Зарисовка как жанр телевизионной художественной публицистики
Зарисовка – это жанр, в котором преимущественно на документальном материале отражается эмоциональное отношение автора к отображаемым явлениям и событиям, имеющим место в действительности. В произведениях этого жанра образность преобладает над информационностью. С точки зрения материала, распространены, в частности, такие разновидности зарисовки, как пейзажная, жанровая (отображающая те или иные жизненные явления), реже портретная, с точки зрения интонации повествования – лирическая, критическая, сатирическая, ироничная и т.п. У зарисовки преимущественно нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Важнейшим средством выразительности в зарисовке выступает монтаж – как межкадровый, так и звукозрительный, проявляющийся в сочетании изображения, музыки и шумов. В зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения и их трактовку или интерпретацию. Телевизионная публицистическая зарисовка и сегодня остается одним из интереснейших жанров, требующих кропотливой творческой работы.
Тема 4. Жанровая специфика эссе.
Основные вопросы по теме:
1.Происхождение жанра эссе и его развитие.
2.Эссеистичность как творческий метод предельно личностного авторского произведения.
Эссе (от фр. essay – очерк) – первоначально жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI в. свою знаменитую книгу «Опыты». В журналистике пионером жанра эссе считается журнал «Зритель», в XVIII в. приступивший к публикации сообщений личного характера о событиях, пережитых авторами. Первоначально жанр эссе не испытывал тематических ограничений – эссе касалось и сельского хозяйства, и театральных премьер, и политики. Однако в начале ХХ века в жанре эссе стали рассматривать лишь темы, связанные с литературой и искусством, они превратилось в своеобразную форму рецензии на цикл стихов или пьесу, вернисаж или фильм. С развитием телевидения жанр обрел новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе – жанр глубоко персонифицированной публицистики.
На пути эссе в телевидении стоит довольно существенное препятствие, связанное с личностью автора: произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности – тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения. Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности – стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии жанра эссе.
В эссе автор ставит вопросы перед собой и зрителем (хотя, скорее всего, работая над окончательной экранной формой произведения, над его литературным сценарием, выполняя черновой и чистовой монтаж, автор уже ответил для себя на все вопросы), ищет ответы на эти вопросы, используя факты, высказывания героев повествования, документы, наблюдения за героями. Затем автор выдвигает суждения, делает умозаключения – и может затем либо оценить их путем риторических рассуждений, либо сравнить с другими фактами, затем может отбросить эти свои выводы и пуститься в новый поиск, который станет следующим эпизодом. В эссе авторское размышление (преимущественно закадровое, однако, возможно, и происходящее в кадре) на ту или иную тему является безусловной доминантой с точки зрения речевых выразительных средств. Здесь рассуждает, предоставляет информацию зрителю для его размышлений, цитирует (при необходимости) других людей, имеющих отношение к теме экранного повествования, только один человек, один главный персонаж. В случае, когда выразительной доминантой является персонифицированный рассказчик, действующий в кадре, можно говорить об использовании жанровой формы эссе-выступления.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 4589;