которых могут вызвать изменения в жизни, поведении, взглядах, знаниях, информированности или жизненном опыте аудитории. События, влекущие за собой подобные изменения, создают своего рода «информационный повод», необходимость обнародования той информации, которую автору удалось собрать и обработать. Для телепублициста вообще очень важно руководствоваться следующими правилами, сформированными для всех журналистов мира: «Объясняйте, помогайте людям понять, что происходит вокруг. Выбирайте и доносите до зрителя или читателя то, что важно и интересно; определяйте, как это делать так, чтобы они извлекли из информации максимальную пользу. Давайте людям достаточно информации, чтобы они могли составить собственное обоснованное мнение о проблемах». Помните, что для человека нет ничего важнее, чем другой человек – по крайней мере, лучше узнавая других, вы сможете лучше узнать себя.
Снижение привлекательности такого жанра, как очерк, на современном ТВ, возможно, обусловлено тем, что сегодня во многих телекомпаниях больше требуют строго фактологические материалы, где нет места ни вымыслу, ни домыслу, ни художественным приемам в отображении действительности. Вместо очерка зачастую на экране присутствуют сделанные по законам репортажа короткометражные фильмы, практически не использующие средства художественного отображения действительности, и даже почти не апеллирующие к эмоциональной сфере личности зрителя. Повествование в нем движется исключительно по ходу публицистического рассуждения, а факты так и остаются фактами, иллюстрирующими мысль автора.
Что касается истории очерка, необходимо вспомнить, что очерковая публицистика всегда представляла собой уникальный пласт человековедения. В очерках украинских, российских и многих других европейских, а также американских писателей и публицистов всегда поднимались самые актуальные проблемы современности, на философском и социально-психологическом уровнях осмыслялись судьбы отдельных людей и представителей целых социальных слоев. Особенно четко выразилась данная тенденция в, так называемых, физиологических очерках, приобретших особую популярность в 40-е годы XIX столетия. Несмотря на то, что само понятие «физиология» в литературном аспекте было введено французским писателем и юристом Б. Савареном, автором легкой нравоописательной книжечки «Физиология вкуса» (1826), «физиологический» очерк в России (и в Украине, входившей в то время в состав России) существенно отличался от «физиологии» французских писателей. Прежде всего – своей острой социальной направленностью. Продолжая лучшие традиции нравоописательных очерков, отечественные очеркисты пытались вскрыть социальные нравы всех, в том числе так называемых «низших» слоев общества. При этом социальные типажи выводились ими по профессиональным признакам, например «дворник», «шарманщик», «портной» и т.д. В 1845 г. Н. Некрасов, издал в двух частях альманах “Физиология Петербурга”, который произвел сенсацию в русской литературе и оказался программной заявкой формировавшейся гоголевской “натуральной школы. Высшая цель этой литературы – сосредоточение внимания на так называемых “эпизодических людях”. Позднее проблематика расширялась за счет интереса не только к отдельным социальным типам, но и целым социальным прослойкам. Показательны в этом смысле очерки Г. Успенского, выходившие в 70-е годы XIX столетия под названиями: «Деревенская молодежь», «Люди среднего образа мыслей», «Новый тип купца» и т.д. В конце XIX – начале XX века своими очерками стали известны Л. Украинка и И. Франко, А. Горький и многие другие авторы, классики этого жанра в печати. С 60-х годов XX столетия художественная публицистика (в том числе телевизионная) синтезировала научные методы познания человека с художественно-эстетическими, становится уникальным пластом человековедения. Отдавая дань социологии, публицистика не отказалась от изучения индивидуального бытия личности. Кроме того, современная очеркистика активно использует и художественно-эстетические методы в изображении личности.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 3024;