Жанровая специфика сатирических жанров - фельетона и памфлета.
Особое место в экранной публицистике занимают сатирические жанры. Экранная сатира нелегко отыскивает конкретные формы своего существования, в программах телестудий она все еще эпизодична, объективная социальная значимость для телевидения сатиры как своеобразного метода отражения действительности не подлежит сомнению. Своеобразие сатирических жанров на ТВ объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Документальная природа телевидения многократно увеличивает действенность сатирических телепередач и одновременно требует огромной ответственности автора, его предельной честности как перед теми, кого он критикует, так и перед зрителями. Это делает процесс создания сообщений в сатирических жанрах чрезвычайно трудоемким, а с творческой точки зрения предполагает природный талант, большое мастерство, остроту восприятия, глубину осмысления. Сатира – это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства». Здесь есть свои градации. Ирония – это насмешка со значительной долей обидного для ее объекта. Ирония может перерасти в сарказм. Широко используются в сатирических произведениях гипербола, гротеск и другие формы образного преувеличения, предельной заостренности, позволяющие раскрыть сущность тех или иных уродливых, социально неприемлемых черт или явлений действительности (таких, как взяточничество, бюрократизм, ханжество, алчность, безнравственность). Вся цепь приемов выявления комического характеризуется нарастанием негативного отношения к изображаемому материалу.
Фельетон – ведущий сатирический жанр публицистики. Подобно очерку, сочетая документальность и художественность изображения, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования. Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость выдвинуть на первый план отдельные, порой скрытые отрицательные черты рассматриваемого явления, ситуации) обусловливают монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сопоставления кадров и звукозрительного монтажа (зачастую по принципу контраста), преобладание тематического и ассоциативного монтажа. Специфична и текстовая часть экранного фельетона. Она подчинена решению тех же задач, что и изобразительный ряд. В соответствии с задачами фельетона как сатирического жанра автор использует иронию, сарказм, гротеск, переходя от спокойного повествования к остро эмоциональным, образным характеристикам, неожиданным столкновениям и сопоставлениям. Следовательно, сценарий телефельетона должен представлять собой произведение, обладающее художественностью. Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. Обращение к строго документальному экранному фельетону оказывается весьма эффективным в тех случаях, когда ставится задача вызвать широкий общественный резонанс, создать атмосферу нетерпимости к тем или иным проявлениям зла.
Памфлет – это злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер. Разница с фельетоном состоит в том, что последний касается единичных фактов, одного конкретного события, в то время как назначение памфлета состоит в критике системы взглядов. Таким образом, памфлет обличает саму природу социального зла, против которого он направлен.
Интервью-портрет
Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана. Интервью (англ. interview – встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор интервьюера с социально значимой личностью по актуальным вопросам.
Интервью-портрет – особая, «пограничная» разновидность телевизионного публицистического художественного произведения. В связи с его спецификой интервью-портрет относят также к жанровым разновидностям телевизионных публицистических действ. Главное его отличие от упомянутых ранее жанров – соответствие классическому единству пространства и времени действия: в интервью пространство, как правило, ограничено одним местом действия (например, студией, или помещением, где хозяином является интервьюируемый), а время действия совпадает с экранным и является однонаправленным (без возвратов в прошлое), без применения параллельного действия. И все же ряд причин – прежде всего, специфика отображаемого материала и творческой задачи – вызывает необходимость упомянуть интервью-портрет в контексте художественной публицистики.
Цель портретного интервью совпадает с целью очерка-портрета – по возможности всестороннее раскрытие личности собеседника, проникновение в его внутренний мир, анализ духовно-нравственной жизни героя. Чтобы прикоснуться к душевной организации личности, интервьюер должен разобраться в субъективном мире героя, понять его душевное состояние, заглянуть в его чувственно-эмоциональную сферу. Только в этом случае удается выявить духовные истоки поведения конкретной личности. Преимущественное значение здесь опять же приобретают социально-психологические и эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Можно сказать, что портретное интервью так же отличается от выступления человека в телехронике, как фотография на паспорт от произведения фотохудожника, запечатлевшего то же лицо. Однако главным выразительным средством в интервью является, разумеется, сам герой – его ответы, его развернутый монолог, внешний вид, манера держаться. В случае, если интервью берется «на территории героя» - у него дома, на работе, словом, месте, где он личностно проявляет себя, о герое способна без слов рассказать и окружающая обстановка.
В ходе портретного телеинтервью герой может предстать перед зрителем, рассказывая о своих отношениях с другими людьми, о противостоянии проблемам бытия, о своих нравственных исканиях (или отсутствии таковых), об утверждении принципов, в которые он верит, которые представляются ему незыблемыми. Человек в интервью может говорить не о себе, но в этом тоже отразится его личность, система взглядов и ценностей, мотивы и идеалы, которыми он руководствуется. Иногда жанр портретного интервью становится своеобразным документом времени, рисуя образ не только одного человека, но и целого поколения.
Произносимый героем текст сам по себе не дает полного представления о характере человека, важнейшее тут – неподдельные эмоции героев, та самая невербальная информация, которая заставляет вглядываться в лица на экране, сопереживать участникам передачи. Таковы возможности жанра портретного интервью – в нем речь, как правило, идет о глубоко личном, но через него постигаются социальные закономерности. Поэтому портретное интервью должно носить ярко выраженный личностный характер. Эмоциональность и типизация, а также (в меньшей степени, дозволенной в ходе интервью) авторская интерпретация и трактовка, в конце концов, и помогают создать художественный образ наших современников – людей различных социальных групп, которых волнуют те же проблемы, что и зрителей.
Природа экранного интервью - диалог как способ получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя), причем «в присутствии» аудитории, которая является реальным слушателем и зрителем, буквально очевидцем этого диалога. Телевизионное интервью обладает таким существенным качеством, как зрелищность. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью.
Интервью – это совместное творчество. Успех его во многом зависит от ведущего. В своих вопросах собеседнику он как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами телезрители. А для этого интервьюер должен подготовиться к беседе: наметить предварительный перечень вопросов на основе знакомства с досье собеседника, с его предыдущими высказываниями; бывает полезно расспросить о нем, его привычках и случаях из жизни различных сведущих людей – сослуживцев, членов семьи.
Сами вопросы некоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные и экранные. Прежде всего, собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом. Опытный журналист постарается сразу же создать непринужденную атмосферу общения, расположить интервьюируемого. Для этого есть немало способов: шутка, рассказ о себе, выяснение каких-то косвенных деталей, имеющих отношение к встрече интервьюера с его героем. Адресные (или анкетные) вопросы позволят выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в своеобразный допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране. Программные вопросы – это разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый «выговорится», и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.
Портретное интервью всегда должны содержать нечто неожиданное для героя. В этом драматургия подлинного интервью. В этом секрет популярности жанра. В этом, наконец, объяснение, почему хороших интервьюеров так мало. Чтобы добиться откровенности и эмоционального накала интервью, ведущий пускает в ход все психологические и актерские ресурсы своей личности; он должен передать своим обликом и взглядом величайшую заинтересованность, иногда сочувствие, в нужном месте – сомнение; иногда полезно притвориться непонимающим, чтобы собеседник яснее выразил свою позицию.
Как и во всякой телевизионной деятельности, хорошее интервью – «составной» плод длительного планирования и мгновенного реагирования. Интервьюер должен быть настолько «в теме», чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но в конце концов мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану, использовать как материал для создания волнующего зрелища. Тон и атмосфера интервью не менее важны, чем содержание: собеседник должен ощущать постоянный контакт с глазами интервьюера, а не с телевизионной камерой. Опытные интервьюеры говорят о «флюидах», которые исходят из глаз, об интуиции и необъяснимой связи людей в настоящем диалоге. Телевизионное портретное интервью должно быть максимально естественным несмотря на всю искусственность его обстановки (камеры, студия, осветительные приборы, технический персонал и т. п.). Преодолеть эту искусственность, забыть о ней собеседнику помогает поведение интервьюера, словно не замечающего окружающей суеты и целиком сконцентрированного на процессе общения. А если контакта глаз нет – значит, нет и интервью, есть лишь серия более или менее связных высказываний. В процессе интервью всем своим видом ведущий выражает (или талантливо играет) величайшее внимание и понимание собеседника. Следует добавить, что в такое особое состояние опытный журналист должен уметь приводить себя практически в любом случае. Наградой ему станет самораскрытие и самоанализ собеседника, подробный и искренний рассказ о его мотивах и собственных оценках своих поступков.
В основе привлекательности портретного интервью – предельно обостренный психологизм, интерес к внутреннему миру человека, нацеленность не только на описание социально детерминированных поступков личности, но и на душевные проявления человека, возросшая роль субъективного фактора в современной социальной действительности.
1)
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1354;