Указатели на методы объектов

Мы уже говорили о процедурном типе. Переменная процедурного типа – это указатель на адрес процедуры или функции. Если же мы хотим сделать ссылку не просто на процедуру или функцию, а на метод объекта, то мы должны добавить ключевое словосочетание of object, записанное после прототипа процедуры или функции:

 

type TMethod = procedure of object; TNotifyEvent = procedure(Sender: TObject) of object;

Переменная такого типа называется указателем на метод (method pointer). Она занимает в памяти 8 байт и хранит одновременно ссылку на объект и адрес его метода (получается, на самом деле 2 указателя). Например:

type TNotifyEvent = procedure(Sender: TObject) of object; TMainForm = class(TForm) procedure ButtonClick(Sender: TObject); ... end;var MainForm: TMainForm; OnClick: TNotifyEvent

Тогда можно сделать следующую привязку:

OnClick := MainForm.ButtonClick;

Используя переменные типа указателя на метод можно описывать события. Рассмотрим пример с использованием ранее описанного класса TFigure.

Type TFigure = class private FOnDraw: TNotifyEvent; public property OnDraw: TNotifyEvent read FOnDraw write FOnDraw; end;

и в методе Draw:

procedure TFigure.Draw;begin ... //рисуем фигурку if Assigned(FOnDraw) then FOnDraw(Self); //уведомление о рисовании фигурки end;end;

Обратите внимание, что вызов метода через указатель происходит лишь в том случае, если указатель не равен nil. Эта проверка выполняется с помощью стандартной функции Assigned, которая возвращает True, если ее аргумент является связанным указателем.

Описанный выше механизм называется делегированием, поскольку он позволяет передать часть работы другому объекту, например, сосредоточить в одном объекте обработку событий, возникающих в других объектах. Это избавляет программиста от необходимости порождать многочисленные классы-наследники и перекрывать в них виртуальные методы. Делегирование широко применяется в среде Delphi. Например, все компоненты делегируют обработку своих событий той форме, в которую они помещены.


Метаклассы

Ссылки на классы

Язык Delphi позволяет рассматривать классы объектов как своего рода объекты, которыми можно манипулировать в программе. Такая возможность рождает новое понятие — класс класса; его принято обозначать термином метакласс.

Для поддержки метаклассов введен специальный тип данных — ссылка на класс (class reference). Он описывается с помощью словосочетания class of, например:

type TTextReaderClass = class of TTextReader;

Переменная типа TTextReaderClass объявляется в программе обычным образом:

var ClassRef: TTextReaderClass;

Значениями переменной ClassRef могут быть класс TTextReader и все порожденные от него классы. Допустимы следующие операторы:

ClassRef := TTextReader;ClassRef := TDelimitedReader;ClassRef := TFixedReader;

По аналогии с тем, как для всех классов существует общий предок TObject, у ссылок на классы существует базовый тип TClass, определенный, как:

type TClass = class of TObject;

Переменная типа TClass может ссылаться на любой класс.

Практическая ценность ссылок на классы состоит в возможности создавать программные модули, работающие с любыми классами объектов, даже теми, которые еще не разработаны.

Физический смысл и взаимосвязь таких понятий, как переменная-объект, экземпляр объекта в памяти, переменная-класс и экземпляр класса в памяти поясняет рисунок 3.4.


Рисунок 3.4. Переменная-объект, экземпляр объекта в памяти, переменная-класс и экземпляр класса в памяти

Методы классов

Метаклассы привели к возникновению нового типа методов — методов класса. Метод класса оперирует не экземпляром объекта, а непосредственно классом. Он объявляется как обычный метод, но перед словом procedure или function записывается зарезервированное слово class, например:

type TTextReader = class ... class function GetClassName: string; end;

Передаваемый в метод класса неявный параметр Self содержит не ссылку на объект, а ссылку на класс, поэтому в теле метода нельзя обращаться к полям, методам и свойствам объекта. Зато можно вызывать другие методы класса, например:

class function TTextReader.GetClassName: string;begin Result := ClassName;end;

Метод ClassName объявлен в классе TObject и возвращает имя класса, к которому применяется. Очевидно, что надуманный метод GetClassName просто дублирует эту функциональность для класса TTextReader и всех его наследников.

Методы класса применимы и к классам, и к объектам. В обоих случаях в параметре Self передается ссылка на класс объекта. Пример:

var Reader: TTextReader; S: string;begin // Вызов метода с помощью ссылки на класс S := TTextReader.GetClassName; // S получит значение 'TTextReader' // Создание объекта класса TDelimitedReader Reader := TDelimitedReader.Create('MyData.del'); // Вызов метода с помощью ссылки на объект S := Reader.GetClassName; // S получит значение 'TDelimitedReader'end.

Методы классов могут быть виртуальными. Например, в классе TObject определен виртуальный метод класса NewInstance. Он служит для распределения памяти под объект и автоматически вызывается конструктором. Его можно перекрыть в своем классе, чтобы обеспечить нестандартный способ выделения памяти для экземпляров. Метод NewInstance должен перекрываться вместе с другим методом FreeInstance, который автоматически вызывается из деструктора и служит для освобождения памяти. Добавим, что размер памяти, требуемый для экземпляра, можно узнать вызовом предопределенного метода класса InstanceSize.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 596;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.