Понятие метафизики в классической и постклассической философии

Понятие метафизики

Понятие «метафизика» в буквальном переводе с греческого (meta ta physika – после физики) означает «после физики». Этим словом ученик древнегреческого философа Аристотеля (384–322 до н. э.) Андроник Родосский (Андроникос из Родоса) в I в. до н. э. назвал трактат великого философа о «бытии самом по себе», поместив его вслед за сочинением по физике. Учитывая богатое научное наследие Аристотеля, вопрос о систематизации его трудов оказался непростым. Кроме трудов по «физике» (от греч. physika – природа), т. е. наук о природе, растениях, животных, минералах и т. п., логике и этике, существовала часть работ Аристотеля, посвященная проблемам сущего в целом, сущего как такового, бытия самого по себе. Сам Аристотель считал науку о бытии как таковом, науку о первых началах и причинах всего сущего «первой философией». Этой науке «отец» логики отводил первое место и отличал ее от частных наук, исследующих лишь фрагмент, часть действительности. В работе «Метафизика» Аристотель писал: «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущного…».[1] Метафизику Аристотель называл и «первой наукой», и теологией. Он же определил и проблемное поле «первой философии»: исследование первых начал и высших причин; исследование «общей природы сущего как такового»; учение о Боге и о божественном.

 

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.

 

Метафизика, как считает Аристотель, самая значимая и ценная из всех наук. Только она существует не как средство, но как цель человеческой жизни. Это отличает ее от «второй философии» или «физики», «пойетических» и «практических» наук. Метафизика принципиально отличается от частных наук, которые потому так и называются, что каждая исследует какую-то часть сущего, а не сущее в его целом. Определяя статус метафизики, Аристотель отмечал: «А так как есть некоторая наука о сущем как таковом и как отдельно существующем, то следует рассмотреть, надлежит ли эту науку считать той же, что и учение о природе, или скорее другой. С одной стороны, предмет учения о природе – это то, что имеет начало движения в самом себе, с другой – математика есть некоторая умозрительная наука и занимается предметами хотя и неизмененными, однако не существующими отдельно. Следовательно, тем, что существует отдельно и что неподвижно, занимается некоторая наука, отличная от этих обеих… И если среди существующего есть такого рода сущность, то здесь так или иначе должно быть и божественное, и оно будет первое и самое главное начало. Поэтому ясно, что есть три рода умозрительных наук: учение о природе, математика и наука о божественном. Именно род умозрительных наук – высший, а среди них – указанная в конце [метафизика], ибо она занимается наиболее почитаемым из всего сущего; а выше или ниже каждая наука ставится в зависимости от [ценности] предмета, который ею изучается»[2]. В этом фрагменте обосновано принципиальное отличие метафизики от всего остального человеческого знания. Она – высшая и достойнейшая из наук, ибо трактует не о природе или числах, а о божественном.

«Великий метафизик», 1917 г., Джорджо де Керико –

итальянский художник и теоретик искусства, его считают предвестником сюрреализма.

 

Таким образом, это произвольное в начале обозначение книг античного мыслителя, постепенно наполняется в классической философской традиции глубоким смыслом, определяющим статус исторически первого типа метафизики. Этот статус определялся пониманием предмета философии, ее сущностью и ролью в культуре.

В эпоху классического эллинизма термином «метафизика» называли:

· умозрительное учение о бытии, философскую онтологию (термин «онтология» вошел в обиход в XVII в.);

· «первую философию», отличавшуюся от любой другой по коренному признаку философии – «любомудрию»; это первенство было двояким: логическим и аксиологическим. Логически метафизика – фундамент всего человеческого знания. Уже милетские досократики (IV в. до н. э.) ставили вопросы о вечной субстанции, лежащей в основании изменяющегося мира, о происхождении мира, сущем, смысле бытия и т. д. Однако «начало знания» с аксиологической точки зрения представало и высшей ценностью, вершиной человеческого знания, поскольку несло отблеск божественного совершенства. Такая последовательность наук соответствовала античным представлениям о структуре мироздания;

· метафизическую реальность (все то, что вне («мета») физики), сверхчувственную, неизменную и неподвижную. В отличие от физического мира (чувственно-наглядного, материального, движущегося, изменчивого), метафизика стала обозначать науку о сверхчувственном и способ его познания.

Итак, первоначально философия называлась также метафизикой, поскольку исследовала фундаментальные вопросы бытия и являлась основанием всех других наук. Античная метафизическая проблематика выражала древнейшие мировоззренческие философские вопросы о мире, человеке и месте человека в этом мире. Специфика таких «сущностных» вопросов заключается в том, что они, будучи обращенными к бытию и познанию, включают одновременно и самого вопрошающего.

«Ностальгия по бесконечности», Джорджо де Керико.

 

Изменение статуса метафизики в историко-философской традиции связано с динамикой философского знания в целом. В динамике метафизического знания можно выделить два этапа, каждый из которых характеризует различное понимание метафизической проблематики. Это классическая и постклассическая метафизика. В свою очередь, каждый из этих этапов включает различные исторические типы и философские направления (табл. 33). Так, в качестве исторических типов классической метафизики, каждый из которых обладает собственной «оригинальной» характеристикой, выступают:

1. Античная метафизика;

2. Средневековая метафизика;

3. Метафизика эпохи Возрождения;

4. Новоевропейская метафизика.

 

Таблица 33.

ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА МЕТАЗИФИКИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

 

Этапы Хронология Исторические типы Характеристика
1.Классическая метафизика VII в. до. н.э. – V в. н. э. 1.Антич-ная метафизика · Метафизика – это «первая философия» (Аристотель), т.е. утверждение первенства метафизики в иерархии наук как фундамента человеческого знания; · возникновение вопроса о метафизической реальности - сверхчувственных начал бытия (архе, идея, Бог); · противопоставление метафизической и физической (природной) реальностей, бытия (сферы истинного знания) и становления (мнения); ноуменального (умозрительного) и феноменального бытия; · характерные черты метафизической реальности: сверхчувственность, нематериальность, неподвижность, неизменность; · создание логики Аристотеля как метода «первой философии» в познании сущего; правильное мышление (в отличие от мифологии) базируется на философском языке (категории, законы, теоретическая система); метафизика Аристотеля – образец метафизической культуры познания действительности для европейской и арабской средневековой философии.
V – XIV вв. 2. Сред -невековая метафизика · Мировоззренческая оппозиция земного и небесного, естественного и сверхестественного, имманентного и трансцендентного; · связь метафизики с проблемами богопознания, теологией; субординация метафизики и теологии; · предмет «первой философии» – Бог как высшая причина бытия и познания, а сотворенный им мир (тварный) – вторичен; сущее как творящее начало в античности само становится тварным бытием ; · метафизика связана с проблемами обоснования, доказательства божественного бытия, теодицеей (богооправданием), природы общих понятий (универсалий).
XV –нач. XVII в. 3.Мета – физика эпохи Возрождения · Метафизическая проблематика развивается в тесной связи с натурфилософской идеей тождества макро-и микрокосма; · в метафизических концепциях Бог понимается как переполненное благом бытие, которое не может ни существовать, ни мыслиться без природы и человека.
XVII - XVIII вв. 4. Новоевропейская метафизика · Объектом исследования метафизики является природа; · в новой метафизике осознается недостаточность для познания только созерцания природы; · метафизика связана с экспериментально-математическим естествознанием, ориентир для выстраивания метафизической проблематики – разработка системы научных методов, познание объективно-причинных взаимосвязей, строгость и абсолютная научность естественнонаучного знания; · знание и наука объявлены основным средством власти человека над природой; · наукоцентричность, редукция философской рефлексии к методу научного исследования; · картезианский переворот; превращение проблемы сущего в традиционной метафизике (существование природы, Бога, мира идей) в вопрос о познающем субъекте, о мышлении субъекта; · сосредоточенность метафизики на проблемах гносеологии, ее превращение в метафизику познания; · исследование познавательной деятельности, установление границ возможного знания; · проблема природы универсалий рассматривается в контексте противостояния рационализма и эмпиризма, при этом последний выступает против наделения общих понятий статусом объективного бытия; · формирование механистического (под влиянием ньютоновской физики), метафизического (упрощенного, одностороннего, линейного, количественного) взгляда на мир; мир рассматривается как механизм, состоящий из множества частей, не имеющих качественного своеобразия; схематизация; статичная картина мира; · превращение метафизики в догматичное «систематизаторство» в XVII в. (системы Вольфа и Баумгартена); · критика метафизики со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического мировоззрения в эпоху Просвещения; · понимание метафизики как метода мышления, противоположного диалектике; · разработка Г. Гегелем диалектики как «новой» метафизики или «науки наук» в рамках всеобъемлющей философской системы.
2.Пост -классическая метафизика XIX -XXI вв.   · Пересмотр идеалов классической метафизики; · в качестве ориентиров новых метафизических построений выступают: - «антропологический поворот», - сциентизация, - социологизация, - «лингвистический поворот»; · проблемное поле метафизики включает осмысление различных форм человеческого опыта, социальных и телесных практик повседневности; · новыми понятиями, важными для метафизики становятся такие понятия как «жизнь», «надстройка», «бессознательное», «язык», «чистое смыслообразование» и др.; · «прагматичность» метафизики, которая не ограничивается только лишь созерцанием сверхчувственной реальности, но стремится отвечать на реальные вопросы человеческого и общественного бытия; · «антропологический поворот»; сведение предмета метафизики к исследованию бытия человека в мире.  

 

Таблица 34.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ

Философское направление Представители Краткая характеристика метафизических построений
1.Экзистенциальное («философия жизни», экзистенциализм) С. Кьеркегор, Г.Марсель, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю и др. · Антропологический поворот, сведение предмета метафизики к исследованию бытия человека в мире; · связь метафизики с темой человеческого существования, поиском его подлинности (экзистенции) и смысла; · исследование иррациональных феноменов (воля, жизнь) и др., включение в поле метафизического исследования понятий «экзистенциальной диалектики», выбора, «трансценденции», «философской веры», «бунтующего человека», свободы, страха и др.
2.Социально-критическое (марксизм, неомарксизм, неофрейдизм, постмарксизм) К.Маркс, Ф.Энгельс, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Э. Фромм и др. · Социологизация метафизического знания; · материалистическое понимание истории; · ревизия метафизики и развитие диалектики как всеобщего философского метода в марксизме; · критика технологической рациональности; · разработка новых моделей рациональности (Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас).
3. Феноменологическое Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А. Шюц и др. · Стремление построить метафизику как «строгую науку» (Гуссерль), связанное с анализом сознания как особого типа бытия; · критика психологизма и натурализма в определении сущности сознания; стремление выявить «чистое сознание», разработка метода феноменологической редукции, открывающей возможность рефлексивной работы с сознанием; · понимание сознания не как эмпирического предмета психологии, а как «трансцендентального Я» и «чистого смыслообразования», главная черта которого – интенциональность.
4. Аналитическое (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия) О.Конт, Г.Спенсер Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Мур, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, М.Шлик,   Т. Кун, П. Фейерабенд, К. Поппер, С. Тулмин и др.     · Дихотомия метафизики и науки; формулирование программы устранения метафизики из культуры посредством методаверификации (установления истинности) метафизических утверждений; «лингвистический поворот»; · апелляция к теме языка, определение статуса языка в структуре метафизического знания (Л.Витгенштейн, М. Хайдеггер); «панлингвистизм» на смену панлогизму; · мировоззренческая реабилитация метафизики, · осознание важности метафизики как опосредующего звена между культурой и наукой, ее эвристической роли, значимости для постклассического естествознания.
5. Герменевтическое Г.-Г. Гадамер, К.-О. Апель, Ю.Хабермас · Понимание человеческого бытия как изначально «герменевтичного», выстраивание онтологии понимания (Г.Гадамер); · анализ «априорных условий коммуникации» (трансцендентализм К.Апеля); · ограничение универсалистских притязаний герменевтики; роль рефлексии и рационально-критической составляющей в понимании (Ю.Хабермас).
6. Структуралистское К.Леви-Строс, Ж.Лакан, М. Фуко и др.     · Поиск инвариантных структур и функциональных связей социокультурной реальности (опыт исследования первобытного мышления, К. Леви-Строс); · критика западноевропейской метафизики, логоцентризма, расширение арсенала структурализма за счет «внеструктурных» характеристик исследуемых объектов («изнанка» структуры и т. п.); · противопоставление статичности классической метафизики идей текучести и множественности бытия.
7. Постмодернистское Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяр, Ж.-Ф.Лиотар · Осознание исчерпанности всякой метафизики и онтологии, связанных с преображением и разумным переустройством реальности, поиском ее «разумных» оснований; · программа деконструкции традиционной метафизики; · оценка классической метафизики как «метафизики присутствия»; · отказ от поиска истины, сущности, истока бытия; · выход в плоскость «событийности» и «телесности».
8. Религиозное (неотомизм, неопротестантизм) Э.Жильсон, Маритен, Ранер, Бохеньский   К. Барт, Э. Бруннер, Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих и др. · Новая апология средневекового тезиса Ф. Аквинского о единстве веры и разума с позиции критики научно-технического разума; · оправдание креационизма трансценденталиями (категориями) божественного бытия: истины, блага и красоты (неотомизм); · вера в гуманистическую сущность человеческого разума (ноосферная теория Т. де Шардена).







Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2885;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.