Диалектика и синергетика

 

Движение и изменение

Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Он же полагал, что «всякое движение есть некоторое изменение». Идея вечного абсолютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).

В то же время в большинстве материалистических учений материя рассматривалась как пассивная, лишенная внутренней активности субстанция, а движение – как нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прилагающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, признавалось только механическое движение. Даже закон инерции толковался как закон, отрицающий активность материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. развивалась другая концепция, сводящая материю к движению. Она нашла свое выражение в таком течении, как энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное учение при анализе физико-химических явлений. Объяснять электричество атомами, - то же самое, что объяснять движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь. Согласно энергетизму все явления материи и сознания подводятся под понятие энергии, а сама энергия лишается материального носителя.

Диалектический материализм (в противоположность механицизму и энергетизму) рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существова­ния.

Слово "движение" знакомо каждому человеку. Чаще всего в повседневном общении под ним понимают перемещение одних тел относительно других. Такое из­менение положения тел в физике называют механическим движением. Но в мире существует множество других изменений. Они могут быть внутренними и внеш­ними, структурными и функциональными, существенными и несущественными, качественными или количественными, относиться к телам различных уровней и т.д. Движение проявляется в процессе взаимодействия различных материальных образований. Перемещение тел, их охлаждение и нагревание, электромагнитное излучение, обмен веществ в организме и между организмом и средой, различные социальные процессы - все это движение.

Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи – это изменение вообще.

Представление о движении как способе существования материи наглядно раскрывается при рассмотрении материальных объектов как систем. Именно благодаря тому, что между элементами системы существует; определенный тип взаимодействия, вещь или процесс: существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются агрегатные состояния кристаллического вещества? Они отличаются характером движения молекул. В твердых телах молекулы совершают колебательные движения в узлах кристаллической решетки. Если сообщенная телу тепловая энергия приводит молекулы во вращательное движение, твердое тело превращается в жидкость. Газообразное состояние обусловливается хаотическим движением молекул, а особенности биосистем в первом приближении - тем или иным типом обмена веществ. Социальные системы определяются функциональными связями между субъектами общественной жизни. Характерным для любой материальной системы является сохранение специфического типа внутреннего обмена движущейся материей, благодаря которому объект именно такой, какой он есть: атом, молекула, макротело, организм, биосфера, человек, общество.

Мало сказать, что материя и движение связаны, - движение неотделимо от материи. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Если бы мы попытались представить какой бы то ни было предмет без движения и взаимодействия, то должны были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару­живал бы свое существование, не имел бы структуры, свойств, он просто не мог бы существовать реально. Материя - это не косный метафизический остаток, скрытый за движением. Она вся в движении. Глубокая внутренняя способность к изменениям таится в ней самой. Движение не просто присутствует в материи, оно внутренне присуще ей.

Движение как способ существования материи противоречиво. Оно – единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы - закон сохранения и превращения энергии - объединяет и выражает обе стороны.

Движение как изменение вообще следует отличать от понятия "развитие", о чем далее будет говориться особо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории развития выявляются более глубинные черты движения как способа существования материи. Применительно к материи вообще развитие должно пониматься как ее самообновление и самоорганизация, порождение качественно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии развития фиксируется необратимость изменений от низшего к высшему(прогресс) или от высшего к низшему (регресс), то категорией движения выражается направление изменений и необратимость их только от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.

Необратимость изменения отчетливо выражается в технике: прямо - в физическом и косвен­но - в моральном износе технических средств. Физиче­ский износ заставляет искать более стойкие материалы и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Моральный износ толкает инженерную мысль на поиски более удобных, более производительных и более экономичных орудий производства, новых технологических решений. И тот и другой способствуют техническому прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий человека. Итак, как всеобщий атрибут и способ существования материи движение характеризуется чертами объективности, абсолютности, противоречивости, необратимости.

Формы движения материи

Абсолютная природа движения находит свое выражение в его конкретных видах и формах.

В истории философии известны попытки классифицировать многообразие форм движения. Так, Аристотель выделял шесть их видов (возникновение, уничтожение, антипатия и др.). Ф. Бекон называл уже 19 (колебание, инерция, антипатия и др.). Целостную классификацию форм движения материи впервые осуществил Ф. Энгельс. Опираясь на достигнутый уровень научного знания, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей линии форм движения материи:

· механическую,

· физическую,

· химическую,

· биологическую и

· социальную.

Каждая из них характеризуется своим особым носителем движения, типом взаимодействияобъектов, специфическими законами.

Если мы зададимся вопросом, в чем отличие более высокой формы движения материи от низшей, то ответ следует искать прежде всего, в обнаружении особого типа взаимодействия, которого не было, когда материальные носители более низких форм движения выступали обособленно. Молекула, например, является более сложным структурным образованием, чем атом. Но в молекулах нет ничего нового в вещественном отношении, кроме специфическим образом взаимодействующих носителей (атомов). Движение атомов вызывает изменение химизма вещества, который выражается в, изменении строения самих молекул, их качества. Когда же мы рассматриваем движение молекул как целостных образований, то мы имеем дело с физической формой, движения материи. Биологическая форма движения материи реализуется через обмен веществ в процессах самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения на основе противоречивого единства устойчивости и изменчивости. Взаимодействие между первичными материальными носителями биологической формы движения материи, каковыми являются белковые молекулы и молекулы ДНК и РНК, определяет как специфику различных уровней организации жизни, так и сущность всей биосферы как целостной системы. Что касается социальной формы движения, то она представляет собой процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосо­вершенствование человека как носителя социальной формы движения происходят только благодаря разуму.

Используя структурно-генетический принцип для выделения форм движения материи в качестве основных, сегодня можно говорить о таких формах движения, как: взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные превращения, внутриатомные процессы, химические процессы, молекулярные взаимодействия, геологическая, термодинамическая, кибернетическая формы движения, органическая жизнь, общественная жизнь, космические процессы и др.

Наряду с формами движения материи имеет смысл выделять и три важных типа движения: физический, биотический и социальный – соответственно общепринятому делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и социально организованную) (табл. 37).

Таблица 37.

Тип движения Сфера бытия Физический Биологический Социальный
Неживая материя +    
Живая материя   +  
Социальная материя     +

 

При таком рассмотрении все формы движения материи, связанные с взаимодействием уровней и систем неорганического мира, такие как механическая, ядерная, электромагнитная, химическая и другие, включаются в физический тип движения материи, на базе которого развивается техника.

В зависимости от того, какие формы движения доминируют в работе той или другой технической системы, всю технику можно разделить на соответствующие виды. Таких видов может быть столько же, сколько форм и видов физического движения, а также их комбинаций, доступных человеку. Так, на базе гравитации развивается гравитационная техника. Электромагнитные формы движения обес­печивают электрическую, радиоэлектронную, оптическую системы. На основе ядерных процессов возникла ядерная техника. Использование атомных процессов породило химическую технику. Движение молекул дало гидротехнику, теплотехнику. Макромеханика твердых тел используется в работе разнообразных механизмов и механических систем. Орудия производства имеют столь же социальное происхождение, сколь и естественное. В них сливаются воедино физическая, биотическая и общественная природа, причем последняя оказывается ведущей. Техника создается и приводится в движение человеческим трудом.

 

 

пространственно-временная организация бытия

 

Пространство и время

В современной науке и философии все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве.

Исторически сложились два подхода в толковании пространства и времени:

· субстанциональный и

· реляционный.

Первый из них сложился в классической науке и связан с пониманием про­странства и времени как самостоятельных сущностей на ряду с материей. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время - к "чистой" длительности. Эта идея, в общем виде сформулирована еще Демокритом, получила свое логическое завершение концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции, существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по свое природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение дискретных материальных тел. Субстанциональная концепция пространства и времени, сформулированная Ньютоном как физическая модель мира, приобрела в науке и философии ХVII-ХVIIIвв. доминирующее значение. Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий: наличие механического движения казалось неопровержимым доказательством существования неподвижного абсолютного пространства.

Второй(реляционный) подход, который наметился еще у Аристотеля, развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Толанд. Главное в этой концепции то, что пространство и время рассматриваются в ней не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Лейбниц, например, подчеркивая относительный характер пространства и времени, называет пространство "порядком существований", а время - "порядком последовательностей".

Субстанциональная и реляционная концепция не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного подхода.

Пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры отношений вещей и процессов. Пространство есть форма бытия, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время - форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Как форма статической связи тел пространство определяет их взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи время отражает направление изменений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи пространство и время в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира.

Следует различать реальное, перцептуальное и концептуальное пространство; реальное, перцептуальное и концептуальное время. Реальное пространство и время- объективные формы бытия движущейся материи - всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире. Перцептуальное пространство и времясвязаны с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение человеком реальных пространства и времени человеком.

Пространственное соотношение психических образов зависит от объективных пространственных отношений самих предметов, обусловливается ими. Если бы это было иначе, то человек не смог бы правильно ориентироваться в мире. То же можно сказать и о перцептуальном времени. Оно является отражением реального времени, смены состояний реальных процессов, но вместе с тем зависит от состояния нашей нервной системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетерпением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелаемое событие, то время зачастую как бы растягивается, замедляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время ускоряет свой бег, спрессовывается. В мыслях в течение мгновений мы можем "пролистать" события многих лет жизни. Но, тем не менее, перцептуальное время соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных событий.

Концептуальное время и пространство - это способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели. Примерами концептуальных пространств являются трехмерное евклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, n-мерные математические пространства и др.

У пространства и времени как форм бытия материи выделяют ряд общих и специфических свойств, которые могут быть представлены следующим образом (табл. 38).

Таблица 38.

 

Объективность   Вечность   Безграничность   Абсолютность Относительность   Прерывность Непрерывность       Пространство
 
 

 

 


Время

Трехмерность   Симметричность   Изотропность   Одномерность   Анизотропность   Однонаправленность

 

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают пространственную и временную протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, кривизна; времени - однородность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени. Топологическими свойствами пространства являются трёхмерность, непрерывность; времени - одномерность.

В 1920 г. П. Эренфест в статье «Какую роль трехмерность пространства играет в фундаментальных законах физики?» показал, что в масштабах от атомов до планетных систем устойчивость этих систем определяется трехмерностью пространства. Атомная структура невозможна в пространстве более или менее трех измерений, так как электроны в таком случае сразу же "упали" на протоны ядра. Трехмерность обеспечивает само существование объектов на атомном, молекулярном, макроскопическом уровнях (что верно, однако, лишь тогда, когда во Вселенной все системы строятся из известных нам элементарных частиц). Во всяком случае - для обозримой нами части Мира - вывод о трехмерности пространственных отношений, согласно которому каждое место в нем может быть определено тремя независимыми признакам, верен.

Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение, имеющее строгое математическое обоснование в теории относительности А. Эйнштейна. Пространство и время рассматриваются им не только в неразрывной связи между собой, но и в соотношении с системой материальных тел. Согласно Эйнштейну, материальная система сама формирует свои пространственно-времен­ные отношения. В соответствии со специальной теорией относительности (СТО) пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме, а временные процессы в быстродвижущихся системах замедляются. Пространство и время представляются в СТО как взаимосвязанные свойства физических систем и процессов, единство которых реализуется в понятии пространство-время" и описывается с помощью четырехмерной геометрии.

В общей теории относительности (ОТО) выявлены новые моменты зависимости пространственно-временных отношений от материальных процессов. ОТО установила, что под действием полей тяготения происходит искривление пространства, когда евклидова метрика уступает место неевклидовой геометрии. Об этом свидетельствует зафиксированный факт искривления траектории светового луча в поле сильного тяготения. В сильных гравитационных полях также наблюдается замедление времени.

Идеи теории относительности, хотя о ней в наши дни ведутся острые споры, вышли далеко за рамки физического описания мира. Они оказали влияние на различные сферы науки и культуры, внесли существенные коррективы в стиль мышления, изменили характер мировоззрения. Выдвижение в качестве неотъемлемого мировоззренческого основания принципа единства материи, движения, пространства и времени привело к сознательному включению пространственно-временных отношений в изучение вещей и процессов всех уровней: в современном научном познании наряду с физическим рассматривается химическое, биологическое, психофизическое, социальное и другие виды пространства и времени.

Общие свойства пространственно-временных отношений, сформулированные на основе изучения макропроцессов, не исключают, а, напротив, предполагают специфику их на различных уровнях организации материи, неживой природе качественные особенности микро-, макро-, мегамира во многом объясняются своеобразиемпространственно-временных связей. Так, в мегамире существенную роль играет кривизна пространства-времени. Эйнштейновские уравнения гравитационного поля позволяют сформулировать множество космологических решений. Одним из них является предложенная советским физиком А.А. Фридманом модель расширяющейся Вселенной, согласно которой вещество, испытывая действие сил тяготения, приводит к расширению Вселенной. В соответствии с этой моделью предполагают, что вещество Вселенной находилось в сингулярном (точечном) состоянии в виде сверхплотного сверхгорячего шара с бесконечно большим значением кривизны пространства-времени, а "разбегание" галактик связано с "большим взрывом".

Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движения в биологии поставил В.И. Вернадский. Отталкиваясь от идеи Л.Пастера, он развивает принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность, которая на уровне неживой природы предстает как случайность, на уровне жизни выступает необходимым свойством, обеспечивающим приспособив тельный характер живых систем. Например, при прослеживании развития зародыша можно отчетливо видеть последовательные стадии организации биологического пространства, в каждой из которых процесс морфогенеза проявляется тогда и там, где это позволяет координировать его со всем процессом в целом. Биологическое пространство функционально, в нем события представляют собой процессы, локализованные во времени и пространстве, ане просто траектории. В современной науке большинство ученых сходятся на мысли, что существует множество биологических пространств. Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временном ритме "Биологические часы" являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем любого живом организма.

Еще более глубокие и разнообразные связи обнаруживаются на социальном уровне. Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство и социальное время. Жизнь человека постоянно вносит изменения в пространственно-временные отношения человеческой деятельности. Социальное пространствоэто всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования структурность и протяженность общественных систем, социальных действий и процессов. В зависимости от мести расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут, иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейне лес, земля и т.д. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии.

Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком являются локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений. Пространственно-временная организация социальной жизни связана с пространством-временем всех структурных уровней. Это наглядно можно проследить, например, на истории градостроительства и архитектуры, исследовании проблем коммуникации и т.д. Современный город нельзя спутать с городом античности или средневековья. В архитектуре города своеобразно отражаются не только историческая эпоха, но и национальные особенности, социально-экономические и социально-политические отношения, природные особенности.

Пространство и время - сущностные характеристики деятельности человека, а поскольку это так, то перед человеком стоит проблема освоения пространства и времени. С одной стороны, деятельность человека в настоящее время уже вышла за рамки нашей планеты и, с прогрессом космической техники она будет расширяться. С другой стороны, не менее важно совершенствовать пространственные структуры жизнедеятельности человека, начиная с индивидуального уровня. Сложность общественных связей и отношений обусловливает неравномерность темпоральной структуры деятельности человека. Во всех сферах деятельности - материальной и духовной, духовно-практической - цена времени растет. Конечно, человек не может "искусственно замедлить или ускорить течение естественных процессов, но он должен стремиться эффективно использовать время, совершенствовать временные отношения различных систем общества, одной из которых является сам человек.

Мир - это бесконечное множество систем различных порядков сложности и все они находятся в движении, взаимной связи и обусловленности. Каждой из них соответствует своя пространственно-временная структура и вместе с тем мир един, и единство его в материальности.

Исторически проблема единства мира связывалась с развитием философии и естественнонаучного знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес, например, видел его в воде как материальном первоначале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов. Материалисты стремились единство мира найти в чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеалистическое истолкование мира сводит проблему его единства к признанию духовного первоначала (Бога, абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого наличного бытия.

Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения природы, отделения одних предметов от других, исследовала отдельные стороны процессов и событий, то к середине XVIII в. накопилось достаточно данных для того чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеобщей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в XIX в., позволили сформулировать положение о материальном единстве мира.

Признание однородности структуры приводило к вещественно-субстратной модели, универсальность количественных законов - к функциональной. Но и та, и другая модель не могли быть удовлетворительными поскольку, в конечном счете, приводили к представлению о "дурной" бесконечности. Ценным в развития всех предшествующих моделей мира было накопление конкретных естественнонаучных представлений, демонстрирующих предметное существование этого единствам. С естественнонаучной точки зрения о материальном единстве мира свидетельствуют установление одинаковости физико-химического состава в строении тел, создание Коперником гелиоцентрической системы, открытие закона сохранения и превращения энергии и др.

«Астроном Коперник, или Разговор с Богом», 1872 г., Я. Матейко.

 

Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия и закономерности только подводят к представлению о материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в тех или иных локальных областях мира. Эти проявления единства мира исследуются естествознанием и другими конкретными науками. Философские представления о единстве мира должны фиксировать его общие непреходящие стороны. Тогда материальное единство мира мы обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неуничтожимости, в единстве материи и ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в подчинении всех явлений и процессов универсальным диалектическим закономерностям, во взаимной связи и обусловленности всех структурных уровней и систем, в многообразии взаимных превращений, в историческом развитии материи, возникновении живой и социально организованной ее форм на основании менее сложных видов.

 

Антропный принцип

Среди множества форм проявления материального единства мира наиболее существенно его субстанциональное единство. Действительно, все многообразие свойств, вещей, отношений имеет общую основу - материю. Для более глубокого раскрытия сущности материального единства мира, равно как и для осмысления проблемы в целом, большое значение имеют идея единственности фундаментальной структуры Вселенной и непосредственно с ней связанный антропный принцип. В современной космологии его расценивают как "скрытый принцип, организующий Вселенную определенным образом". Появление во Вселенной человека и человеческого разума оказываются обеспеченными уже на уровне фундаментальных законов природы.

Согласно этому принципу, величины астрофизических параметров (космологические начальные условия) расширяющейся Вселенной таковы, что на определенных ступенях своего развития природа необходимо порождает жизнь и человека. Даже незначительные изменения массы электрона, константы сильного взаимодействия или гравитационной постоянной привели бы к невозможности возникновения жизни земного типа. Мировоззренческое значение антропного принципа заключается в том, что в нем отражается далеко уходящая корнями в прошлое всепроникающая идея взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и макрокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной. Идея материального единства мира находит все новые и новые естественнонаучные подтверждения и философ­ское обоснование.

синергетика как теория самоорганизации

 

Синергетика

Истинно революционное значение для понимания единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Под самоорганизацией понимается процесс спонтанного и автономного структурообразования в сильно неравновесных открытых системах. До недавнего времени считалось, что самоорганизация присуща лишь живой природе. Что же касается явлений неживой природы, то классическая физика предписывала им подчинение обратимым во времени фундаментальным законам, согласно которым практически невозможно различить состояние объекта в настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени" здесь просто элиминировался, и об эволюции таких объектов не могло быть и речи. Это считалась само собой разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства мира. Синергетика же рассматривает необратимость как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено, что неравновесные состояния несут в себе "стрелу времени" и тем самым вносят порядок, порождая более высокие уровни организации. Введение второго начала термодинамики в качестве фундаментального динамического принципа позволяет выявить в физических процессах переход от "существующего к возникающему" (И. Пригожин). Открывается также возможность описания новой целостной общенаучной картины мира, эвристическую ценность которой трудно пере оценить. Синергетика выявляет общее как для явлений разного масштаба (микромир и макромир), так и для явлений разной природы (физических, химических, биологических, социальных); позволяет связать в функционально-целостный процесс все три сферы - неживую, живую и социально-организованную.

Мир есть закономерное движение материи. Такой общий вывод из изложенного в философском понимании действительности. Установление единства в бесконечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к более конкретному рассмотрению закономерностей самоорганизации, самодвижения и развития. Совокупность возникающих здесь проблем образует предмет теории диалектики.

 

Диалектика как философская теория развития

Диалектика

Термин "диалектика" впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалогепутем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении "диалектикой". Вот типичный для Сократа пример. В беседе с полководцем Лахетом он задает вопрос: "Что такое мужество?". Для Лахета ответ не представляет трудностей: "Мужествен тот, кто, оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами". Далее ставится новый вопрос: "А если воин, убегая и не оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами?" Лахет не понимает: "Как это - убегая?". Сократ поясняет конкретными ситуациями сражений: скифы, убегая, сражаются не хуже, чем, преследуя; лакедемоняне в одном из боев, когда они оказались перед рядами щитоносцев, не пожелали держать строй и продолжать сражение, а побежали. Когда же ряды персов расстроились, они, подобно всадникам, развернулись обратно и таким образом выиграли сражение. Лахет признает, что Сократ говорит правду. Тем самым выявлено противоречие: воин может быть мужествен и оставаясь в строю, и отступая с целью нанесения удара по врагу.

Статуя Платона в Дельфах.

 

У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытиякак сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диалектики люди посредством умозаключений формируют правдоподобные положения. Это положения, касающиеся нравственности, - такие, как, например, "следует ли повиноваться больше родителям или законам, если они не согласуются друг с другом"; или касающиеся природы - например, "вечен мир или нет". По Аристотелю, при рассуждениях о таких проблемах философия сообразуется с истиной, а диалектика – с мнением.

В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др.. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н.э. - II в. н.э.) различа­ла в логике риторику ("науку хорошо говорить при помо­щи связных рассуждений") и диалектику ("науку правиль­но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

Э. Тербрюгген, «Гераклит Эфесский», 1628 г.

Древнегреческого философа Гераклита, считавшего,

что «война – отец всех», а «тайная гармония лучше явной»

часто называют «отцом» диалектики.

 

Истолкование всех предметов только "через логическое рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче­ской философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась, как умение логически изощренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание - истина, а диалектика - искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее, они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы. Так, по мнению Ф. Бекона, пользование "диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях".

Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представители - И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах - широко пользовались выражением "диалектика", хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант считал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как "логика видимости", поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.

Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для него диалектика существенна не в том смысле, что она разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы доказать противоположное. "Высшая диалектика понятия, - писал Гегель, - состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают ее ветви и плоды"[6]. Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего иг­норировалась в метафизике нового времени..." Здесь уместно еще раз вспомнить происхождение термина «метафизика». Греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей - в отличие от древних философов - не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве"[7]. Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира", он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете, Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.

Поэтому при рассмотрении диалектики в ее "рациональном" виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: "Диалектика головы - только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории"[8]. Тем самым становится необходимым различать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в противоположность метафизике).

В идеалистической философии господствует убеждение, что пространство диалектики образует только сфера духа, мысли. На самом деле сфера диалектики - вся объективная исубъективная реальность. Конкретно это означает, что: а) существует универсальная взаимосвязь предметов и явлений; б) все в мире подвержено изменению; в) движение материи выражается в ее самообновлении, в порождении качественно иных форм существования.

Таковы три аспекта единой целостной теории материалистической диалектики: аспекты структуры, процесса и развития.

Объективная диалектика природы обнаруживается в ее бесконечности и поразительной способности к творению оригинальных форм материального бытия. Окружающий нас физический мир - Вселенная - удивляет в продолжающихся научных открытиях своим структурным разнообразием. Кварки разного "цвета" и "очарования", "странные", реальные и виртуальные частицы и античастицы, расширяющийся спектр "элементарных" частиц, событий и полей, "суперструны", атомы, молекулы, макротела разного порядка, звезды, галактики и их скопления, квазары, черные дыры, пульсары и т.д. - все это лишь некоторые примеры качественного многообразия неорганической природы. Вместе с различиями объектов природы явственно обнаруживается их взаимосвязь. Физические формы бытия связаны между собой как фрагменты объективной реальности. Вселенную формируют взаимодействия четырех типов: гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые. Силы гравитации проявляются главным образом в явлениях астрономического масштаба: они удерживают Землю при ее движении вокруг Солнца, придают спиральную форму многим галактикам при рождении звездных образований, концентрируют чудовищную энергию в ядре квазаров. Электромагнитные взаимодействия характерны для макромира (мир обычной человеческой деятельности: масштаб от размеров Земли до размеров атомов и молекул). За счет сил электромагнитного происхождения удерживаются электроны вокруг атомного ядра; связываются воедино конкретные вещи, получаемые объединением множества атомов. В явлениях же ядерного масштаба, в мире элементарных частиц существенны сильные и слабые взаимодействия. Сильные взаимодействия играют основную роль в формировании томного ядра, удерживают кварки в протонах и нейтронах. Наконец, слабое взаимодействие приводит к определенным формам радиоактивного распада и проявляется во взаимодействии нейтрино и других лептонов с нуклонами. Таковы четыре типа фундаментальных связей различных природных объектов

Структурный аспект диалектики четко прослеживается и в живой материи. Пространство жизни иерархично и разнопорядково. Ее проявления имеются на молекулярном уровне. Существуют одноклеточные и многоклеточные организмы, растения и животные. Одна из главных особенностей живого - его системность. Признак системности свойствен живой молекуле (протоплазме), клетке, организму, виду, биоценозу, биогеосфере. На каждом из уровней организации живых систем между самой системой и внешней средой существует необходимое взаимодействие (в формах взаимоотношений нуклеиновых кислот и белков, обмена веществ, внутривидовых и межвидовых отношений и др.). Связь прослеживается не только между живыми системами разного уровня организации. Существенно также взаимопроникновение диалектики живой и неживой материи.

Наряду со структурным бесконечным многообразием в неорганической и живой природе отчетливо просматриваются и другие аспекты объективной диалектики: процессы и развитие. Удостоверяет диалектику в природе, в частности, синергетика - наука о спонтанной самоорганизации природных объектов.

Синергетика переосмысливает выводы классической термодинамики. Второе ее начало как эволюция от порядка к дезорганизации определяет процессы, идущие в изолированных и находящихся в состоянии равновесия системах. В данном состоянии их структурные единицы ведут себя хаотически. Иначе протекают процессы в так называемых диссипативных структурах (химические волокна, структуры в жидкостях, лазерные пучки, неустойчивость плазмы, явления выхлопа и флаттера и т.д.). Они образуются при взаимодействии системы с внешним миром, ее погружения в неравновесные условия. В открытых системах, находящихся достаточно далеко от состояния термодинамического равновесия, усиливаются флуктуации, возникают корреляции и когерентность. В результате сложного взаимодействия структурных единиц (элементов системы), их коллективного движения происходит процесс самоорганизации. Неравновесность служит, таким образом, источником порядка, является тем, что порождает "порядок из хаоса". Синергетика подтверждает активность материи и развитие доказательством факта самоорганизации в системах неорганической природы.

Физическая эволюция Вселенной, процессы самоорганизации природы сочетаются с химической эволюцией вещества. Ныне методами радиоастрономии установлено, что в космосе идет многообразная химическая эволюция материи. Межзвездная среда содержит возможности, как оказалось, органического синтеза. В частности, обнаружен формальдегид, способный легко образовывать различные углеводы. Весьма сложные и разнообразные органические молекулы присутствуют в метеоритах. На нашей планете эволюция химических соединений прошла три стадии: неорганическую, органическуюибиохимическую.В ходе химической эволюции имеют место такие процессы, как усложнение функций и обогащение возможностей химических преобразований, возрастание внутренней противоречивости, активности молекул. Наряду с этим процессом прогрессивного развития наблюдаются и такие явления, как снижение химических возможностей и распад органических соединений до угля, карбонатов, углеводов, углекислоты.

Добавим к сказанному, что и жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает с позиций синергетики высшим проявлениям происходящих в природе процессов самоорганизации.

Итак, процессы распада и самоусложнения, хаос и порядок, закономерность и случайность, неустойчивость и равновесие, структурность вещей, их взаимосвязь и изменение, силы действия и противодействия, усложнение и дезинтеграция - это и бесконечно многое другое составляет содержание диалектики природы. А при современном ее понимании необходимо еще учитывать такие реальные феномены, как самоорганизацию, системность, информацию, управление и самоуправление, интенсификацию информационных процессов как объективную историческую закономерность, нелинейность и вариатив­ность осуществляющихся событий.

Объективная диалектика в ее трех аспектах присуща и социальной форме движения материи. Но об особенностях диалектики общества будет идти речь в VI Модуле.

Для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики:

· античную диалектику;

· идеалистическую диалектику;

· материалистическую диалектику.

1. В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия.

2. Если обращение древних философов к подобным идеям имело в общем характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы ХVIII - XIX вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало учение Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулируя главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначение сводила, в конечном счете, только к рациональной интерпретации "разумной" действительности для примирения с нею. И все-таки в эволюции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение - ступень преходящая.

3. Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи", "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".

Вместе с тем в постклассической философии имеет место иное понимание диалектики. Так, например, приверженцы экзистенциалистической версии диалек­тики (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же преимущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных переживаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Их диалектику безусловно нужно знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию, что свойственно теоретикам экзистенциализма, только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой - при отрицании универсальной объективной диалектики бытия - крайне уязвимо и философски несостоятельно.

Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, современными последователями учения религиозного философа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен, Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми противоречиями, определяемого высшими силами человеческого бытия, приверженцы так называемой "негативной диалектики" сосредоточивают внимание на критике существующей действительности. Группа философов Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалектику как "последовательное осознание неидентичности", как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитивному. Отрицание - на самом деле один из важнейших элементов диалектики - превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.

В каждом конкретном случае подобные теоретические доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диалектики как теоретической системы составляют ее элементы: категории, законы, принципы и концепции.

 

Категории диалектики

 

Категории диалектики

Категории - своего рода несущие конструкции фи­лософского знания. Посредством их раскрываются принципы и законы диалектики. Что такое категории? Это особый класс понятий. Существуют понятия обыденной речи (дом, хлеб, нож, брат и т.п.). В любой науке есть свои понятия: в физике - масса, заряд, электрон, спин и др.; в радиотехнике - модуль, интегральная схема, резистор, конденсатор и т.д.; в биологии - ген, вид, популяция и др. Изучить какую-либо науку - значит овладеть ее основными понятиями. Кроме специализированных научных понятий, применяются так называемые интегративные понятия (алгоритм, знак, симметрия, информация и др.) - от всех такого рода понятий категории отличаются тем, что в них выражается миросозерцание людей. Категории - суть формы философского сознания, способ его существования, логические структуры человеческого мышления. Категории отражают предельно общие связи и свойства явлений действительности. Категориями фиксируется воспроизведенная в по­знавательном процессе и общественно-исторической практике объективная диалектика. В них находят выражение созданные человечеством формы рационального, теоретического освоения мира. Как способы мировоззренческой ориентации категории выступают логическим инструментом действий людей в быту, в сферах науки и культуры, экономики и политики, техники и искусства.

В структуре философского знания понятия разнородны: многие из них касаются лишь отдельных его подсистем - аксиологии (ценность, добро, зло, свобода, красота, вера, культура и др.), гносеологии (истина, практика, знание, заблуждение и т.п.), праксеологии (социальное действие, общество, личность, цивилизация, формация и т.д.). Те же философские понятия, которые помогают осмыслить мир в его целостности и совокупности отношений людей к действительности, образуют в собственном смысле слова систему категорий материалистической диа­лектики (материя, сознание, качество, необходимость, противоречие, человек и др.).

Проблема категорий в истории философии возникла давно; отношение к ним у различных мыслителей неодинаковое. Впервые ввел в философское сознание термин "категория" (по-гречески - высказывание) Аристотель. Но четкой позиции в вопросе о категориях у него не было. С одной стороны, он трактовал их как структуры мышления, с другой - как формы самого бытия. Вместе с тем, несомненной заслугой античного мыслителя было выделение таких категорий, как сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (изменение).

Спустя многие столетия новую попытку классификации философских понятий предпринял И. Кант. Он полагал, что категории суть чистые мыслительные формы, которые рассудок содержит в себе априори (то есть свойственные сознанию и безотносительно к какому-либо опыту). Кант составляет таблицу категорий, состоящую из двенадцати понятий, объединенных в четыре группы: 1) количество (единство, множественность, целокупность); 2) качество (реальность, отрицание, ограничение); 3) отношения (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение); 4) модальность (возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость и случайность). Кант подметил очень важное отличие категорий: каждая третья из них возникает всегда соединением второй ипервой категории того же класса.

Принцип синтеза противоположных понятий в новой категории последовательно проводит в своей философии Гегель. У него насчитывается в движении логической идеи свыше ста категорий. Все они субординированы, представлены во взаимосвязи и переходах друг в друга. Никогда еще ранее в философских учениях категории не выступали столь изменчивыми. В диалектике понятий в целом ряде случаев Гегелем угадывалась диалектика бытия, диалектика вещей. Но он был объективным идеалистом. Понятия, по Гегелю, обладают самодвижением в поступательном возвышении мирового разума к абсолютной истине. Диалектика развития в целом принимала крайне мистифицированный вид.

Вовсе не случайно, поэтому некоторые мыслители занимают весьма скептическую позицию в вопросе о категориях. Так, известный английский философ и математик Б. Рассел писал: "Я лично не верю, что термин "категория" может в какой-либо мере быть полезным в философии как представляющий ясную идею"[9]. Рассел придерживался позитивистских воззрений. Для него вообще мало значат философские абстракции. Позитивисты мыслят как субъективные идеалисты. Для них критерий подлинной научности - чувственно данные факты. А так как категории фиксируют общее в явлениях, не поддающиеся непосредственно верификации, чувственной проверке, то становится вполне объяснимым пренебрежительное отношение Рассела к проблеме категорий.

Между тем позиция позитивизма в этом вопросе ошибочна. Как предельно абстрактные и общие понятия категории выполняют существенные логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании. В философских категориях синтезируются результаты познавательной деятельности людей, опыт их социальной практики.

принципы и законы диалектики

Принципы и законы диалектики

Как всеобщие моменты познания категории оказываются "текучими", исторически взаимоопределяемыми формами мышления. На необходимость мыслить гибкими понятиями ориентируют принципы диалектики. Принципы – ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию системность и целостность. В познавательных и практических действиях прин­ципы выполняют нормативную функцию.

Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяются принципы:

· всеобщей взаимосвязи явлений;

· принцип развития.

Связи и взаимодействия объектов многообразны: существенные и несущественные, прямые и обратные, генетические, пространственные и временные, функциональные, необходимые и случайные, непосредственные и опосредованные, общие и единичные и т.д. К числу наиболее важных связей принадлежат отношения, обозначаемые категорией закон. Закон Ома (в физике), закон постоянства состава (в химии), закон Менделя (в биологии), законы устойчивости и фильтрации (в технике), закон стоимости (в экономике) - что общего между ними? То, что они выражают - каждый в своей сфере действия, - особого рода объективные отношения явлений. Категорией "закон" фиксируется более или менее жесткая упорядоченность связи природных или социальных объектов. Закон - это объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как общее отношение для всей совокупности явлений конкретной сферы бытия, закон не терпит исключений. При одних и тех же условиях действие закона непременно и однозначно. Именно данные особенности объективных законов природы и общества позволяют человеку сознательно использовать их в своей практической деятельности.

В зависимости от пространства действия различаются законы:

· специфические (функционирующие в какой-либо конкретной сфере бытия);

· общие (присущие в целом природе или обществу);

· всеобщие, или законы диалектики.

Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные существенные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего и др.

Если всеобщие законы выполняют в философском сознании функции объяснения и в известном смысле прогноза, то предназначение концепции в диалектике - обоснование ее главных идей. Концепция- это целостный способ понимания действительности посредством объединения в логическую систему на основе какого-либо теоретического принципа соответствующих категорий и законов. В философии, как и в любой теоретической системе знания, возможны различные концепции (концепции материи, сознания, причинности, прогресса, деятельности, истины и др.). Фундаментальными концепциями мате­риалистической диалектики являются концепции детерминизма и развития.

 

Концепция детерминизма

Признание универсальной закономерной связи и взаимодействия явлений материального и духовного мира свойственно философским учениям, придерживающимся позиции детерминизма. Сам детерминизм различными мыслителями интерпретировался по-разному. Многие из них (Демокрит, Б. Спиноза, П. Лаплас, П. Гольбах и др.), верно устанавливая взаимоопределенность и связь явлений, ограничивались лишь указанием одной непосредственно действующей причины. Сама идея каузальности (причинности) трактовалась чисто механистически. Игнорировались особенности биологической и социальной причинности. Отрицалась объективная природа случайности. Статистические связи и вероятность исключались из представлений о детерминизме.

Подобные метафизические воззрения в истории философии сочетаются с телеологическими (телеология - учение о цели) концепциями.

Приверженцы телеологии (Аристотель, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг, Гегель, А. Шопенгауэр и др.) исходили из идеалистической установки о наличии в природе внутренних целей, выступающих в качестве "конечных причин" развития. Но приписывание целей природе неправомерно. Способность к целеполаганию присуща лишь разумным существам. Поэтому только человеческую деятельность уме­стно объяснять посредством целевой детерминации.

В материалистической диалектике концепция детерминизма представлена учением о многообразных формах объективной взаимоопределенности явлений. Среди них можно выделить такие виды связей, как детерминацию каузальную (причинно-следственную зависимость), номологическую - (закономерная связь), функциональную, кондициональную (воздействие условиями), генетическую (детерминация порождения), системную (отношение организации) и др. В истории философского познания различные моменты универсальной взаимообусловленности предметов и явлений действительности "схватываются", как уже отмечалось, в категориях. Ими выражаются и обозначенные ранее три аспекта диалектики: структуры, процесса и развития. Усвоение категорий и законов, раскрывающих содержание каждого из них, углубляет понимание диалектической концепции детерминизма. В "гнездо" понятий, фиксирующих ее структурный аспект, входят, прежде всего, традиционные для философии категории "единичное - общее", "явление- сущность", "форма - содержание", "часть - целое". Соотношением этих парных противоположностей устанавливаются такие законы структурной детерминации, как законы взаимоопределения единичного и общего, проявления сущности, эмерджентности целого, доминирующей роли содержания. Диалектика же процесса во многом воспроизводится в законах взаимодополнения случайности и необходимости, взаимного генезиса возможности и действительности и др. К числу главнейших фрагментов в целостной концепции детерминизма принадлежит философское учение о причине и следствии.

 

Закон причинности

 

В трактовке проблемы причинности ряд философов (Дж. Беркли, Д. Юм, Р.Авенариус) отрицали ее объективность. Так, Юм полагал, что существование причинно-следственных связей недоказуемо. Для него причинность суть не более как психологическая привычка соединять в чувственных восприятиях регулярное появление и следование событий. В отличие от такого индетерминистского взгляда механистическое истолкование причинности состоит в безусловном признании ее объективности и однозначности. Классически была выражена подобная позиция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему можно сколь угодно точно описать поведение материального объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если известны его начальные условия и закон движения.

Памятник П. Лапласу в Бомон-ан-Ож

 

Между тем в реальности дело обстоит несравненно сложнее, чем это представлялось концепцией лапласовского детерминизма. Что же такое причинность. Это такое воздействие одного объекта на другой, при котором изменение первого объекта (причина) производит соответствующее изменение другого объекта (следствие). Так, прохождение тока в проводнике является причиной отклонения стрелки прибора. Воздушные потоки, создаваемые крыльями самолета при его горизонтальном движении, обусловливают подъемную силу. Искажение программы внедрением "компьютерного вируса" существенно нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явлений причинность отличается такими особенностями, как генетичность(причина порождает следствие), последовательность во времени (причина предшествует следствию), необходимость отношения причины и следствия (данная причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие), асимметричность воздействия (в процессе причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию), необратимость (причина не может быть результатом своего же следствия), несводимость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны единого ми








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2190;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.092 сек.